4.3. Россия в XVII веке. Смутное время. Первые цари династии Романовых
Царь Иван Грозный оставил после себя двух сыновей: старшего Фёдора от первой жены Анастасии и младшего Дмитрия от седьмой жены Марии Нагой. Дмитрий полуторогодовалым ребёнком был отправлен в Углич вместе с матерью и её родственниками, которые воспитывали его во враждебных чувствах к царскому двору. Фёдор Иванович (1557–1598), последний царь из династии Рюриковичей, занял престол после смерти отца в 1584 году. Он был слабого здоровья, много времени уделял молитве, мало вникал в дела государства, управление которым всецело доверил боярину Борису Годунову (1552–1605), брату своей жены Ирины (ок. 1557–1603). Годунов ещё при жизни Ивана IV занял не последнее место при дворе, а к 1587 г. практически стал правителем страны, утвердив своё первенство среди знати. Он же способствовал образованию патриаршества на Руси в 1589 г., что укрепило авторитет русской православной церкви. Первым патриархом стал митрополит Иов, поддерживающий Годунова в его правлении.
Царь Фёдор после отца наследовал страну с разрушенной экономикой и враждующими между собой боярами, что явилось результатом неудачных войн с Ливонией и бесчинствами опричников. Казна была пуста, с ратными людьми вместо денег всё больше расплачивались землями, которых было много, а рабочих крестьянских рук — мало, особенно в центральной части России. Помещики стали перехватывать крестьян друг от друга, потому в 1597 г. был принят указ об урочных годах, запрещающий им переходить в Юрьев день с одной земли на другую. Тем было положено начало крепостному праву, отменённому в России только в 1861 г. Юридическое оформление крепостного права было связано не только с необходимостью наделения служилых людей рабочей силой для обеспечения возможности их военной службы, но и с государственными интересами власти, стремившейся создать себе опору в лице помещиков (дворян). К тому же решались и финансовые трудности путём обложения различными поборами самих крестьян.
Во время царствования Фёдора было продлено перемирие с Речью Посполитой в связи со смертью в 1586 короля Стефана Батория. Были собраны силы для борьбы со Швецией, соперницей России в борьбе за Прибалтику. Русско-шведская война 1590–1593 гг. завершилась победой русских, были возвращены некоторые города, потерянные во время Ливонской войны: Ивангород, Копорье и т. д. К 1598 году было окончательно подавлено и сопротивление сибирского хана, территория Западной Сибири вошла в состав России. На южных рубежах страны была укреплена система обороны для отражения набегов крымских татар, был заключён и мир с ханом Давлет-Гиреем.
В мае 1591 года в Угличе внезапно скончался восьмилетний царевич Дмитрий, страдавший эпилепсией. Естественно, что его опекуны, а за ними и жители города, стали говорить о насильственной смерти отрока, обвиняя в ней правую руку царя Фёдора — Бориса Годунова. Обстоятельства смерти царевича не были выяснены ни тогда, ни позже, но некоторые историки, и прежде всего Карамзин, были убеждены, что Дмитрий был убит по приказу Годунова. Много тайных и явных убийств правителей совершалось до Годунова и после него, но именно смерть Дмитрия осталась в памяти народной, ибо повлекла за собой череду событий, названных Смутным временем. Здесь наследственная монархия превратилась в выборную, возникло несколько центров власти, затем и реальная угроза расчленения Российской территории с связи с польской интервенцией. Борьба за власть в верхах, восстание черни в низах снова разрушили хрупкое спокойствие в государстве, едва установившееся после жестокого правления Ивана Грозного.
