5. Самовыявление Духа как преддверие вселенской Манвантары

1. Предварительно следует договориться о понятиях Вселенная и Космос, которые часто употребляются как синонимы. Словом «Вселенная» мы будем впредь называть огромную форму Бытия, которая имела начало во времени, а значит, будет иметь и конец. Её видимая часть возникла миллиарды лет назад и является объектом изучения современных астрономов. К тому же, многие из них уже полагают, что помимо нашей Вселенной в беспредельном Пространстве существовали, существуют и будут существовать другие вселенные. Однако, в отличие от учёных, мы знаем, что помимо видимой Вселенной существует много большая Вселенная невидимая, включающая в себя миры тонкие и огненные. Видимые и невидимые миры составляют для нас Вселенную проявленную, состоящую из необозримого множества миров на разных стадиях формирования и со своими пространственно-временными характеристиками. Мы знаем также, что все миры Вселенной объединены в целое Абсолютным Духом или Огнём, исшедшим из Великого Ничто, что есть Всё. Без этих неизменных и вечных Начал мироздание не могло бы существовать. Вселенная включает в себя сотни миллиардов галактик, в свою очередь содержащих миллиарды солнечных миров. Наш Солнечный Мир, отличающийся от множества других миров нашей Вселенной, мы и будем в дальнейшем называть Космосом.
Итак, согласно закону цикла Вселенная начинается с выявления Единого Духа из Абсолюта и завершается она Единым Духом, но содержащим в себе все накопления прошедшей Манвантары, потенциалы для нового цикла. После Манвантары наступает период полной Пралайи, Дух погружается в непостижимое для нас состояние, возвращается к источнику, из которого изошёл, то есть Вселенная в состоянии Пралайи погружена в Абсолютную Тьму.
Самовыявление Духа после великой Ночи можно мыслить как возникновение предвечного Единого Атома, которого индусы называли Ану. Символическим изображением этого Атома является белый круг на чёрном фоне, первозданный Свет, вспыхивающий из слепящей Тьмы Абсолютного. Единый Атом есть Первое начало Вселенной и в смысле основы (семени), которая содержит в себе зачатки всех энергий, всё будущее мироздание в свёрнутом виде, и в смысле начала, возникновения безусловного всемирного времени Кала.
До начала Манвантары Единый Атом должен из состояния Абсолютного Духа выявиться в проявленное состояние, а для формирования Вселенских миров, он должен дифференцироваться на первичные элементы, из которых и будут создаваться различные формы мироздания. Создание Вселенной включает в себя два периода: сперва возникает материя, а затем из неё творящие существа будут создавать формы, развивая своё сознание; таким образом, все творящие Боги — существа эволюционирующие и несовершенные, поскольку облекаются материей. В «Тайной Доктрине» потому и говориться о двух видах творения: о творении Света как о самопроявлении духовного Начала из Абсолютной Тьмы, и о творении «тьмы» как о творении форм Богами, в которых духовный Свет гаснет, облекаясь в плотные материальные формы.
Далее мы рассмотрим творение Света как проявление Абсолютного Духа, предвечного Единого Атома, в результате чего возникают Первичная Духоматерия Вселенной и Единый Вселенский Разум. При этом подчеркнём, что космологические представления являются результатом осмысления данного нам Учения Жизни. Е.П. Блаватская в первом томе «Тайной Доктрины» «Космогенезис» изложила эволюцию нашей Солнечной системы, давая комментарии к древним текстам — станцам. Однако при этом она отметила, что «красота и мудрость станц состоит в том, что их можно толковать на семи разных планах, и последний, в силу вселенского закона соответствия и аналогии в его наиболее дифференцированном, грубом и физическом аспекте отражает процесс, который имеет место на первом или чисто духовном плане. Могу заявить раз и навсегда, что в первых станцах речь идёт о пробуждении после Пралайи, а не только об эволюции Солнечной системы» (17). Космологические записи Е.И. Рерих являются уточнением, расширением и конкретизацией того, что дано Учителями в «Тайной Доктрине».
