2. Карма и эволюция человека

1. Карма есть действие, порождающее мир причин и следствий. Каждое человеческое действие есть результат действий прошлых и вызывает определённые действия в будущем. При этом под прошлым и будущим имеются в виду не периоды нашей текущей жизни, но прежде всего наши прошлые и будущие существования. Закон кармы неразрывно связан с законом цикла вообще или с законом перевоплощения, если речь идёт о человеческой эволюции.
Действия – это наши поступки, а также желания, которые их вызывают, и мысли, которые их направляют. Карма слагается нашим сознанием, поступки – его результат. Карма – это наше сознание, а отсюда закон кармы и закон эволюции взаимообусловливают друг друга, так как задачей человеческой эволюции является развитие сознания путём построения для этого нужных тел.
В процессе эволюции формируется Высшее Эго человека, обладающее сознанием в высших огненных сферах Солнечной Системы, а затем и всего Космоса. Оно создаётся постепенно в течение долгого цикла воплощений посредством добавления индивидуальных черт от создаваемых им личностей. Личное Эго тоже развивается, воплощаясь в физическое тело и в плотный мир, оно совершенствуется до Богочеловека, бессмертного существа, обладающего непрерывным сознанием в Тонком Мире Земли. В итоге, в первую очередь развивается сознание, а затем и его проводники, внутренняя эволюция порождает внешнюю, внешние формы развиваются под влиянием внутренних импульсов.
Сознание – это наши чувства, желания и мысли. Главным фактором в создании кармы являются наши мысли и степень развития нашего мышления. Мысль проникает в сущность явлений, с помощью мышления мы познаём мир. В процессе эволюции рассудочное мышление, осмысляющее окружающий нас мир, данный нашим органам чувств, должно преобразоваться в разум, выходящий за границы плотного мира на космические просторы. С помощью разума человек познаёт всеобщие законы Бытия и замыслы Творца, Разума Космического, вмещая его знание, он расширяет своё сознание.
Разум обладает не только познавательной, но и творческой природой. Творчество – это создание новых форм, создание порядка из хаотической материи. Для создания плотных форм или вещей нужен материал, физические усилия или физическая энергия, но нужна и энергия психическая, энергия мысли в виде абстрактных идей (замыслов) и конкретных эйдосов, образных представлений будущих созданий. Замысел или мысль предшествует созданию вещей, отсюда творчество – это воплощение мысли в форму. Творчество философское, научное или художественное – воплощение идей в тонкоматериальных формах, словах и образах. «Идеи движут миром» – писал Платон. Новые эволюционные идеи таланты и гении черпают из глубины своей Высшей Души или из духовного мира идей, созданного Логосом.
Далеко не все люди могут быть творцами в области культуры, но все люди мыслят и тем являются творцами своих жизней. Мысль – энергия, которая стремится не только проявиться в форме, но и в человеческих поступках. Карма есть мысль, она слагается и преобразуется мыслью. Для нашего продвижения вверх важно осознавать, какими мыслями мы питаем свои души, какие мысли посылаем миру, ибо что мы отдаём, то и получаем взамен.
Нам трудно постичь мысли и намерения окружающих нас людей, потому и судим о человеке по его внешним поступкам и словам, да и говорится нам, что вера без добрых дел мертва, однако закон кармы вписывает в нашу Книгу Жизней именно движения нашей души, весь рост нашего сознания, все наши мысли и намерения. «Намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызовет действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу… Невежды не понимают, что жизнь не прекращается, и намерения не остаются без выполнения. Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получают хороший урожай» (3).
Наши желания осознаются с помощью мышления и мыслью направляются, мысль определяет цели, к осуществлению которых мы устремляемся, мысль слагает наши намерения. Однако причины наших внешних деяний не только в наших мыслях и намерениях, но и в наших побуждениях. Это глубоко скрытые мотивы наших поступков, в которых и сам человек нередко не может или не хочет отдать себе отчёт. Но закон кармы не ошибается, полагая на свои весы и наши побуждения, и наши намерения, потому следует заботиться о чистоте наших помыслов и быть осмотрительными в своих намерениях. «Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет, насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением» (4).

2. Карма есть закон Космической Справедливости. Народная мудрость выразила данный аспект кармы кратко, просто, но ёмко: «Что посеешь, то и пожнёшь». И каждый крестьянин знал, что нельзя ждать урожая там, где пашня не засеяна; ждать хорошего урожая, если семена плохи, если они брошены в землю вне срока, если поле зарастает сорняками. Но многие «образованные» люди, столпившиеся ныне в огромных городах, оторванные от ритмов природы, живущие и развлекающиеся за счёт непосильного труда других, ничего не знают и знать не хотят о законах кармы. Они не боятся Божьего гнева, не заботясь о будущем, бездумно проедают свои жалкие накопления, сложенные в прошлых жизнях.
Все наши способности и дарования есть результат наших многих неустанных трудов и высоких устремлений в прошлых воплощениях. Нельзя получить незаработанное, а отсюда неполезно растить в себе зависть к более успешным, к более талантливым и творческим людям. Зависть одна из причин ненависти, а ненависть – проявление зла. «Можно заметить, что люди обездоленные психическою энергиею, начинают ненавидеть тех, кто обладает ею в высокой степени… Каждый завистник, клеветник, ненавистник прежде всего – нищ. Он лишил себя высшего накопления. Он и в прошлом также не озаботился узнать об основах Бытия. У Нас с болью наблюдают, как вредят и себе, и другим такие нищие. И невозможно дать им облегчение, для них каждый дающий уже ненавистен» (5).
Человеческая справедливость, о которой так часто говорят люди, далека от истинной справедливости. Люди выносят суждения о происходящих событиях и обсуждают окружающих со своей ограниченной точки зрения. Люди близоруки, ибо не знают прошлого, даже теоретически отрицают существование внутренних причин настоящего, не говоря уже об их познании. Люди, для которых чужая душа – потёмки, при этом не просто обсуждают других, но страстно и злобно их осуждают, вынося окончательные приговоры. А ведь давно сказано нам: «Не судите, да не судимы будете».
Нам нужно познавать людей, развивая в себе мудрость, которая не бывает без милосердия, а не иссушать свои сердца завистью, ненавистью и мыслями о мщении. М. Цветаева когда-то сказала, что судить о художнике могут все, но судить художника – только Бог. Только Богу, да отчасти собратьям по перу, известно, что значит творить, обыватель поэту не судья. Воистину так. Человек – это его душа, его сознание, а степень его развития трудно увидеть в земной оболочке. Справедливая оценка человека и его действий возможна только при познании кармических причинно-следственных связей, но только это редчайшее, почти невозможное знание на земле, потому не стоит её ожидать, уповая на непреложность Космического Закона.
3. Карма – закон этической причинности
1. Закон причинности и карма
Агни-Йога. Надземное. § 362
Агни-Йога. Братство. § 63
Агни-Йога. Надземное. § 549