В январе 1598 года умирает царь Фёдор Иванович, а с ним прекращает своё существование династия Рюриковичей. Царица Ирина отказывается от престола, наследников нет, остаётся одно — избрание нового царя путём голосования на Земском соборе светской знати и духовенства. Борис Годунов одержал победу на выборах среди боярских группировок, но и он сам, и бояре понимали, что наследственных прав на престол не имеет, не было в его роду и именитых князей. Но он в течение лет уже управлял государством, окружил себя сторонниками, опираясь в первую очередь на служилое дворянство. Придя к власти, Годунов отказался от политики устрашения населения с помощью массовых казней, но своих врагов наказывал жёстко, проявляя при этом подозрительность и доверие ложным доносам. Как писал о нём Карамзин: «Он не был тираном, но иногда тиранство проявлял». Так, по его распоряжению был пострижен в монахи Фёдор Никитич Романов под именем Филарета, а трёх его братьев выслали из Москвы. Причём все четверо братьев являлись двоюродными братьями царя Фёдора.
Первые три года из семи лет единоличного правления Годунова были удачными. Продолжали укрепляться торговые и культурные связи с Западной Европой. Английские и немецкие купцы получали ослабление пошлинного режима, а в России появились студенты из европейских университетов. Годунов, будучи образованным человеком, мечтал о создании собственного университета, посылал для обучения за границей дворянских детей, воспитывал и собственного сына в устремлении к наукам, видя в нём своего наследника. Но его планам не суждено было осуществиться, он внезапно умер в 1605 году, пережив при этом страшные события. 1601–1603 годы были неурожайными, люди гибли от голода, правительство Годунова не жалело средств на борьбу с ним, но было невозможно накормить толпы людей, хлынувшие в столицу. Начались народные бунты, люди в поисках пропитания сбивались в шайки, занимались грабежами и разбоем, многие уходили на юг, пополняя казачьи общины.
В начале царствования Бориса появился в Москве бойкий грамотный молодой человек Отрепьев, который постригся в монахи под именем Григория, попал в Чудов монастырь, а затем стал писцом патриарха Иова. Он всё чаще утверждал, что будет царем в Москве, за что царь Борис велел сослать его в Кирилло-Белозёрский монастырь. Но ему удалось бежать из Москвы в польские владения и вступить на службу к князю Вишневецкому. При первом удобном случае он объявил тому, что является царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, спасшимся от убийц, посланных Годуновым, которые вместо него убили другого ребенка. Поверили ли ему князь и другие вельможи, а вслед за ними и католические священники, одному Богу известно, но поставить своего человека на Московский престол всем было выгодно. В столице Польши Григория, уже принявшего католичество, представили королю Сигизмунду III (1566–1632), который правил после смерти Батория, при этом являлся следующим воплощением Сигизмунда I. Коварному королю очень хотелось нанести вред России, однако воевать с Годуновым он боялся и решил действовать хитростью: оставшись в стороне, он позволил польским вельможам собрать войско и вести его на войну.
В октябре 1604 года Лжедмитрий перешёл границу, в России началось Смутное время. По всей стране он рассылал обещания облегчить жизнь людей, народ поверил в доброго истинного царя, и силы его росли за счёт недовольных — как крестьян, так и горожан. Когда в апреле 1605 года умер царь Борис, русская армия вместе со своими воеводами перешла на сторону самозванца, а восставшие москвичи, подстрекаемые боярами, убили жену Годунова и его юного сына Федора. В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашён царём, при этом патриарх Иов отказался ему присягнуть, за что был низложен и заточён в монастырь.
Самозванец вернул из ссылки сосланных при Годунове бояр, Филарет Романов был возведён в сан митрополита Ростовского, сам Лжедмитрий женился на дочери польского магната Марине Мнишек. На свадьбу в Москву прибыло много поляков, которые вели себя в столице вызывающе, вызвав недовольство народа. Недовольны были и бояре, просчитавшиеся в своих надеждах на участие в правлении нового царя. Боярская верхушка в ночь на 17 мая 1606 г. с помощью москвичей убила Григория Отрепьева, царствование которого продлилось всего около года. Много позже он снова воплотился в России в личности одержимого Григория Распутина, сеял смуту, прельщая царя и царицу, и так же бесславно закончил свой путь, будучи убит заговорщиками.
