4. Предопределённость, судьба и свобода

1. Задачей эволюции является и развитие свободной воли. Вопрос о соотношении необходимости (закона) и свободы, предопределённости жизни человека и его свободной воли был трудно разрешимым для западной философии в течение многих веков. Единицы из светских философов склонялись к фатализму, утверждая, что жизнь человека предопределена слепой и неподвластной ему силой. Большинство философов, отрицая непрерывность человеческой жизни, в конечном счёте, становились волюнтаристами. Они рассуждали об абсолютной свободе человека, который сам творит себя; преодолевая ограниченность своей среды, развивает сознание, слагает в своём существовании свою сущность. Но сущность как неизменный носитель изменчивых свойств по своему определению предшествует существованию, вечное выявляет конечное, а не наоборот. При этом философы не отвечали на вопрос, куда же девается усовершенствованное с таким трудом сознание?! Религиозные мыслители, говоря о предопределённости жизни человека Божественной Волей, расходились во мнениях как о природе этой Воли, так и о соотношении её со свободной волей человека. Но и светские, и религиозные философы Запада, рассуждающие о свободе и предопределённости, не говорили о множестве жизней человека на земле. Именно забвение закона перевоплощения явилось одной из важных причин того, что вопрос о свободе остался открытым. В мире царствует закон причинности: высшее определяет низшее, внутреннее — внешнее, а прошлые воплощения человека определяют будущие. Но закон включает в себя и свободу, тем более если речь идёт о существах, наделённых разумом и волей.
Судьба — это жизненный путь человека от рождения до смерти, изменчивый поток событий, разворачивающийся от прошлого к будущему. Жизнь человека имеет определённое пред-назначение, она предопределена, то есть имеет заданный извне план, согласно которому человек будет действовать. План задаётся человеку его создателем, Высшим Эго, которое растёт и развивается посредством воплощения в земного человека. План слагается с учётом того, что человек в данном воплощении должен искупить и какие уроки выучить. Платя старые долги, мы учим новые уроки или повторяем прежние, плохо нами усвоенные. Мы должны любить данную нам судьбу, ибо это лучший путь для нашего совершенствования, поскольку она задана Божественным существом внутри нас.
План изменить нельзя, его нужно исполнить. Строгая неизменяемая предопределённость нашей судьбы является созревшей кармой. Она есть результат наших прошлых жизней, но в каждом текущем воплощении мы получаем только часть заложенных в прошлом следствий. Помимо зрелой кармы существует карма слагаемая, которая определяет наши будущие воплощения. «Карма распространяется на все действия, на все миры. Так же как карма может ускориться, так же она может удлиниться. Усугубление кармы отражается не только на следующей жизни, но и все промежуточные состояния будут зависеть от усугубления кармы. Мир Тонкий настолько связан с земным, что нужно углубить мышление в этом направлении» (11).
Карма может улучшаться или ухудшаться, а это зависит от свободной воли человека, представляющей собой свободу выбора. Свобода выбора определяет наше будущее, а от нашего успеха внизу зависит и рост нашего Высшего Эго вверху. Но что есть свободный выбор и возможен ли он вообще? Все люди согласны с тем, что они не выбирают время и место своего рождения, своих родителей и детей, свою половую принадлежность, да и здоровье своего тела. Но немногие согласны с тем, что предопределены и общие черты нашего характера, способность чувствовать, мыслить, желать и действовать определённым способом, наши многочисленные встречи с людьми и многое другое, можно сказать даже, почти всё. Люди мучительно выбирают свою профессию, затем место своей работы и жилья, своих супругов и т. д. И им кажется, что они свободны в своём выборе. Но это не так, свобода выбора в данном случае является иллюзией, она проистекает от незнания наших кармических предопределённостей.
Заданный нам план — это карта пути, по которому мы будем следовать, совершая свои действия, поступки или проступки, в силу зрелой кармы. Он задаёт и условия нашей жизни, определяет её внешние обстоятельства, события и связи между людьми. Многие воплощения ткут одну полосу сознания, но меняются декорации наших жизней, например, царские воплощения во дворцах сменяются трудовыми в хижинах. «В то время как человек свободен поступать так, как ему угодно, образ его действия, как он поступит, был известен заранее всё время. Он был известен независимо от фатализма или судьбы, но просто по принципу вселенской неизменной гармонии. Это подобно тому, как заранее известно, что извлекаемая из музыкального инструмента нота не может превратиться в другую ноту. Кроме того, у вечности не может быть ни прошлого, ни будущего, но только настоящее, так же как беспредельное пространство, в его строго буквальном смысле, не может иметь ни далёких, ни близких мест» (12).

