5. Физическое тело человека и его двойник. Непрерывность человеческой жизни

1. Снова повторим, что земной человек есть душа, воплощённое в тело. Помимо двух аспектов духа, двух аспектов души, он имеет два тела. Видимое физическое тело состоит из материи твёрдой, жидкой, газообразной; невидимое состоит из трёх видов более разряженной материи, которую мы назвали эфирной. В теософии эти два тела называют стхула-шарира и линга-шарира (санскр. шарира — тело). Лингу называют также телом пластическим, считая её вторым принципом, третьим принципом при этом считается камарупа, если стхула и линга принадлежат плотному миру, то камарупа — Миру Тонкому. Тело воплощённого человека пронизывает прана, первый принцип человека. Прана — это тончайшая энергия плотного мира, составляющая его высший подплан. Это низший аналог Атмы, присвоенная отдельным существом частица общемировой жизненной энергии, проводящая исходящие от Солнца жизненные токи. Е. Блаватская говорила, что тело погружено в прану как губка в воду, при смерти вода уходит и тело засыхает.
Человек во плоти состоит из семи принципов, так условно названы семь состояний его трёх естеств плотной, тонкой и духовной структуры, принадлежащих различным сферам Космоса. Семеричное строение человека соответствует семеричному строению Космоса. Для удобства изложения принципы нумеруются, но эта нумерация относительна. Семь принципов человека это: прана, линга, камарупа, кама-манас, Манас, Буддхи, Атма. В случае высокоразвитого человека камарупа превращается в тонкое тело, а кама-манас — в тело ментальное.
Физическое тело действует в плотном мире, его главное назначение — получать впечатления из внешнего мира и передавать их вовнутрь, из этой информации обитающее в нём личное эго вырабатывает свои знания. Сознание воплощённого человека называют мозговым сознанием, мозг — это и орудие бодрствующего сознания, и канал, соединяющий физический и психодуховный миры. Если сердце — центр сознания духовного, то мозг — центр интеллектуального сознания. С помощью мозга и нервной системы человек получает информацию из внешнего мира, но осмысливает его душа, мыслит не мозг, но человек с помощью мозга.
Человек не есть мыслящее физическое тело, а мыслитель в нём. Платон и следующие за ним философы утверждали, что в человеке существуют априорные (доопытные) формы мышления, такие как «часть–целое», «пространство–время» и пр. С их помощью он упорядочивает (осмысливает) непрерывный поток чувственного опыта: разделяет его на части, анализирует и сравнивает их, а затем синтезирует в целое. Многие психологи, определяя восприятие как воспроизведение в нашем сознании целостного представления об объектах окружающего нас мира в данный момент времени и места, осознают его как акт ментальный. Восприятие сперва есть различение или анализ ощущений путём направления внимания на определённый объект: какой он? Например, жёлтый, кислый, круглый, шероховатый. Затем происходит синтез этих свойств в целостное представление, которое для приведённых характеристик примера выражается словом «апельсин».
Связь между физическим телом и душой осуществляет и линга, эфирное тело, которое названо Е. Рерих двойником, подобно волнам беспроводной связи он образует среду сообщения между душой и телом. Двойник при жизни человека представляет собой туманную спиралевидную сущность, окутывающую физическое тело эфирной паутиной и связанную с ним тонкой материальной пуповиной. Он является проводником праны, жизненной энергии, необходимой для нормального существования физического тела. Поскольку двойник тесно связан с телом, постольку он включает в себя низшие психические энергии, связанные с деятельностью пищеварительных и половых органов, а также грубые элементы, которые человека разделяет с животными и которые заточают его душу во плоти. Двойник не имеет сознания, но играет большую роль при передаче посылок из Высшего Мира нашему мозгу, но для этого он не должен отягощаться излишествами, очищаться от низших энергий, преобразуя низшие желания и страсти в тонкие чувства.