Борис Годунов, вполне вероятно, мог стать позже Борисом Ельциным, поскольку обоим пришлось нести на своих плечах бремя власти в трудные годы России, да и оценка деятельности обоих исторических деятелей не является справедливой. На них возлагается вина за то, что не может совершить один человек, какой бы властью он не был наделён, ибо, снова повторим, основной ход истории предопределён свыше, то есть разворачивается по плану Творца, на этом убеждении построена вся философия истории. Смуту, порождённую рвущимися к власти боярами, возложили на царя Бориса, обвинив его бездоказательно в убийстве эпилептика Дмитрия. Но кто задумывался о том, что он управлял разорённой уже до него Иваном Грозным страной и старался как мог залечивать её раны? Кто ныне думает о том, какую ношу нёс Борис Ельцин, управляя распавшимся, как считается, по его вине Советским Союзом?! Но страна распалась по причинам, уже сложившимся задолго до внешних обстоятельств, но главным образом в силу причин внутренних, согласно замыслу Бога. Именно при Ельцине страна должна была снова стать Россией, пройти через хаос искуплений внутри себя, освободиться от чуждых ей вовне элементов, например, прибалтов-католиков и прочих, которые не должны войти в Новую страну. Историческая слепота — сваливать все грехи на одного человека, и страшное кощунство — сваливать их вообще на Бога, который якобы несправедливо создал этот мир.
После смерти самозванца царём провозгласили князя Василия Шуйского (1552–1612), который возглавил заговор против Лжедмитрия. Он стал утверждать, что тот завладел царством с бесовской помощью, при этом забыв, как раньше признал в нём истинного царевича. Большинство дворян были недовольны приходом «боярского царя», да и часть русских городов не захотели присягнуть поспешно избранному царю на малочисленном Соборе. Народ не успокоился, и снова поползли слухи о Дмитрии, который якобы выжил и идёт на Москву с новым войском.
И осенью 1606 г. к столице действительно приближалось войско, но собранное Иваном Болотниковым, воином, бежавшим из плена и получившим в Польше грамоту о назначении воеводой у Лжедмитрия I. В войске Ивана собрались все недовольные правлением Шуйского и уверовавшие в спасение истинного царя. Пять недель Болотников осаждал Москву, но безрезультатно; отступив к Туле, он продолжал сопротивляться царским войскам, на сей раз более успешно, ибо только в октябре 1607 г. восставшие сложили оружие. Предводителя сослали в монастырь, где ослепили и утопили. Но до установления мира в России было ещё далеко.
Новый самозванец Лжедмитрий II был найден в Речи Посполитой, то был низкорослый бродячий учитель, который долго не соглашался принять на себя бремя «царствования», но всё же двинулся на помощь осаждённому в Туле Болотникову. Жители окраины (окрайны) то есть южнорусских земель, располагавшихся на границах польско-литовского государства, встречали воинов хлебом и солью, к тому же польско-литовские наёмники ради наживы охотно пополняли войско наряду с отрядами Болотникова. Летом 1608 г. войско Лжедмитрия II обосновалось у подмосковного села Тушино, которое стало второй столицей России. Взять Москву тушинский «царь-вор» не мог, но и царь Василий Шуйский не смог его прогнать, два царя жили рядом, а шайки всяких разбойников разбрелись по России, грабили города и села. Некто Сапега, предводитель одной из них, в течение 1,5 лет осаждал Троице-Сергиеву обитель, но она выстояла, сам Св. Сергий Радонежский защитил её от поругания. Следует сказать и о том, что в тушинском лагере нашли себе прибежище и часть бояр, оказавшихся в немилости у царя Василия. Митрополит Филарет именно там был провозглашён митрополитом всея Руси.
