2. Научные подходы к изучению перевоплощений
1. Нам сказано: «Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно. Если вы можете предложить другую конструкцию Мироздания, Мы оставим за вами место профессора семинарии и обещаем похоронить по первому разряду — ведь вы собрались действительно умереть в глазах просвещённых. Прочтите внимательно писания вами напечатанных Учителей и вы удивитесь, как дружно во все века Они говорят о смене жизни» (4).
Изучение закона перевоплощения должно включать в себя следующие направления:
  • создание единого учения о человеке, основанного на новом Учении Жизни;
  • описание веры в перевоплощения у разных народов, изучение мифов и легенд, содержащих эти представления;
  • изучение философских взглядов мыслителей, принимающих закон;
  • обзор высказываний художников, интуитивно осознававших или сознательно принимавших множественность жизней человека на земле;
  • эмпирические исследования учёных.
Замечательные книги Мэнли Холла «Перевоплощение» и Сильвии Крэнстон и Кери Уильямса «Перевоплощение. Новые горизонты в науке и религии» содержат достаточный материал, который свидетельствует о вере в перевоплощения у разных народов, о рациональном утверждении этого закона религиозными реформаторами и крупнейшими философами, а также об интуитивном принятии этой истины писателями и художниками. Перечислены многие имена крупных личностей всех времён и народов. Кроме того, М. Холлом особо подчёркнуто, что реформаторская деятельность Будды на Востоке и Пифагора на Западе во многом сводилась именно к тому, чтобы утвердить великую истину о перевоплощении и карме среди будущих водителей народов, которую он справедливо называет алмазной истиной.
М. Холл пишет: «Философ обращается к доктрине перевоплощения не под влиянием воспоминаний о событиях прошлой жизни, а по причине фундаментальной рациональности и целостности этого учения... Огромное число людей верит в бессмертие человеческой души, однако большинство из них согласны принимать эту идею, не утруждая себя никакими доказательствами» (5). Но перед нами встаёт следующий вопрос, можно ли обосновать данный закон научно, то есть исследовать его проявления в окружающем нас мире, можно ли доказать, что тот или иной конкретный человек жил раньше? Никакие рациональные и эмпирические доказательства не убедят скептика, для тех же, кто носит это знание в сердце своём, но колеблется во внешнем осознании, такие исследования могли бы иметь большое значение. Мало того, такие исследования уже начаты в двадцатом веке и к ним можно отнести следующие направления.
Во-первых, изучение глубинной памяти человека в рамках трансперсональной психологии. С помощью гипноза и других методик человека приводят к изменённым состояниям сознания и обнаруживают присутствие в нём различных знаний, образных картин и переживаний, с которыми он не сталкивался в своей теперешней жизни. Психологи пока различно толкуют накопленные свидетельства, говоря о наличии генетической памяти, коллективного бессознательного и т. д., но существование глубинных пластов в человеческом сознании уже никто не отрицает. Здесь, однако, встаёт серьезный вопрос об этической правомерности таких исследований, можно ли ради научных целей или даже ради целей врачевания вторгаться в сознание другого человека насильственными способами?
Во-вторых, существует метод исследования прошлых жизней, который называется психометрией. Поскольку этот метод связан с представлениями о том, что память есть способность читать великую Книгу Жизни, записанную на Вечных Свитках тончайшей материи, то пока он будет отвергнут многими, но именно за ним будущее и в подобного рода исследованиях, и в изучении истории вообще. «Всё, что происходит (или происходило) на этом свете, любое проявление, каким бы скоротечным или незаметным оно не было, находит своё отражение в скандхической записи человеческой жизни. Никакие, даже самые незначительные, действия, мысли, впечатления и поступки не будут ею упущены. Мы можем полагать, что они не восприняты нашим сознанием, и поэтому не остались в нашей памяти, но, тем не менее, все они фиксируются на скрижалях астрального света. Личная память — это выдумка физиологов. В нашем мозгу есть отделы, которые выполняют только одну функцию приёма и передачи ощущений и впечатлений. Эти отделы предполагаемого «органа памяти» получают и передают все картины и впечатления прошлого, а не являются их хранителями. При определённых обстоятельствах и под влиянием различных факторов эти астральные образы могут мгновенно возникать в сознании (это и называется памятью или воспоминанием), но не сохраняются им» (6). Скрижали Астрального Света мог, например, читать великий американский ясновидящий и целитель XX века Эдгар Кейси. Он оставил после себя тысячи «чтений жизни», так он называл прошлые жизни людей, обращавшихся к нему за помощью. Во многих случаях они помогли глубже понять причины их психологических проблем и физических недомоганий (7).