Как мост между двумя мирами он необходим при жизни на физическом плане, но при смерти сбрасывается вслед за физическим телом, однако в редких случаях и до него. Е. Рерих подробно говорит о двойнике в одном из своих писем для того, чтобы показать различие между медиумизмом и йогой. Медиум видит и слышит низшие планы Тонкого Мира посредством выделения своего двойника из физического тела; ясновидение и яснослышание йога происходит с помощью выделения тонко-ментального тела, которому доступны высшие планы Тонкого Мира (28).
Смерть есть отделение души от тела. Прана покидает физическое тело и его двойник, после чего они разделяются и начинают распадаться на молекулы и атомы. В начале XX века была установлена разница в весе между живым, а потом только что умершим человеком. Хотя и незначительная, она свидетельствует о том, что из тела выделяется невидимая материя, имеющая вес. Это и есть двойник человека. В конце того же века учёные собрали и описали опыт людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся в тело. Главное в них то, что человек в момент смерти видел своё тело со стороны, будучи вне его, он сознавал и переживал происходившее вокруг него. Не является ли это неоспоримым доказательством того, что человек есть душа в теле, и его индивидуальное сознание не умирает вместе со смертью его физической оболочки? Об этом и учили все религии и философии в древности, но для многих людей они не являются авторитетами, да и многократно описанный учёными опыт умирания, неверующие в посмертное существование ухитряться истолковать по-своему. Знающие во все времена учили людей и тому, чтобы, находясь у постели умирающего человека, они сохраняли торжественное молчание, дабы не мешать душе человека просматривать картины прошедшей жизни для осознания её смысла. Люди должны помогать уходящему своими молитвами и светлыми мыслями, а не осложнять его отрыв от земли стонами и криками. Недопустимо и искусственными методами снова возвращать человека в изжитое тело, принося этим отрывающейся от тела душе страдания.

2. После того, как в момент смерти душа просмотрит «фильм жизни», она теряет сознание и пробуждается в той сфере Тонкого Мира, который ей соответствует. Учение Жизни даёт много сведений об устройстве Тонкого Мира, который подобен миру плотному, но имеет свои пространственно-временные характеристики, состоит из более тонкой и прозрачной материи, чьи формы могут создаваться путём психической энергии, не требуя для этого приложения каких-либо физических усилий. Однако и эта материя имеет свои твёрдые, жидкие, газообразные и эфирные подпланы, потому и Тонкий Мир очень разнообразен, он прекрасен и светел в своих высших сферах, но в низших сферах непривлекателен и тёмен.
В Тонком Мире происходит процесс очищения и осмысления опыта, накопленного личностью в своём последнем воплощении. Происходит освобождение Манаса от элементов низших планов, всё достойное вечности поглощается Высшим Эго, местом пребывания которого является Мир Огненный. Перед новым воплощением Индивидуальность имеет период отдыха, это состояние теософы называют Девачаном, а христианские священники — раем. Это субъективное состояние блаженства, основанное на сознании последней личности, которая вновь переживает всё самое лучшее, порождённое ею в прошедшей жизни, без страданий и горечи, предшествующих каждой радости на земле, без привязанности к прошлому и тревожного ожидания будущего. Это есть безмятежное настоящее, сравнимое с редкими моментами земного блаженства, во время которого человек теряет ощущение времени и пространства.
Посмертное состояние человека достаточно подробно описано в теософской литературе, на её основании можно составить целостную картину того, что происходит с нами после перехода Великих Границ. Много усилий было приложено теософами, чтобы опровергнуть церковные представления о вечных рае и аде. Не существует вечного блаженства, ибо блаженство на всякой новой ступени вверх достигается в результате всё большего напряжения сил и преодоления всё больших препятствий, которые невозможны без страданий. Не существует вечного ада, ибо в кратковременных жизнях на земле не могут быть посеяны семена вечных искуплений. Да и не существует ада страшнее, чем жизнь на земле, пожинающая результаты своих бывших преступлений.
Место и время пребывания личностей в Тонком Мире различны, они зависят от степени развития сознания личности и его проводников. Платон в своих произведениях «Федон», «Федр», «Государство» и т. д. не только обосновывает непрерывность человеческой жизни, но и описывает участь души после смерти, иногда напрямую, иногда мифологически. Он, кстати, писал, что если земная жизнь длится максимально до ста лет, то посмертная — около тысячи лет. Но мы знаем теперь, что некоторые души, как высокого развития, так и падшие, могут быстро возвращаться в земной мир и даже почти сразу же после смерти.
