Последнее, четвёртое 500-летие эпохи Рыб, названное Новым временем, началось с очередного вхождения Плутона в знак Скорпиона около 1491 г., в котором он пробыл вплоть до 1500 года. Новое время завершилось с прохождением Плутона по знаку Скорпиона с 1984 по 1995 год. Много изменений произошло в мире в XVI веке, но ещё более значительные перемены происходили в веке XX с вхождением Земли в эпоху Водолея. Напомним, что начало эры Водолея мы относим к 1942 году, её зарю — к 1870 году, а восход — к 2014 году, так как 1° эпохи, длящейся около 2160 лет, составляет 72 года. Эры не начинаются в одночасье, а заходят друг на друга. Этим и объясняется трагизм XX века, ибо рождение нового мира совершалось при сопротивлении старого, разрушение предшествовало строительству. К тому же важно принять во внимание и то, что первая четверть уже XXI века завершается при вхождении Плутона в знак Водолея в 2024 году, а Нептуна — в знак Овна в 2025 году, то есть именно эти годы нужно считать окончательным наступлением новой эпохи, а вхождение Урана в знак Близнецов в 2026 г. её ознаменует.
Прежде чем перейти к рассмотрению истории России XVI века, мы кратко остановимся на важных изменениях политической карты мира и преобразованиях европейской культуры. В Китае после изгнания монголов в середине XIV века образовалась империя Мин, были восстановлены прежние порядки, верховная власть сосредоточилась в руках единовластного правителя. В середине XVII века маньчжуры основали империю Цин, значительно расширив территорию прежнего Китая.
Особенно следует отметить и то, что в XVI веке образовалась и достигла расцвета империя Великих Моголов, просуществовавшая до конца XVII века. Она возникла на территории Индии, находившейся до сей поры в политической раздробленности, включив в себя и часть Афганистана. Её основателем явился Бабур (пр. 1526–1530), по линии отца происходивший от Тимура, по линии матери — от Чингисхана. Объединив тимуридов и монголов, он, однако, считал себя тюрком, но его династия стала называться моголами (персы называли монголов «мугул»). Своего политического могущества и культурного величия она достигла при правлении Акбара Великого, который родился в 1542 году и правил с 1556 по 1605 год. Акбар — воплощение Великого Владыки, причём его последнее проявление в качестве государственного деятеля. Рядом с ним была и его любимая жена Джодбай, умершая ок. 1607 г. Она являлась очередным воплощением Матери Мира Урусвати.
В XVI веке свои границы значительно расширила и Османская империя тюрок-турок, благодаря своим непрерывным завоеваниям при султанах Селиме Грозном (1512–1520), воплощении Сталина, и Сулеймане Великолепном (1520–1566), воплощении Наполеона. В свой состав империя включила Балканы, Закавказье, Месопотамию, часть Аравии и Северную Африку, но уже в XVII веке османы стали быстро терять захваченные земли, оставаясь при этом достаточно сильным государством, хранителем ислама.
В Западной Европе в XVI веке большую роль стала играть Испания. В 1479 году на Пиренейском полуострове произошло образование этого государства путём объединения Кастилии и Арагона, правители которых, Изабелла и Фердинанд, заключили между собой брачное соглашение. В 1492 году под ударами испанских войск пал Гранадский эмират, последний оплот на полуострове арабов-мусульман, после чего они были вынуждены покинуть страну, а вместе с ними были изгнаны и иудеи. Затем волею Провидения Испания соединилась со Священной Римской империей германской нации. Это объединение выпало на долю Карла V, который по отцу был внуком императора Максимилиана I Габсбурга, а по матери — внуком Изабеллы Кастильской. Он правил с 1519 по 1555 год, сперва как король Испании, затем как император. Став императором, Карл устремился к созданию мировой католической державы, но его замыслы оказались недостижимыми. Непрерывные войны, прежде всего с королем Франции Франсциском I за господство над Северной Италией, обессилили его самого и ослабили его огромное государство.
После отречения Карла империя распалась на две части: Австрию и Испанию. Австрийские владения и титул императора получил его брат Фердинанд, а испанские владения достались его сыну Филиппу, который наречённый Филиппом II, правил Испанией с 1556 по 1598 год. Испания в этот период пережила экономический подъём, благодаря богатствам, ввозимым в страну из её южноамериканских колоний. Но её «золотой век» оказался недолгим. Теперь уже борьба с Англией, в которой правили властные Тюдоры, Генрих VIII и его дочь Елизавета, а также восстание против неё Нидерландов к началу XVII века превратили передовую страну с гордым населением в рядовое европейское королевство.
