5. Кратко рассмотрев общие черты философии Н. Бердяева, ниже мы проанализируем расположение ментальных планет в его гороскопе, которое предопределило характер его мышления, особенность его философии и качество его текстов.
Меркурий отвечает за интеллект, аналитический ум, задачей которого является осмысление разного рода сведений, получаемых как из внешнего мира, так и приходящих изнутри человеческого сознания. С помощью интеллекта человек постигает противоположности и изучает их взаимосвязи, и делает он это путём чёткого определения понятий, затем приведения их в порядок посредством строгих обоснованных и последовательных суждений. Интеллект — прежде всего орудие учёного, который преодолевает свои субъективные предпочтения и воззрения ради объективной истины.
Меркурий Н. Бердяева связан гармоничным трином с Ураном, что даёт ему литературный дар, силу и страстность его текстам; окрашенные личными переживаниями автора, они выгодно отличаются от скучных и малопонятных многих философских трактатов. Однако карма распорядилась и так, что Меркурий философа находится в знаке Рыб, созвучном Юпитеру, но не способствующем первому. Главное, что Меркурий соединён здесь с Солнцем, как говорится, «сожжён» им. Отсюда и излишний субъективизм взглядов Н. Бердяева и неспособность к построению систематической философии, которою вслед за Кантом он презрительно называет школьной. Он не вмещает противоположения и из-за того, что не заботится о чётком и ясном определении философских понятий. Например, слово «Бог» он употребляет в различных контекстах, но не уточняет его значение, которое, как универсальное понятие, включает в себя не одно, а, по крайней мере, семь значений в их иерархической последовательности. Да и обращаясь к проблеме человека, он так и не определил ясно для себя, да и для нас — кто есть человек? Именуя себя персоналистом, он понимает человека как личность; с одной стороны, как личность духовную, с другой, — как конкретную земную. Но решить проблему человека — значит и ответить на вопросы: откуда человек-личность появляется на земле, и куда она отправляется после смерти. Этих вопросов Н. Бердяев старается не касаться, утверждая, что их разрешение уничтожает тайну смерти, а с ней и трагизм земной жизни.
Юпитер отвечает за обобщающий разум, призванный суммировать и сводить в единство знания и ценности, эстетические, этические и религиозные представления людей. Юпитер — это орудие философии, и Плутон в трине с Юпитером сделал Н. Бердяева философом, призванным своим словом не столько просвещать людей, сколько пробуждать их веру в Бога, побуждать к творчеству, призвать к борьбе за свободу и достоинство человека. Тем не менее Юпитер находится у Бердяева в знаке Девы, созвучном Меркурию, но неблагоприятном Юпитеру. Вот почему его взгляд сверху на накопленные им и другими знания затруднён, ему трудно выделить главное и осознать суть других философских взглядов. В своих текстах он тонет в подробностях и повторениях, часто просто перечисляя многие философские имена, не давая себе труда изложить кратко, но чётко их взгляды, которые либо он разделяет, либо критикует. Недаром его философию обвиняли в эклектизме.
Таким образом, Меркурий, находясь в Рыбах, имеет тенденцию к расплывчатости мыслей, стремится обобщать, пренебрегая анализом. Юпитер в Деве, наоборот, имеет тенденцию к рассмотрению подробностей, частностей, не имеющих отношения к делу, он больше суммирует, складывает знания, но не синтезирует их, ибо истинный синтез достигаем только при утверждении вечных основ Бытия. Меркурий и Юпитер противостоят друг другу, как ни трудно их сгармонизировать, это всё же в какой-то мере удалось сделать Н. Бердяеву; может, именно оттого, что стоят они в знаках друг друга. Талант философа и состоял в том, что ему удалось соединить в себе учёного-гуманитария и философа-публициста, литератора и критика.
Более сложной является оппозиция
Урана, стоящего в знаке Льва, к
Сатурну в Водолее, знаке, противоположном Льву. Сатурн отвечает за рассудок, здравый смысл и обыденное мышление, не выходящее за рамки земного жизненного опыта человека, однако призванного осмыслять и выражать этот опыт не только в конкретных словах, но и в общих понятиях. Если Сатурн отвечает за низшее мышление, то Уран — за мышление высшее, духовный разум, подобно молнии озаряющий человека новыми идеями, которые личность должна вместить, осознать и выразить в понятиях. Н. Бердяеву сделать это непросто из-за слабого Меркурия, да и противостоящего Урана Сатурну. С одной стороны, водолеевский Сатурн рвётся вверх, пренебрегая кропотливым анализом, с другой стороны, противостоящая ему энергия Урана может лишать человека не только рассудка, но и здравого смысла вообще.