2. Карма слагается нашим сознанием, и в каждом воплощении человеку задаются условия для того, чтобы его сознание развивалось и расширялось. В каждом воплощении нам дана одна дорога, и проходя её от начала до конца, мы должны чему-то научиться. Обучение наше совершается нашим сознанием и целью его является совершенствование наших разума, воли, способности любить. Действительный выбор начинается там, где кажется, что выбора уже нет, когда судьба загнала нас в угол, когда внешних обстоятельств не изменить и выше неба не прыгнуть. И у нас остаётся единственно возможное решение — изменить своё отношение к происходящему. Мужественно и терпеливо перенести всё сужденное, развивая при этом не только свою волю, но и своё мышление. Бесстрашие рождается одновременно с осознанием того, что смерти нет, всё проходит, но проходит не бесследно. В том и состоит задача нашей кармы — толкая нас в пропасть, она растит нам белые крылья. Если струсить, попытаться избежать наказания, при этом оправдывая себя, то подобный невыученный урок перенесётся в следующее воплощение.
Мы не можем уклониться от заданной нам судьбы, мы должны её исполнить, мужественно и терпеливо принимая все её удары, без гордыни и самомнения — её дары. Только достойно исполнив предназначенное, мы восходим ещё на одну ступеньку нашей эволюции и получаем следующую жизнь с её новым заданием. Наш успех в эволюции зависит от развития нашего сознания, осмысляющего нашу жизнь и совершающего выбор, который определяет наше будущее. Если наше сознание несовершенно, много ещё нужно трудиться и учиться, много жизней прошагать по земле. Но сознание, оторванное от сознания высшего, наполненное страхами, ложью, завистью и ненавистью, потерявшее совесть и стыд, сваливающее свои грехи на Бога, существование которого при этом отрицает, безнадёжно. Оно и является причиной тех тяжких обстоятельств, которые для себя слагает. Именно оно порождает те ужасные и уже нечеловеческие поступки, принося страдания людям, которые кармически связаны с порочным и падшим человеком. «Свободная воля существует, и никто не будет отрицать её… Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием» (13).
Итак, обстоятельства и события нашей жизни, ситуации, в которые мы попадаем, есть проявление зрелой кармы, сложенной нами в прошлых жизнях. Только в силу неведения нам кажется, что мы создаём их в жизни настоящей. Они создаются нами не только для искупления прошлых прегрешений, но и для извлечения определённых уроков, которые вносятся в слагаемую карму. Нам нужно стремиться не только к осознанию своей вины, но, если возможно, и к немедленному искуплению наших провинностей. Неосознанные и неискупленные прегрешения утяжеляют нашу карму, а задержанная карма действует сильнее. Недаром говорится: посеешь ветер — пожнёшь бурю.
Наше сознание определяет наши поступки, но степень его развития также зависит от сложенных в прошлом качеств и способностей. К примеру, если водитель «случайно» сбил на дороге человека, при этом трусливо сбежал с места аварии и не получил наказания до конца дней своих, поскольку не было свидетелей, то наказание переносится в жизни будущие. Если водитель осознал свою вину и мужественно принял наказание, он искупил какое-то прегрешение из прошлого. Однако, хватило ли водителю мужества или нет, это также предопределено зрелой кармой. Сознание растёт медленно, и нужно пройти много испытаний, чтобы оно расширилось. Истинная свобода в сознании, в мысли, мыслью карма слагается, мыслью она улучшается или ухудшается. «Но человек ещё не обрёл свою единственную свободу — свободу мысли» (14).
Неведомо на земле то, как человек исполнил свою судьбу, только в момент смерти нам приоткрывается эта тайна, а до того только сердце может говорить нам, на правильном ли мы пути. Но сердце замолкает у того, кто его не слышал или не слушал, кто потерял совесть и стыд, кто ищет причину своих страданий в своём окружении, малодушно сваливая все свои грехи на других людей. Входя в этот мир, человек теряет и знание о предстоящей ему жизни, общий план которой созерцал на пороге воплощения и принял его к исполнению, сознавая его справедливость и целесообразность. Многие жизни человек живёт только настоящим, но постепенно, путём накопления опыта, он познаёт смысл человеческой жизни вообще, а затем и собственную судьбу, познаёт истоки и законы эволюции человека не только теоретически, но и практически.
Истинно верующий человек может и не дойти до данной ступени познания, но он многое знает в сердце своём и не колеблется в основах, которые открываются мыслителю. Он верит, что мир разумен и справедлив, а иначе и быть не может, поскольку мир создан божественным Разумом и управляется божественной Любовью. Всё, что делается в этом мире, делается к лучшему, добро побеждает зло, поскольку оно изначально, и свет не может быть погашен своей тенью. Человек не умирает вместе со смертью тела, и на том, и на этом свете все мы получаем по своим заслугам.
5. Путь к истинной свободе
3. Карма — закон этической причинности
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 99
Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. М. 1993. Т. 1. С. 264
Агни-Йога. Братство. § 103
Рерих Е.И. Письма. М. 2003. Т. 5. С. 37