Человек не может за одну жизнь вместить всё величие и глубину Нового Откровения, но без его осознания невозможен дальнейший путь его эволюции. Начинать же это постижение мы должны с усвоения основ и законов мироздания, только в этом случае не заблудимся, исследуя многообразие частных явлений. Человеку не дано проникнуть в тайну зарождения Космоса, но всё же он может попытаться осознать основной закон воплощения Духа в материю.

2. До начала вселенской Манвантары предвечный Атом из непроявленного состояния Абсолютного Духа-Огня выявляется в состояние проявленное. Эта первая стадия проявления Духа символически обозначается кругом с точкой посередине. Точка-Единица (Монас Пифагора) имеет местоположение, но не имеет размеров, границ. «Определение точки, как имеющей какое-то положение, не должно рассматриваться в обычном смысле местоположения, так как реальный атом пребывает вне Пространства и Времени» (18).
Проявленная Единица — это ядро Основного Атома, включающее в себя две силы — положительную электрическую и отрицательную магнитную. Электрическая сила Атомного Ядра, перенасыщенная Огнём в результате его вращения, взрывается, излучая мириады огненных искр, первичных атомов. Подобно своему Отцу они обладают потенциальными всеведением и всемогуществом, но в меньшей степени. В свою очередь, они станут центрами деятельности, прародителями бесчисленных галактик и солнечных систем, человеческих монад и всего сущего на планетах. Как уже отмечалось ранее, деление Духа отличается от деления вещества. В своём делении электрическая сила атомного ядра не иссякает, деление ядра неисчерпаемо, духовное Начало — это Единица, делимая до бесконечности, при этом она не теряет своего Единства, но приближается к плану Абсолютной Реальности.
Электрическая сила Атома является силой отдающей, отталкивающей, центробежной, образуемые ею духовные искры разлетаются в разные стороны, расширяя таким образом Атомный Круг. Внутренняя магнитная сила, окружающая электрическое ядро, не делится, она является принимающим и собирающим началом. В результате её деятельности возникает Огненная Субстанция, содержащая духовные искры-атомы. Материя, совечная Духу, Духоматерия — это Отец-Матерь Вселенной, два начала, которые выявились в Едином Атоме, но ещё не разделились как две сущности. Образование духовной Материи является второй стадией проявления Основного Атома, символически представляемая как круг с двумя точками. Дальнейшим дроблением и уплотнением этой первичной Огненной Субстанции и будут формироваться разные сферы и миры Вселенной от невидимых огненных и тонких до видимых плотных.
Основной Атом при дифференциации остаётся в своём Единстве и Единственности, он не смешивается и не сочетается с другими атомами, сохраняя своё ядро, силу своего электричества и магнетизма нетронутыми. Атомы, результат его деления, не притягиваются между собой, но только к Основному Атому силой притяжения. Магнитная сила является не только силой собирающей, но и силой притяжения, силой сжатия, силой центростремительной. Она останавливает распространение духовных искр, в результате чего возникает Пространство с границами «не-преступи-кольцо», Основное Духовное Солнце нашей Вселенной. Оно является генератором Первичной Материи для всех миров и их объединяющим началом.
В результате взаимодействия Духа и Материи выявляется Вселенский Разум, Творец всех форм Вселенной. Пробуждение Вселенского Разума в начале Великой Манвантары является третьей стадией проявления Духа, которая обозначается тремя точками или треугольником в круге: 1. Отец — Дух, излучающее начало; 2. Мать — Огненная Субстанция, (Святой Дух), принимающее начало; 3. Сын — Вселенский Разум. Это не только символическое выражение трёх стадий проявления Духа, но и их сущностного Триединства.

3. Отсюда стадии проявления Вселенского Духа, Основного Атома Бытия, можно рассматривать и как пробуждение после Пралайи Бога-Творца Вселенной. Первое проявление, точку в круге, Е.П. Блаватская называла Логосом Непроявленным, ничего ещё нет, возникло только сверхсознание — Атма Творца, потенция и основа всех будущих сознательных существ мироздания, начало, вбирающее в себя их будущие накопления. Второе проявление, образование Духоматерии, названо Логосом Полупроявленным. Благодаря покрову Материи, Творец приобретает Буддхи (Мудрость) — потенциальное самосознание «Я есть Я» и интуитивное знание о своём прошлом существовании и будущем предназначении.