Далее необходимо сказать ещё об одном значении Испании в истории. С конца XV века началось время Великих географических открытий, и именно Испания положила начало этому процессу. Как известно, основатели испанского государства снарядили морскую экспедицию генуэзца Христофора Колумба на поиск новых торговых путей в Индию через Атлантический океан. В конце 1492 года он открыл неизвестные до того земли, полагая, что достиг Индии. Позже путешественник Америго Веспуччи, также находившийся на службе у испанских монархов, описал открытые Колумбом земли и первым высказал предположение, что они являются частью большого материка. В честь него он и был назван Америкой, а позже и Америкой Южной, в противоположность Америке Северной, берегов которой достигли путешественники уже из Англии, Франции, Голландии. С середины XVI века европейцы начали быстро осваивать большие территории на открытых материках, при этом местное население Нового Света, индейцы, стало либо подвергаться жестокой эксплуатации, либо изгоняться с собственных территорий. В итоге было положено начало формирования мировой колониальной системы, так как колонии европейских государств распространялись по всему свету. И только в XX веке сложившаяся к этому времени система рухнула в результате преобразований как в самих метрополиях, так и в их колониях. Таков был ход истории, что в течение 500 лет европейцы должны были распространять свою цивилизацию на все континенты, но в конечном счёте их деятельность свелась к угнетению покорённых народов, подавлению их самобытной культуры, использования их ресурсов для собственного обогащения.
Мы помним, что в начале VI века нашей эры началось переселение рождённых под лучом Меркурия германских племён на территорию Западной Европы, в результате чего на обломках бывшей Римской империи образовались новые государства и народы. В XVI веке произошло новое переселение меркурианцов — теперь уже за пределы Европейского материка, поскольку Англия и Франция захватили земли Северной Америки. Испания же колонизировала Южную Америку, которая позже получила название Латинской. До сих пор население её государств говорит на испанском языке и исповедует католическое христианство. Именно Испания значительнее других стран расширила свою территорию и утвердила на целом материке свою религию. Быть может, сказанное даёт нам возможность предположить, что предки испанцев, древние иберы, зародились под Лучом Юпитера, как и древние латиняне, но не смешались с германцами, подобно римлянам, а после гибели ромеев-византийцев перенесли юпитерианское влияние на огромный континент.
Далее мы кратко укажем на изменения в западноевропейской культуре, произошедшие с наступлением Нового времени. Говоря о культуре, мы имеем в виду, с одной стороны, философию, религию и науку, с другой стороны, искусство: литературу, живопись, музыку. Рассматривая длинный период Средневековья, мы сосредотачивали своё внимание на развитии русской государственности и мало касались преобразований в сфере культуры и просвещения на Руси, не говоря уже о Европе. Хотя мы всё же отмечали, что становление централизованных государств, развитие городов, торговли, ремёсел потребовало увеличение числа грамотных людей. Отсюда росло число не только церковно-приходских школ, но и школ городских. А уже в XII веке в Европе появились первые университеты, число которых к концу XV века достигло почти восьмидесяти. Они образовались во многих крупных городах, преподавание в них велось на латыни и основывалось на единой системе передачи знания. Заметим, что первый университет в России был основан только в начале XVIII века Петром I.
Двухступенчатая система образования в университетах была намечена уже Боэцием, жившем в V веке нашей эры, хотя он не успел полностью разработать все её разделы. Боэция называют последним римлянином, но ещё важнее то, что он в то время был одним из последних приверженцев философии Платона. Нижняя четверица наук, квадривиум, согласно Боэцию, составляет необходимую основу знания. Она включает в себя грамматику (риторику, лингвистику), затем математику, астрономию и музыку. При этом наука о числах и геометрических фигурах была у него не простой арифметикой и геометрией, а сакральной математикой Пифагора, которую обнародовал Платон и которая выражала общие законы формирования и существования Космоса. Высшую триаду знания по Боэцию, тривиум, составляют логика Аристотеля — наука о мышлении рассудка, диалектика Платона — учение о мышлении разума, и теология — учение о Боге, не только как Едином начале мира, но и о Логосе, Космическом Разуме, сотворившем мир идей-сущностей, проявляющихся в мире вещей.
В средневековых университетах ступенчатая система образования постепенно преобразовалась следующим образом. Первая ступень, факультет искусств, включал в себя грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию, музыковедение. Юридический и медицинский факультеты являлись следующей ступенью, куда поступали студенты, уже прошедшие обучение на факультете искусств. Юридическое образование включало в себя знание о государстве и его законах; медицинское — знание не только о теле человека, но и его душе, кроме того, об окружающей человека природе.
