Всеобщие начала и законы мироздания. Философские основы космологии

1. Единство и двойственность Бытия. Относительная реальность
1. Учение о Космосе должно предварять учение о человеке. В разделе «Философские основы космологии» мы рассмотрим вопросы о всеобщих причинах и законах мироздания, а также их проявлении в формировании и существовании Космоса.
Закон полярности утверждает, что мироздание возникает и существует благодаря взаимодействию противоположностей, проявленный мир основан на биполярности всего сущего. Отсюда и мышление постигает мир путём сопоставления противоположностей, установления их различия и связи. Существование противоположностей в окружающем нас мире является очевидным для рассудочного мышления, но философский разум постигает фундаментальные противоположности мира, далеко не очевидные для поверхностного мышления.
Каждый человек интуитивно сознаёт противоположность между собственным существованием и существованием мира вне его, ибо он обладает как самосознанием «Я есть», так и сознанием того, что является частью мироздания «Не-я». Связь между человеком и миром может быть названа познанием, так как без познания себя и мира человек не может жить и действовать. Философия начинается с осмысления этой непосредственной для всех людей данности; она стремится ответить на вопросы: что есть человек, что есть мир, что такое познание и как оно осуществляется? И мы помним, что философия движется от универсального к конкретному, то есть размышления об общем и целом она предпосылает изучению частного. Философ исходит от понятия о мире в целом, и осознаёт, что он не имеет границ в пространстве, начала и конца во времени, он всегда был, есть и будет, но каждая его часть ограничена и конечна.
Для философского разума мир в целом или Бытие включает в себя две взаимосвязанные друг с другом реальности: абсолютную и относительную. Абсолютная реальность одна, она вечная и безграничная, непостижимая для разума, сознаваемая только с помощью духовной интуиции. Это мир вечного пре-бывания. Относительная реальность — это беспредельное множество конечных форм, сменяющих друг друга в вечной последовательности циклов. Это мир вечного обновления или ста-новления. Вечное движение и изменение создают и относительность всех понятий нашего рассудка.

2. Ниже мы подробнее рассмотрим обе реальности. Начнём с относительной, включающей множество конечных форм. Форма — это принцип ограничения, она есть то, что имеет границы в пространстве и во времени. Пространством в данном случае мы называем место, занимаемое формой, её величину, отношения форм между собой. Время означает длительность существования форм, смену их состояний от прошлого к будущему, последовательное чередование форм друг за другом.
Пространство и время взаимосвязаны между собой: изменения во времени есть изменения в пространстве, и наоборот. Время — четвёртое измерение пространства, которое, в свою очередь, является вторым измерением времени. Пространство и время относительны, они зависят от нашего восприятия и являются порождением человеческого рассудка или земного ума. Так понятия «верх-низ», «внутри-снаружи», «север-юг» и т. д. зависят от нашего местоположения и нашего восприятия пространства. Понятия дня и ночи относительны, они касаются лишь определённой точки планеты; понятия месяца, года, века — условные единицы измерения. Относительность пространства и времени признаётся и современной наукой, особенно в сфере космических вычислений. С нашей точки зрения формы бывают большие (галактики) и малые (атомы науки), плотные видимые (тело) и тонкие невидимые (душа). Малые формы входят частью в большие, разные по плотности формы пронизывают друг друга, формы высших сфер воспринимаются как бесформенные для существ более низких сфер.
Каждая форма имеет состав — совокупность частей, которые притягиваются друг к другу благодаря присущим им внутренним силам. Каждая форма есть целое, но всякое целое больше суммы своих частей, значит, существует единая внутренняя сила, объединяющая вместе относительно независимые друг от друга части. Форма как целое взаимодействует с окружающей её средой, она воспринимает, анализирует и усваивает энергию среды. Эту способность любой формы мы называем сознанием или душой, уходит душа — форма распадается. Слово «сознание» часто отождествляется с понятием мышления, но мышление — это только один аспект сознания, включающего в себя инстинкты, чувства и желания. Отождествление сознания только с мышлением укрепляет ошибку отрицания сознания в других формах существования от атомов до звёзд.
Все формы изменчивы вследствие как внутреннего взаимодействия частей, так и внешнего обмена энергиями со средой. Изменение есть движение, движение есть жизнь, а жизнь есть сознание. Все формы живые, все они обладают сознанием, но различным по степени развития. И сказано нам: где тот дерзновенный человек, который решится утверждать, что минералы и растения не имеют особого сознания? Он может сказать только то, что их сознания вне пределов его понимания.
Каждая форма жизни имеет своего творца, ибо организованность частей предполагает действие разумной силы на разрозненный материал. Современная наука полагает, что формы Космоса и Природы могут сами собой формироваться из беспорядочного движения первичных атомов, но может ли гармония, которую мы наблюдаем вокруг нас, возникнуть сама собой? Атомы сталкиваются и отталкиваются, но только сознательная воля может направлять их на гармонические сочетания.
Все формы Космоса создаются и управляются иерархией разумных существ, отличающихся друг от друга степенью развития сознания. Боги — существа по разуму выше человека, но и они когда-то были людьми, ибо как сказал Гераклит: «Боги — это бессмертные люди, а люди — смертные Боги». Отсюда все формы мира мы можем условно разделить на естественные и искусственные, первые создаются Богами, вторые — человеком; вкладывая в них свои мысли и энергию, человек одушевляет их. Итак, как на земле, так и на небе — разрозненный хаос элементов-частей не может сам собой сложиться в порядок. Даже обладающие сознанием люди будут представлять собой хаотическую толпу на стадионе, если управляющий ими человек не начертит на земле рисунок, по линиям которого они должны будут выстроиться, только тогда зрители с трибун могут созерцать созданную ими форму.
Творцы, создающие формы, творят их в согласии с идеальными образцами или первообразами, получаемыми свыше из мира идей. Эти вечные архетипы философы называют сущностью явлений и объективных форм. Бесчисленные формы относительны, они изменчивы и разрушаемы в их проявленных формах, но не в своей сущности. Как идеальные формы они существуют от века, а после своего разрушения существуют как отражения в памяти Вселенной.
Каждая форма, таким образом, имеет сущность — вечное основание изменчивых проявлений. Каждый дуб, к примеру, имеет видимую форму, невидимое сознание или душу, присущую только ему. Но он имеет и общую для всех дубов основу — сущность, общее неизменное начало, проявляющееся во всех конкретных деревьях и определяющее отличие дубов от других деревьев и вообще от всех иных форм природы. Познание форм есть, прежде всего, познание их сущности, а не простое описание их многообразных и изменчивых свойств.
Наука призвана изучать мир как видимых, так и невидимых форм. Она должна давать ответы на вопросы: что есть форма, т. е. какова её сущность; из чего форма состоит, каков состав и структура её частей? Поскольку каждая форма имеет причину своего возникновения и цель существования, учёные должны отвечать и на вопросы о причинах возникновения форм и целях их существования.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ФИЛОСОФИИ
2. Абсолютная реальность. Пантеизм
7. Философия и миф