О состояниях души после смерти отчасти можно судить уже при жизни человека, хотя сознание, лишённое плоти, обнажается, ярче проявляются его достоинства и недостатки. Чистые души проходят очищение быстро и безболезненно, более развитые пребывают в высших ментальных планах Тонкого Мира, где они могут учиться, расширяя своё знание, к которому устремлялись на земле. Люди порочные и развращённые испытывают страдания, чистилище, очищение от животных и грубых элементов происходит длительное время и в низких сферах Тонкого Мира. Беспробудный пьяница, лишённый тела, испытывает белую горячку сильнее чем в теле, очищающий огонь жжёт, отсюда говорится о пламени ада.
Трудно посмертное состояние и самоубийц, которые будут доживать положенное время жизни в загробном мире, но отнюдь не в светлой его части. Поскольку они переходят туда в момент отчаяния, горечи, страданий, то будут переживать их вновь и вновь, пока не завершится положенный им срок жизни. Мало того, в одном из своих последующих воплощений они умрут в результате насильственной смерти и в то самое время, когда желание жить в них будет наиболее сильным. «Самоубийства возрастают. Никто не будет отрицать, что никогда не было столько самовольных прекращений жизни. Значит, никто не сказал этим несчастным о значении жизни. Никто не предупредил их о последствиях их поступка. Неужели нет среди людей повышающих голос за истину и красоту жизни?!» (29).
Люди, которые при жизни отрицали непрерывность жизни, материалисты и атеисты, будут спать в Мире Тонком или пребывать там в полусознательном состоянии. И это будет продолжаться до тех пор, пока в своих земных существованиях, они не пробудят свой дух. «Так, материалист при самом развитом интеллекте, но отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в мирах Высших, не будет иметь сознательной жизни в Мире Тонком, ибо, не создав, не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечён в вихрь земного притяжения и получит новое рождение. Конечно, можно представить себе, каково будет это новое рождение, ибо, исключая случаи высоких духов, такое почти немедленное возвращение на Землю нежелательно. Как Вы знаете пребывание в Тонком Мире имеет великое значение для питания и претворения духовных сил. Потому можно представить себе, какое происходит разложение духовной сущности при длительном отсутствии такого питания» (30).

3. После отдыха в Девачане Высшее Эго воплощается вновь, при этом Луч Высшего Манаса погружается в Тонкий Мир и пробуждает к жизни постоянные атомы, сохраняющиеся при всех воплощениях Души, благодаря которым осуществляется преемственность между личностями одной Индивидуальности. Вокруг них и строятся ментальные и тонкие оболочки в соответствии с сознанием, достигнутым человеком. Они словно магнит притягивают из пространства сброшенные при очищении элементы, которые подлежат дальнейшему очищению и утончению. Манас не соединяется с ребёнком, пока не закончится первое семилетие его жизни, потому индивидуальная карма, в отличие от кармы наследственной, настигает человека только после семи лет.
Человек сам созидает свою душу, но физическое тело он получает извне, посредством него связывается с определёнными родителями и целым родом, так осуществляется родственная карма. Физическое тело строится в утробе матери под влиянием спермы отца, но зачатие происходит только тогда, когда пробуждается эфирный постоянный атом, вокруг которого формируется двойник, предваряющий строительство тело физического. До семи лет он определяет характер физического тела, привлекая из пространства строительные элементы согласно кармическим семенам, но после этого тело оказывает влияние на двойника, утончая его или, напротив, отягощая низшими энергиями.
Постоянные атомы — это всё, что остаётся после распада физического тела и его двойника в плотном мире и после распада камарупы и кама-манаса в Мире Тонком, и если личность не завоюет себе бессмертие, то она исчезает навсегда. Но память о ней и всех других личностях данного Высшего Эго сохраняется на нетленной летописи Вселенной, на так называемых Скрижалях Кармы. «В день «Будь с нами» каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за Манвантары… Оно зрит поток своих прошлых воплощений посредством некоего божественного света. Оно видит всё человечество сразу, но, тем не менее, всегда имеется поток, который неизменно представляет собой Я» (31). Нам говорится, что полное воспоминание наших жизней вернётся к нам на пороге Нирваны, которая ожидает нас после завершения цикла эволюции на определённой планете.