Грабежи, убийства и насилия как со стороны поляков, так и русских тушинцев в конце концов вызвали возмущение населения, в городах стали создаваться земские ополчения. Царь Василий заключил со шведами договор об отправках в Россию наёмного войска, отдав ему Корелу с уездом. Русско-шведские войска под командованием Михаила Скопина-Шуйского в течение лета 1609 года освободили северо-восточную часть России, разгромили тушинцев под Тверью, ополченцы сняли и осаду Троице-Сергиева монастыря. В марте 1610 г. племянник царя Василия Скопин-Шуйский вошёл в Москву, где вскоре внезапно умер, по слухам, был отравлен. До того Речь Посполитая в 1609 г. объявила войну России, Сигизмунд III стал осаждать Смоленск, а часть его войска двинулась на Москву. При этом он приказал части тушинских поляков прибыть в это войско. В лагере самозванца начался развал, сам он бежал в Калугу, где в декабре 1610 года был убит в собственном стане. А в июле того же года дворяне при поддержке населения Москвы свергли с престола Василия Шуйского и насильно постригли в монахи.
После свержения царя Василия власть оказалась в руках семи бояр, но всё же было необходимо избрать нового царя. Однако никому не хотелось видеть на троне кого-нибудь из своих. Решено было пригласить на царствование сына Сигизмунда Владислава с условием, что он примет православие. Тушинский патриарх Филарет отправился с посольством к Сигизмунду, но тот решил править сам, присоединив Россию к Речи Посполитой. Московский патриарх Гермоген выступил против призвания на царствование иноземцев; обвинив бояр в измене, призывал русский народ к сопротивлению. В Москве назревало восстание. Чтобы предотвратить его, бояре впустили в город польско-литовские войска. Гермоген был заключён в темницу Чудова монастыря, где и умер в 1612 году, Филарет в 1611 году был взят в плен и отправлен в Польшу
К лету 1611 года Россия находилась в тяжелейшем положении. После 20-месячной осады войска польского короля Сигизмунда взяли Смоленск. Польско-литовские войска захватили и другие города, грабили монастыри, убивали население. По стране рыскали недобитые отряды тушинцев, вокруг Москвы расположились и казаки, грабившие её окрестности. Шведы оккупировали Новгород, Англия строила планы захвата русского севера. Боярское правительство, поставившее под угрозу независимость государства, да и само существование страны, не пользовалось уважением народа. Но трагические события первого десятилетия XVII века привели к пробуждению патриотических чувств русского населения, поднявшегося на борьбу за освобождение отечества.
Первое земское ополчение было создано в Переяславле-Рязанском, отряд ополчения занял окраину Москвы, но затем отступил по причине внутренних раздоров. Центром второго ополчения стал с осени 1611 года Нижний Новгород, его организовал староста Кузьма Минин. Его сторонники стали рассылать по стране грамоты, призывая население к совместной борьбе. Князь Дмитрий Пожарский (1578–1642) возглавил ополчение, кроме того для управления страной был создан «Совет всей земли» с представителями всех слоёв народа. 4 ноября 1612 года Москва была полностью освобождена от иноземцев-захватчиков. В январе 1613 г. был созван Земский собор, на котором собралось около 700 человек, посланцев 50 городов и всех слоёв общества. Решение вопроса о выборе нового царя было непростым, около двух месяцев он обсуждался в спорах и раздорах. Наконец, был избран Михаил Романов, сын патриарха Филарета, родственник по материнской линии царя Федора Ивановича.
Начало Смутного времени мы отсчитываем со дня убийства наследника трона царевича Дмитрия в мае 1591 года (Уран вошел в Овен). При бездетности последнего царя династии Рюриковичей Фёдора Ивановича она прервалась, тогда и возникла необходимость избрания нового царя с помощью голосования вместо прямой передачи власти по наследству. Это произошло в 1598 году. Завершилось смутное время снова путём избрания царя на Земском соборе в 1613 году, то есть Смута длилась около 14 лет. При этом Уран проходил по Тельцу (как и ныне) в 1599–1607 гг., затем до 1614 г. он пребывал в Близнецах. Основной причиной Смуты или гражданской войны в стране являлся кризис власти, что не раз было и в истории других государств. Ослабление центральной власти ввиду отсутствия сильного правителя привело в России к раздорам внутри знати, к противоречиям между родовитыми боярами-князьями и новым служилым дворянством. Это повлекло за собой и разлад внутри населения, примыкавшего к группировкам, которые казались ему наиболее выгодными.