В-третьих, известны исследования Яна Стивенсона, профессора психиатрии в медицинском колледже университета Вирджинии (8). Стивенсон изучал свидетельства детей, помнящих своё прошлое, кроме того, эти свидетельства он тщательно проверял, поскольку ещё были живы люди, среди которых протекала прежняя жизнь воплотившегося ребенка. Если раньше встречались отдельные сенсационные сообщения о том, что мальчик или девочка, чаще всего в Индии, помнили своё прошлое, то в данном случае было целенаправленно собрано более двух тысяч описаний такой памяти во всех частях земли. При этом учёный замечает, что и на Западе, и на Востоке родители часто не сообщают о связанных с перевоплощениями случаях из-за разного рода предрассудков или боязни быть осмеянными. Это говорит о том, что в современном мире к величайшему закону эволюции человечества по-прежнему относятся скептически, потому и Стивенсон избегал шумной известности и был осторожен в своих выводах, подчёркивая, что открыл возможное свидетельство перевоплощения, но не его окончательное доказательство.

2. Прежде чем перейти к возможности познания прошлых существований методами, раскрытыми нам Е.И. Рерих, мы ещё раз напомним важные теософские основы. Человек есть духовная сущность, воплощающаяся в тело для проявления потенций духовного зерна путём накопления земного опыта. Вечное начало в человеке обладает всеведением, так как в вечности не существует прошлого и будущего, всё есть вечно длящееся настоящее. Эволюция духовного зерна есть его проявление в земных личностях для создания Высшего Эго, Индивидуальности, а в конечном счёте, и богочеловеческой Личности. Воплощаясь на земле во множестве личностей, Высшее Эго пишет свою Книгу Жизней, одновременно развивая способность читать Скрижали Кармы, где эти жизни запечатлены. Развитая Индивидуальность обладает знанием прошлого и будущего, ибо она, с одной стороны, развернула, а значит, познала божественный план своей эволюции, содержащийся в духовном зерне; с другой стороны, видя свои прошлые воплощения, знает сложенное в них будущее.
Нам говорится, что вспоминание наших жизней вернётся к нам на пороге Нирваны, которая ожидает нас после завершения семи Кругов эволюции на нашей планетной цепи (9). «Память о существовании каждой личности действительно сохраняется нетленной в таинственной летописи, и в один прекрасный день — в таком отдалённом будущем, что о нём не стоит сейчас даже задумываться — бессмертная духовная Индивидуальность сможет заглянуть в неё, как бы перелистывая страницы огромной книги жизней, которую она к этому времени напишет» (10). При завершении ещё более великого Космического Цикла, каждое Эго вспомнит все циклы своих прошлых воплощений за планетарные Манвантары. Посредством божественного света оно будет зреть эволюцию человечества в целом, тем не менее, различая в нём поток, который представляет путь развития его «Я». Но даже постижение крохотного отрезка пути нашего Эго на данной стадии его существования важно как для нашего самопознания, так и для познания законов человеческой эволюции вообще.
3. Постижение человеком своих прошлых жизней
1. Перевоплощение и карма — законы эволюции человека
Агни-Йога. Озарение. § 331
Холл М.П. Перевоплощение. М. 2001. С. 138
Блаватская Е.П. Скрижали кармы. М. 1995. С. 475
Кейси Э. Великий ясновидящий Эдгар Кейси об Атлантиде. М. 2003
Крэнстон С., Уильямс. К. Перевоплощение. Новые горизонты. М. 2001. С. 69-138
Письма Махатм. Самара. 1993. С. 458
Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М. 1997. С. 136