Оставшись без соединительного Луча, сброшенные оболочки камарупы и низшая часть кама-манаса блуждают в низших слоях Тонкого Мира в виде полусознательных скорлуп и постепенно распадаются на составные элементы. Выступая против вызывания духов медиумами на спиритических сеансах, распространившихся во второй половине девятнадцатого столетия, Е.П. Блаватская писала, что умершие в свой срок чистые люди после освобождения от физического тела не могут оставаться в земной атмосфере в личности, в которой они жили на земле. Проявляться на сеансах могут только три класса существ: а) полусознательные сброшенные скорлупы умерших, насыщенные энергией медиума; б) грубые грешные люди, вызывать которых опасно для живых людей; в) внезапно умершие самоубийцы и жертвы несчастных случаев, доживающие положенный им срок вне физического тела, притягивать которых к земле жестоко по отношению к ним.
«Мы утверждаем, что для совершенно чистого «Я» после освобождения из физического тела не существует возможности остаться в земной атмосфере в его собственной личности, в которой он продвигался на земле. Из этого правила сделано только три исключения. 1. Святое побуждение, заставляющее Бодхисаттву помогать живущим в достижении блаженства; в таком случае, он остаётся, дабы наставлять их как изнутри, так и извне. Может оставаться в своей личности века и тысячелетия. 2. Поглощённость определённой идеей, пока магнетизм её не иссякнет. 3. Любовь и привязанность к оставшимся, до смерти или недостойного поведения любимого человека» (32).
Сохранение личности и её существование в Тонком Мире столько времени, сколько она пожелает, возможно, но это очень редкое достижение. Оно доступно только тем, кто обладает высшими тайными знаниями, и достигается Адептами правого Пути и Адептами левого Пути. «Сохранение личности без изменения после смерти — очень редкое достижение, доступное только тем, кто вырвал у природы её секреты и управляет своим собственным сверхматериальным развитием. Элифас Леви называет таких людей бессмертными в добре через отождествление себя с Богом или бессмертными во зле через отождествление себя с Сатаной. Иными словами, сохранение личности после смерти (или, лучше сказать, долгое время после смерти; не будем сейчас объяснять это различие) достигается только адептами и магами, единственным классом, обладающим высшими тайными знаниями. Одни его представители получили их праведным путём и из благих побуждений, другие — неправедными средствами и для низких намерений» (33).
Итак, личность обычного человека умирает навсегда, ни одна личность не может перевоплощаться вновь, кроме бессмертной Личности. При этом нужно исключить однократное повторное рождение тех личностей, чьи души не получили земной жизни вследствие аборта или умерли в раннем возрасте. «Реинкарнация есть появление той же личности или, вернее, её астральной монады дважды на одной и той же планете, не есть правило природы, это исключение… Ему предшествует нарушение законов гармонии природы, и происходит оно только тогда, когда последняя, стремясь восстановить нарушенное равновесие, насильно бросает обратно в земную жизнь астральную монаду, которая была вышвырнута из круга необходимости преступлением или несчастным случаем. Так, в случаях абортов, в случае детских смертей до определённого возраста и в случаях неизлечимого идиотизма начальный замысел природы создать совершенного человека был нарушен» (34).
6. Эволюция человечества.
Различие людей по степени развития
4. Философия и психология о сознании человека
Рерих. Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 397-400
Агни-Йога. Братство. § 608
Рерих Е.И. Письма. М. 2001. Т. 3. С. 24
Блаватская Е.П. Инструкции для учеников. М. 2000. С. 123
Блаватская Е.П. Гималайские Братья. М. 1998. С. 281
Блаватская Е.П. Смерть и Бессмертие. М. 1997. С. 134
Блаватская Е.П. Эликсир жизни. М. 1998. С. 222