Распад единства государства, кровопролитная вражда и в верхах, и в низах общества были на руку внешним врагам России, которые только и ждали момента для вторжения и присвоения себё ее территорий и богатства. Только правительство под управлением властных монархов, таких, например, как Пётр I в начале XVIII века и как Александр I в начале века XIX, не позволили иноземцам захватить ни пяди русской земли. Начало же XX века оказалось для Российской империи вообще роковым, но пала она не под ударами врагов внешних, а врагов внутренних, черни, бесов, проникнувших во все слои общества, с которыми было не под силу справиться ослабевшей монархии.
Итак, Смута завершилась с избранием на царство Михаила Фёдоровича (1596–1645), который стал основателем новой династии Романовых, правившей Россией почти 300 лет. Новому царю в течение 30 с лишним лет пришлось справляться с её последствиями. Михаилу в первые годы правления помогала мать, монахиня Марфа, в рождении Ксения Романова (Шестова), ставшая государыней в момент избрания 16-летнего сына царём. Вернувшийся в 1619 году из польского плена патриарх Филарет (Фёдор Никитич Романов), стал соправителем сына вплоть до своей смерти в 1633 году. Он фактически правил страной с титулом «Великий Государь». Михаил был мягким и добрым человеком и только с помощью властолюбивых отца и матери научился преодолевать трудности при восстановлении разрушенной страны. Мы помним, что Фёдор Романов вместе с женой и малолетним сыном был выслан из Москвы Годуновым, который страшился их претензий на власть из-за родственных связей с Иваном Грозным. Противниками, если не сказать врагами, были Годуновы и Романовы, но были тесно связаны между собой, а значит, в будущем им предстояло встретиться вновь.
Во время царствования Михаила Фёдоровича русская земля стала постепенно преодолевать разрушения Смутного времени, разорённые города были восстановлены, бежавшие из них жители возвращены. Были заключены мирные соглашения со шведами в 1617 году в селе Столбовом (между Тихвином и Ладогой), шведы вернули России Новгород, но удержали за собой четыре русских города — Ивангород, Ям, Копорье и Орешек, которые оставались за ними вплоть до Петра I. В 1618 году пришлось воевать и с поляками, которые снова подошли к Москве. Поляков отбили, но и с ними пришлось идти на переговоры, в результате которых поляки остались в Смоленске и северской земле. Чтобы дать стране восстановиться, отец и сын вынуждены были отдать неприятелям часть русских земель, но на востоке, в Сибири, в царствование Михаила было занято пространство вплоть до реки Лены.
Умер Михаил Федорович в 49 лет в день своего рождения, царствование его длилось 33 года. От второй жены Евдокии Стрешневой он имел 10 детей, из которых зрелого возраста достигли дочери Ирина, Анна, Татьяна и сын Алексей, наследовавший трон в 1645 году, подобно отцу в юном возрасте. Да и править ему пришлось 31 год и умереть в 46 лет. По словам историков, Алексей Михайлович Романов (1629–1676) был красив, обладал высоким ростом, зычным голосом, крепким здоровьем. Он был хорошо образован, приобщён к западной культуре, покровительствовал церкви, был добр и благочестив, но проявлялись, особенно в зрелости, и такие черты его характера как жестокость во гневе и подозрительность в отношении боярского окружения. Чертами характера, а главное, серьёзным отношением к власти, он, на наш взгляд, очень напоминал Бориса Годунова, вполне вероятно и был его воплощением.
С 5 лет Алексей находился под надзором боярина Морозова (1590–1661), который воспитывал и обучал будущего правителя. Когда же тот в 1645 году наследовал трон, он в течение 3 лет сам управлял государством, но управлял плохо, к тому же был взяточником. Отменив плату многим чиновникам, в общем-то заставил и их брать взятки. Казна была пуста, чтобы её пополнить в 1646 г. была введена новая пошлина на соль, что вызвало бунты и погромы по всей Москве, да и в других городах. Алексей был вынужден отправить в отставку и выслать в Кирилло-Белозёрский монастырь своего наставника и помощника, хотя позже его простил. В 1650 году из-за повышения цен на хлеб вспыхнули восстания в Пскове и в Новгороде, их жители отказались подчиняться центральной власти. В Новгороде усмирил мятежников митрополит Никон (Никита Минов, 1605–1681), ставший впоследствии близким советником царя. С 1652 года — он патриарх всея Руси, оказывающий большое влияние не только на церковные, но и государственные дела царя.