Высшей ступенью университетского образования являлся богословский факультет, здесь изучалось и толковалось слово Божье, Откровение, данное человечеству Свыше Великим Учителем Иисусом Христом. Кроме Священного Писания (Библии) изучались тексты ранних отцов церкви от апостола Павла до Августина, а также комментарии к ним многочисленных последователей, схолии. Богословие постепенно вырождалось в схоластику, ибо ученики, не развившие высшего разума, не говоря уже о духовной интуиции, пытались с помощью рассудка проникнуть в тайны Откровения, что приводило к искажению истин духовных, а затем и к их утрате.
На средневековое просвещение и научно-философскую культуру большое влияние оказал Аристотель. Его взгляды на сущность и содержание знания о мире, способах и методах его познания легли в основу развития как арабских, так и европейских наук. Однако неприятие Аристотелем взглядов Платона о существовании мира идей, а также представлений о непрерывной жизни человеческой души, способствовало возникновению науки, отрицающей духовную сторону мира. Вслед за ней образовалась и позитивистская философия, не признающая наличие в человеке бессмертной Души, носителя Высшего Разума, причастного к Разуму Космическому, а с этим пришло и отрицание возможностей человека проникнуть в духовные тайны мироздания.
В XV веке по завершении Средневековья возрождается интерес к греко-римской истории, а вместе с тем и к философии не только Платона, но и его последователя Плотина. Во Флоренции возникает платоновская академия, начало которой полагает Георгий Гемист Плетон (1360–1452), византийский неоплатоник, читавший в Италии лекции по философии Платона. Важно отметить, что Плетон являлся воплощением самого Платона, а также Плотина, к тому же Максим Грек Триволис (1470–1556), живший в России во времена Василия III, стал следующим воплощением Плетона. Представители платоновской академии переводят и комментируют сочинения Платона и Плотина, распространяют их идеи, среди них и мысли об одушевлённости всех форм жизни от минералов до животных, то есть о скрытых внутренних силах природы, которые изучала древняя наука — магия.
В Средневековье существовали и оккультные науки, изучающие скрытые силы природы. Они пронизывали взгляды передовых мыслителей, но развивались тайно, вне социальных институтов. Астрология и алхимия принадлежали к их числу, астрономия и химия являлись их детищем, из которых, однако, ушла душа. Оккультисты не только изучали духовную сторону природы и человека, но и развивали в себе способности овладевать их энергиями, используя обретённую силу либо во благо, либо во зло. Потому магия изначала разделялась на священную белую магию и магию чёрную.
В XV–XVI веках возрастает интерес к оккультизму, однако распространяется именно чёрная магия или колдовство, к тому же одержимые и медиумы, лжесвятые и лжепророки наполняют города. Широкое распространение получило колдовство во Франции, а вот Испания освободилась от него путём инквизиции, основателем которой здесь был духовник королевы Изабеллы Томас Торквемада. Он сжёг на кострах более 10 тысяч человек и приговорил к пыткам более 80 тысяч. Далеко не все из них были колдунами и ведьмами, ибо суду инквизиции подвергались люди неугодные как режиму, так и церкви. Инквизиция стала уничтожать чёрную магию повсеместно, но ей занимались и продолжали заниматься сами инквизиторы и большинство представителей высшего католического духовенства.
Не только возникновение инквизиции подорвало авторитет католической церкви к XVI веку, но и усиление её стремлений к власти путём вмешательства в дела правителей европейских государств, а также к обогащению с помощью увеличения денежных поборов с населения за проведение церковных обрядов. Введение платы за отпущение грехов, то есть торговля индульгенциями, послужила поводом для Мартина Лютера (1487–1546) открыто выступить против папы и кардиналов. Он явился инициатором реформационного движения в Германии, которое во Франции поддержал Жан Кальвин (1509–1564). В Англии король Генрих VIII положил начало англиканской церкви, сохранив при этом ритуалы католиков, во многом отвергнутые вышеназванными реформаторами. Король при этом не только отказался подчиняться папе римскому, но и разрушил многие католические монастыри, присвоив их земли и богатства.
В итоге Реформация привела к разрушению единства церкви, ибо вслед за возникновением протестантизма образуются различные христианские секты, число которых умножалось вплоть до XX века. Но самое страшное было то, что реформационное движение породило религиозные войны и крестьянские восстания, католики и протестанты в борьбе друг с другом пролили море крови. И все это делалось во имя Бога, заветы которого о милосердии и смирении были забыты, не говоря уже об основах истинного христианского учения. Учение Жизни, данное человечеству на рубеже XIX–XX веков Великим Учителем Земли, было призвано очистить христианство от искажений. Но Иерофанты зла и в XX веке продолжили свою дьявольскую работу, они снова пришли как защитники якобы истинной веры, и много беды принесли тем, кто не распознал их сущности. Так, Лютер воплотился в личности Ледбитера, которого Елена Рерих назвала злым гением теософского движения. Кальвин же стал Андреем Кураевым, со страшной злобой, накопленной веками, он выступил против Агни-Йоги, принесенной человечеству Еленой Рерих.