Н. Бердяев из-за положения Юпитера в Деве часто смешивает рассудок и разум, а оппозиция Урана и Сатурна не даёт ему возможности даже помыслить о существовании высшего духовного разума. Он отвергает рационализм, который, по его мнению, уничтожает тайну бытия, а с ним и разум, орудие истинной философии. Подобно Канту он критикует разум, при этом, оставаясь на ступени рассудочного мышления, оба они не вмещают противоположности, но приписывают эту ограниченность разуму. Однако именно рационализм утверждает познавательную и творческую роль разума, с помощью которого человек просветляет тёмную иррациональную стихию. А развивая в себе высший духовный разум, философ постигает уже духовные основы мироздания, позволяющие ему переходить от эклектического суммирования к духовному синтезу.
В случае с Н. Бердяевым карма, обозначенная в его гороскопе Сатурном, воспрепятствовала ему принять и идеи нового Откровения, изложенные в теософских доктринах. Он был знаком с ними, но отрицает и критикует их. Н. Бердяев противопоставляет эволюцию человека и творчество, хотя эволюция и совершается путём творчества согласно законам Богам. Но, как уже было сказано выше, он не признаёт никаких космических законов, и тем более законов перевоплощения и кармы. Он обвиняет теософию в том, что она отрицает свободу человека, растворяя его в Космосе, причём, сам, отрывая человека от наполненного жизнью Космоса, доводит своё учение о свободе до абсурда, утверждая её абсолютность и укоренённость в Ничто. Но Ничто есть Абсолютная Реальность, не имеющая прямого отношения к проявленному миру, непостижимая умом ни Божественным, ни человеческим; определять её свободой, волей, духом или материей нельзя. Таким же неопределяемым является и исходящий из неё Абсолютный Дух, первая причина человеческого бытия.
Возможно, что, осознавая глубоко внутри правду Учения Жизни, Н. Бердяев устрашился принять его публично, ибо не многим людям под силу круто менять свои взгляды в середине жизни. В его карте Сатурн в Водолее — отсюда интерес к оккультному у него несомненен, но карма закрывает ему возможности приобщения к его истинам. Ортодоксальное христианство всё же держит его в своих пределах, хотя философ критикует его и провозглашает свободу своего миросозерцания.
Положение Плутона, Сатурна и распределение стихий в натальной карте Н. Бердяева говорит о том, что он не мог поверить в судьбу, то есть заданную свыше предопределённость человеческой жизни. До конца дней своих он считал, что человек сам творит свою судьбу, и от его собственных усилий зависит то, как сложится его жизнь. Философ хорошо осознавал неравенство людей, но задумывался ли он над тем, почему это неравенство происходит, почему кто-то рождается в бедности, а кто-то в материальной обеспеченности, почему кого-то Господь избрал, наделив талантом и охраняя от всех бед, как это на себе ощущал сам Н. Бердяев, а кого-то нет? А главное, почему одни люди выбирают дороги добра и творчества, а другие — зла и разрушения? Возможно, философ боялся задавать себе эти вопросы, иначе его иллюзия об абсолютной свободе человека рухнула бы как карточный домик.
Заключим наши размышления следующими словами Е. Рерих. из её письма 1936 года. «Книжечка Бердяева у меня имеется, но чтение её пока что отложила до более свободного времени. Приведённые Вами выдержки из неё поражают своей невежественностью и, я сказала бы, даже нарочитою клеветою. Видимо г-н Бердяев не дал себе труда прочесть «Тайн[ую] Доктр[ину]» и говорит о ней понаслышке, да ещё сугубо враждебной. Если же он будет настаивать, что он ознакомился с этим трудом, то тем хуже, ибо, значит, он ничего не понял. Говоря, что для Блав[атской] «не существует ответственности и что она не понимает проблемы свободы», он именно показал, что сам он ничего не смыслит в Восточной философии и такие понятия, как Карма и Дхарма, для него пустой звук. Не в представлении Блаватской человек является марионеткой, но именно сам г-н Бердяев и подобные ему лишь марионетки своих непродуманных суждений и умственных ограничений. Вы правы, дорогой Федор Антонович, поражаясь таким суждениям! И народная мудрость давно уже отметила особенности таких образованных людей — «ум за разум зашел»
(Рерих Е.И. Письма. М. 2002. Т. 4. С. 414).