В 1645 году на многолюдном Земском соборе был принят новый свод законов, Соборное уложение, отражающее ответственность и интересы всех сословий, действующее вплоть до 1832 года. Оно завершило оформление крепостного права в центральных уездах страны, крестьяне и их потомки навсегда прикрепились к земле и были подчинены власти землевладельцев. При Михаиле Земские соборы собирались часто, но по мере укрепления правления Алексея стали созываться всё реже и лишь для утверждения решений и проектов царя, а не для их обсуждений. Утрачивала роль и Боярская Дума, численность её уменьшилась вплоть до малого окружения царя. Зато увеличивалось число приказов (министерств), иногда их число достигало до ста. Словом, уже в XVII веке стала складываться бюрократическая система с её взятками, волокитой, злоупотреблением служебным положением, явившаяся бичом государства.
Большое значение имел приказ тайных дел, своеобразная тайная полиция для выявления врагов царя и государства. Образовался и посольский приказ, ведавший международными делами России, при этом связи с другими государствами осуществляли избранные царём послы, постоянного же представительства в странах в то время не было. Ещё при царе Михаиле начала осуществляться военная реформа, которую затем укрепил Алексей. Военное ополчение заменялось регулярной армией, создавались полки иноземного строя, то есть по образцу других стран, в некоторых особых полках служба становилась пожизненной. В 1654 году была проведена злосчастная денежная реформа, были введены медные деньги, но чем больше их выпускалось, тем меньше они поддерживались серебряным рублём. Обесценивание новых монет привело к подорожанию товаров и продуктов, что вызвало новый всплеск недовольства населения, так называемые медные бунты. Денежная реформа к 1662 году была отменена.
Царь Алексей Михайлович стремился укреплять авторитет России в международных отношениях, для этого ему необходимо было навести порядок на её западных и южных границах. Прежде всего вспомним о том, что когда великий русский царь Иван III, преодолевая междоусобицы, собирал русские земли вокруг Москвы и освобождал Русь от монголо-татарской зависимости, на Западе образовалось великое княжество Литовское. Оно включило в себя земли вокруг Западной Двины, притоков Днепра Березины и Припяти, а также южного течения самого Днепра. То есть сюда вошли земли современных Белоруссии и Украины с их городами, такими как Полоцк, Витебск, Минск, Киев, Житомир и т. д., со столицей Вильно во главе. К XVI веку окрепло и Польское королевство со столицей Краков, затем произошло его слияние с Литвой. Новое объединение сформировалось в 1569 году во время правления внука Ивана III Ивана Грозного и стало называться Речью Посполитой, население которой включало в себя поляков, литовцев и русских. Таким образом, часть русских людей оказалась здесь под властью иноземного правительства.
Как и в России, крестьянство образовавшегося государства было крепостным, оно подвергалось эксплуатации со стороны польско-литовской знати, шляхтичей и магнатов, а также и русских землевладельцев, бояр и дворян, проживавших на землях Литвы издавна. В городах самые доходные промыслы были захвачены королём и его высокородными подданными. Русское православное население подвергалось и религиозному притеснению. Католическое духовенство, возбуждаемое проникшими в Польшу иезуитами, насаждало свои обряды и свои учения. Кроме того, православные епископы Киевской митрополии приняли решение подчиниться Папе римскому, в результате чего образовалась ещё одна церковь, униатская, враждебная православию. Некоторые русские дворяне из-за привилегий переходили в католичество, принимая чужой язык и культуру. Другие вместе с православным народом пытались сохранить свою веру, объединяясь в братства. В итоге, единые по своему духовному происхождению славяне разделились на разные народы: поляков, литовцев, русских, белорусов и украинцев (малороссов).