Но сознание Творца — осознание «кто Я есть», «каково моё прошлое и каковы задачи нового цикла», возникает на третьей стадии проявления, называемой Логосом Проявленным. Возникновение Основного Солнца Вселенной с излучающим Ядром в центре, есть и возникновение Вселенского Разума, Атма-Буддхи-Манаса Творца, Высшего вселенского сознания АУМ. Высшее Сознание пронизывает всю Вселенную, является зародителем и руководителем её миров, но Логос не создаёт всеначальную энергию и не имеет отношения к её первой дифференциации на духовные искры, Он является сотрудником космических сил в проявленном мире. Здесь же Логос делится на два Начала, Мужское и Женское, поскольку проявленные миры есть результат взаимодействия Духа и Материи, то и космическое творчество возможно только при взаимодействии Мужского и Женского Начал. Все Логосы двуначальны, у каждого космического мира есть не только Отец, но и Мать, поэтому, говоря в дальнейшем о Логосах, мы всегда будем это помнить.
Итак, Вселенский Логос проявляется как Божественная Троица, Триединство, трое в одном, или Тетрактис, если считать Единое, из которого Троица исходит. В процессе самопроявления Духа Единое становится Двумя, а Двое порождают Трёх, единых в сути, но разных в проявлении. Три начала, в свою очередь, могут сочетаться между собой семью различными способами (23 − 1 = 7). Закон семеричности лежит в основе проявленного мира. «Число семь есть основа оккультной космологии и антропологии. Ни один символ, отображающий эволюцию от её начала до завершения, не мог бы существовать без этого числа. Ибо круг создаёт точку, точка расширяется до треугольника, когда, описав два угла, возвращается в самоё себя, затем создаёт мистический тетрактис — плоский куб; когда же трое переходят в проявленный мир следствий и дифференцированной природы, геометрически и арифметически они дают нам 3 + 4 = 7» (19). Однако семеричное строение человека и Вселенной было до сих пор среди самых эзотерических истин.
Материя, из которой были сформированы все формы жизни нашей Вселенной, вечная в своей основе, становится атомной, а затем и молекулярной периодически. Вселенная семерична, имеет семь сфер или планов существования, которые пронизывают друг друга. Согласно теософической традиции сферы нашего Космоса называются следующим образом.
Три высшие божественные сферы это:
  1. Сфера непроявленной Материи — Ади; недифференцированный Абсолютный Дух — Всеначальный Атом Ану.
  2. Сфера полупроявленной Духоматерии — Материя Матрикс; дифференцированный Дух, мириады огненных искр-атомов.
  3. Сфера проявленной Материи — Алайя — поляризация духовных атомов, космические духовные зёрна.
Четыре проявленных мира это:
  1. Сфера Акаши — духовный мир идей.
  2. Огненный Мир — Фохат.
  3. Тонкий Мир — Материя Люцида.
  4. Физический Мир.
Каждая сфера проявленного мира включает в себя согласно закону аналогии семь подпланов, высший её подплан включает в себя атомную первичную материю, последующие — материю молекулярную, состоящую из различных сочетаний первичных элементов. Физическая сфера может служить нам моделью, по аналогии с которой можно судить о подразделении материи в остальных сферах. Её седьмой подплан строится из материи твердой, рассматриваемой как отдельные элементы (золото, сера) или как соединения (дерево, камень). Шестой подплан состоит из комбинаций жидкой материи (бром, вода), пятое подразделение включает в себя газы (кислород, воздух). Четвёртый, третий и второй подпланы состоят из более разреженной материи, которая называется эфирной, также твёрдой, жидкой и газообразной. Высший первый подплан строится из первичных атомов, которые представляют собой результат уплотнения атомов других сфер. Вибрации элементов плотной материи порождают химическую, тепловую и другие формы энергии, эфирные вибрации дают начало электрическим и магнитным явлениям.