Особую часть Речи Посполитой составляли казаки, беглое население всех её народностей и социальных групп. Они осели на юге государства, в низовьях Днепра, образовав Запорожскую сечь и даже свои города: Харьков, Сумы, Изюм. Часть казаков составляло запорожское войско, служило государству, охраняя его границы от набегов крымских татар. Эти служилые люди освобождались от налогов и руководились гетманами, польскими шляхтичами. Большую же часть казаков составляли бедняки (голытьба), их тяжёлое положение вызывало восстания против польско-литовских феодалов, которые переросли со временем в национально-освободительное движение. Его возглавил гетман Богдан Хмельницкий (ок. 1595–1657), который в союзе с татарами в 1648 году нанёс поражение польскому войску, сделав независимыми Киев, Чернигов, Вроцлав.
Но затем татары отступили от Хмельницкого, и он обратился за помощью к царю Алексею, присягнув ему на верность в 1654 году. Эти события явились причиной очередной Русско-польской войны, которая велась с 1654 по 1667 год с переменным успехом. Поначалу русским войскам и их союзникам казакам удалось занять многие литовские города и столицу Вильно. Алексей планировал даже поход на Варшаву, но его планам не суждено было сбыться. Во-первых, часть бояр настаивала на поход против шведов, который начали в 1656 г., заключив временное перемирие с Речью Посполитой, против которого выступил Хмельницкий. И он оказался прав, уже в 1658 г. поляки возобновили войну с Россией, и воевать сразу с двумя противниками русским было нелегко. Во-вторых, после смерти гетмана его преемник Выговский совершил предательство, пошёл против царя и разбил русское войско под Москвой. После этого запорожское казачество разделилось по Днепру на Левобережное и Правобережное. К тому же в 1667 г. в деревне Андрусово под Смоленском было заключено новое русско-польское перемирие, по которому России передавались смоленские и северские земли, было признано и присоединение к ней Левобережного Днепра, Правобережье осталось в Речи Посполитой. В 1686 году между двумя государствами был заключен «Вечный мир», они стали союзниками в борьбе с крымскими татарами и турками. А за год до того гетман Левобережья Мазепа подчинил своё войско и население царю Фёдору, сыну Алексея Михайловича, после чего перешёл к России и Киев.
Мы помним, что на северо-западе России по берегам Балтийского моря издавна образовывали государства народы германского меркурианского духовного корня, с которыми взаимодействовали русские. Это шведы и финны с их королевствами Швецией и Финляндией, эсты (эстонцы), — объединённые в Эстляндию с Ревелем; ливонцы (латыши), — образовавшие Ливонию с Ригой, а затем разделившиеся на Лифляндию и Курляндию. Иван Грозный, проиграв войну с Ливонией, потерял выход к Балтике. Неудачей оказалась и война со Швецией, которую начал царь Алексей, надеясь захватить её владения в Прибалтике: Орешек, Дерпт, Мариенбург. Это ему сперва удалось, а затем к 1661 г. ему пришлось вернуть все завоеванные в Ливонии города. Выход к Балтийскому морю пришлось отложить вплоть до правления его сына Петра Алексеевича.
На юге России после завоеваний Иваном Грозным Казанского, Астраханского и Сибирского ханств вместе с русскими селились тюркские народы — татары, чуваши, мордва, башкиры, причём татарская знать перешла на службу к русским царям. Если перечисленные выше народы селились в среднем и нижнем Поволжье, то на окраинах стран по Дону, по Яику (Уралу), Тереку селилось русское казачество, о чём мы уже писали ранее. Они исповедовали православие, жили общинами, которыми управляли атаманы. Казачьи поселения пополнялись беженцами из центральных областей России, кто стремился к вольной жизни, кто — к наживе. Казачьи войска охраняли границы государства, получая жалование и военную добычу. В 1670–1671 гг. произошло крупное казачье восстание под руководством Степана Разина, донского казака, который со своей шайкой захватил Царицын, Камышин, Астрахань, оттуда поплыл по Волге вверх, взял Саратов, Самару. Его казаки расселись по многим уездам Нижегородской, Пензенской областей, всюду поднимая бунты. Когда Разин осадил Симбирск, против него выступило царское войско, он потерпел поражение в битве и бежал на Дон. «Неудача отняла у него силы, непобедимость страшного колдуна исчезла, никто не шёл к нему и не заступался за него» — писал С.М. Соловьёв. Затем мятежник был схвачен, отправлен в Москву и там казнён. В 1671 году донское казачество присягнуло царю на верность; сохраняя самоуправление, оно охраняло государственные границы и осваивало степные южные просторы. В ту же пору Москву постигла страшная беда — эпидемия чумы, столица, крупнейший город Европы наряду с Парижем, имевший 300 тысяч жителей, потеряла почти половину населения.