Рассматривая жизнь и эволюцию различных существ, населяющих Космос, мы должны постоянно помнить о том, что вся материя в Космосе, из которой построены все его жизнеформы, есть результат творчества нашего Бога-Творца, проявление его Энергии-Жизни и его Идей-Мыслеформ. Все неисчислимые виды энергий или вибраций представляют собой не хаотический самоорганизующийся поток, а упорядоченное Космическим Разумом целое, в котором каждая вибрация вызывает созвучный ей отклик.
Предустановленная гармония, о которой говорили новоевропейские философы, в первую очередь Лейбниц, и есть энергетическое соответствие или созвучие тонких и плотных космических сфер со всеми их великими и малыми формами, с многочисленными обитателями и их различными сознаниями. Каждый планетный мир, каждый сложный организм, клетка, молекула и атом представляют собой отдельный и уникальный мир, но одновременно являются частью великого целого. Все части Космоса взаимосвязаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, и вместе составляют иерархически организованное Тело Бога, являющегося проявлением его Сознания.

4. Итак, если первый период творения есть самопроявление Духовного Атома-Огня и возникновение духовной огненной Субстанции, то второй период есть создание из первичной материи различных форм, и он связан с возникновением творящих Разумов и их творящих Лучей. Луч — это концентрированный поток энергии, исходящий от точки (ядра или фокуса) и направленный сознательной силой в качестве импульса в принимающее начало — поле (чрево, утробу), в которой из неупорядоченной материи будет создаваться форма. Для Луча-Отца нужно принимающее Начало-Матерь, мы снова видим проявление двух созидающих сил мироздания — излучающей и принимающей. Начало Вселенской Манвантары связано с излучающимся Лучом, падающим в огненное чрево Духоматерии. Луч в данном случае — это результат действия Единых Творцов Вселенной, Логосов Мужского и Женского Начал, посылающих свою творческую энергию своим мирам. Сокровенная Мудрость, таким образом, различает излучение, исходящее из Абсолютного Начала, и эманацию — сознательно направленное истечение энергий из различных центров мироздания для образования вокруг них определённых форм жизни.
Лучи осуществляют также связь между мирами не в смысле их объединения, а в смысле нитей или мостов между ними. Они связывают между собой сосуществующие миры, прошлые формы с их будущими проявлениями, невидимые высшие формы с их плотными воплощениями. Интенсивность Лучей зависит от источника их испускающего, но сила их действия иссякает с расстоянием между источником и приёмником. Для принимающего начала важно ассимилировать, принять творящий и соединяющий Луч. Маяк в ночи посылает в море лучи всем кораблям, но не все принимают их: некоторые могут находиться далеко от маяка, некоторые могут не увидеть его света, потому что спят, их очи закрыты или затуманены.
Лучи различаются не только своей интенсивностью, но и качеством. Мы говорили о семеричности материи как внутри нашего физического мира, так и за его пределами. Но семеричность бывает не только вертикальная, но и горизонтальная; здесь материя различается характером своих вибраций, звуком или цветом: семь основных нот или семь цветов радуги. Отсюда Лучи бывают одноцветными или синтетическими, многоцветными, однозвучными или полифоническими. Луч, таким образом, является творящим и связывающим Началом на плане проявления, миры же объединяются между собой Духовным Огнем, космическим Магнитом мироздания. Единый и соединяющий Луч имеет начало и конец: во время Вселенской Манвантары он сохраняется, во время Пралайи исчезает — все миры распадаются. То же справедливо и по отношению ко всем другим космическим лучам, уходит луч — формы рассеиваются; посылает Луч свой импульс — вокруг него происходит созидание форм. Лучи, связывая миры Вселенной многочисленными нитями, создают определённые узоры, «Вселенная есть бесконечная паутина, в которую вплетают новые узоры многочисленные пауки, или сознания различных степеней» (20).
6. Вселенная и её миры
4. Творческая причина мира
Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М. 1998. С. 80
Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М. 1998. С. 99
Блаватская Е.П. Классификация принципов. Сб. «Эликсир Жизни». М. 1998. С. 316-317
Рерих Е.И. Космологические записи. – Сб. «У порога Нового Мира». М. 2000. С. 279