Кратко рассмотрев отношения России с народами, заселяющими земли за её северо-западными, западными и южными границами, мы обратим внимание на Сибирь и Дальний Восток. Именно при царе Алексее Михайловиче земли за пределами реки Лены вплоть до Охотского моря, Сахалина и Курильских островов были освоены русскими землепроходцами и мореходами, а также предпринимателями: дворянами с казаками, торговцами и охотниками. После столкновений с китайцами стала устанавливаться и более определённая граница с Китаем по реке Амур. Царское правительство поощряло переселение русских на неосвоенные территории, не притесняло крестьян-переселенцев, да и нередко землю давало им наряду с дворянами.
Мы помним, что патриаршество на Руси было образовано стараниями Бориса Годунова, при царе Алексее с помощью патриарха Никона, его наставника и близкого доверенного, была проведена церковная реформа в 1653–1655 гг. Согласно ей, исправлялись по греческим образцам ошибки в старых церковных книгах, наводился порядок и единообразие в церковной жизни и обрядах: крещение тремя пальцами, сокращение времени богослужения, поясные поклоны вместо земных и т. д. Получив прочную власть в деле проведения реформ, да и в светских делах царя Никон стал утверждать идею первенства церкви над государем. Царь не пожелал делить власть, стал отдалять от себя патриарха, а тот, обладая властолюбивым, жёстким и раздражительным характером, самовольно снял с себя полномочия и удалился в построенный при его участии подмосковный Новоиерусалимский монастырь. Он ждал царя, но напрасно, тот уже готовил суд над Никоном. На церковном соборе 1666–1667 гг. Никон был осуждён и лишён патриаршего сана. Так отблагодарил царь своего близкого советника за его труды, да и патриарх не смог склонить свою гордую голову перед самодержцем, избрав вечное изгнание в монастыре. На этом же соборе была поддержана проводимая реформа и преданы проклятию её противники, положив начало церковному расколу.
Руководителем старообрядческого движения явился протопоп Аввакум (1620–1682), реформы Никона он принял резко отрицательно, везде где мог активно проповедовал принципы и обряды традиционной веры. Проведя последние 15 лет жизни в земляной тюрьме, он не смирился, выступал даже против царской власти, десятки его работ распространялись по России, где он с неистовством фанатика отрицал все даже разумные и необходимые нововведения в церкви.
Церковный раскол, основателями которого были в общем-то две крупные, далёкие от христианского смирения личности, стремившиеся к власти, один в области светской государственности, другой, что страшнее, в области духовной, зажёг пламя религиозной вражды в России. Старообрядцы, куда входили представители всех сословий, своими различными формами протеста властям вплоть до вооружённых столкновений и самосожжений долго будоражили русское население. Говорится, что только за 20 лет (1675–1695) в массовых самосожжениях погибло ок. 20 тыс. человек. Монахи Соловецкого монастыря поддержали раскольников, их восстание было жёстко подавлено правительством.
Алексей Михайлович был женат дважды. Первая жена Мария Ильинична Милославская (1624–1669, брак с 1648 г.) родила 13 детей, умерла от родильной горячки; трое её детей — София, Фёдор и Иван — были причастны к государственному правлению. Вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694, брак с 1671 г.) оставила двух дочерей и сына Петра.