Не только реформаторы разрушали католическую веру изнутри, но и иезуиты, которые и по сей день, утверждаясь не только в церкви, но во всех слоях общества, распространяют своё зловредное влияние. «Общество Иисуса» было создано в 1540 году Игнатием Лойолой, одержимым монашествующем испанцем, возжелавшим распространить среди людей свои откровения, якобы полученные от самого Бога. Для большей убедительности своих слов он опирался на знания, приобретённые им при обучении богословию в университетах Испании и Парижа. Главной его задачей стала борьба с Реформацией, для чего нужно было завоевать европейское общество, подчинить его папскому престолу, распространить христианское учение среди неверных не только огнём и мечом Инквизиции, но хитростью и вероломством. Со временем Орден Иезуитов стал фактически править в католической церкви, вытравляя из неё остатки истинного христианства, знание о котором ещё хранили средневековые философы XII–XIII веков, уничтожая при этом весь её престиж и духовную силу, которая ещё в ней оставалась.
Следует также отметить, что иезуиты были изгнаны из Франции и Нидерландов к концу XVI века, из Венеции и Неаполя в начале XVII века, а из Петербурга в 1815 году, то есть только в начале века XIX. Однако и появились они здесь не ранее XVIII века вместе с тайным масонством, мечтавшим свергнуть власть правящей династии. Вырождение католической церкви, искажение христианского учения, насаждение слепой фанатической веры — всё это породило атеизм, материализм и нигилизм. С другой стороны, и становление светской бездуховной науки вносило свою лепту в эти пагубные для человечества процессы.
Далее мы кратко отметим изменения в европейской культуре, начавшиеся с наступлением Нового времени. Если мы рассмотрим биографические списки поэтов, художников и музыкантов, то увидим, что их число значительно увеличивается, начиная с XV века, уже в веке XVI мы встречаем имена выдающихся деятелей, творчество которых и по сей день волнует наши сердца. Это совсем не означает, что в период Средневековья не было поэтов и музыкантов, скульпторов и живописцев, но только теперь их роль высоко ценится в обществе, а их имена становятся достоянием исторической памяти наряду с правителями государств. К тому же и государства к этому времени становятся более развитыми в смысле роста потребностей не только в науках, но и в искусствах.
Как известно, расцвет искусства в Европе начался в городах-государствах Италии, в которых образовались правящие династии, сосредоточившие в своих руках власть и деньги, что позволило им тратить огромные средства на образование, науки и искусства. Признаком цивилизованного общества здесь считались поддержка талантливых людей как в сфере философии, которая освобождалась от церковных догматов и обратила свой взор к проблемам человека, так и в сфере искусства. Речь идет прежде всего о династиях Медичи во Флоренции, Эсте в Ферраре, Сфорца в Милане, а также о Венеции и Генуе, торговых городах с республиканским правлением. Правители городов заботились об их украшении, строили величественные соборы и роскошные резиденции, приглашали лучших мастеров для росписи первых и создания живописных полотен для внутреннего убранства вторых. Не только любовь к прекрасному руководили ими, но утверждение собственного престижа.
Ренессанс в Италии начался с поэзии, творчество Данте и Петрарки разбудило интерес к поэзии у многих; уже Петрарка сокрушался, что стихотворчество как лихорадка охватило почти всех образованных людей. Однако в истории сохранилось творчество только таких выдающихся поэтов рубежа XV–XVI веков как Людовико Ариосто и Торквато Тассо. Имён же выдающихся скульпторов, живописцев и музыкантов здесь невозможно перечислить, нужно только подчеркнуть, что некоторые из них, помимо большого таланта в области искусства, были одарены и другими способностями. В первую очередь такой универсальной личностью являлся Леонардо да Винчи, который на Руси был Андреем Рублевым, и в России Николаем Рерихом. При этом его сын Святослав Рерих, по словам Елены Рерих, воплощался в личности Тициана. Изучение истории живописи позволило нам распознать воплощения и других личностей, например, связать между собой Рафаэля, Эль Греко и Смирнова-Русецкого; Дюрера, Густава Доре и Сальвадора Дали.
В заключение скажем о том, что Ренессанс в России начался только с наступлением XIX века, и, подобно Италии, с творчества поэтов, таких как Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. Этот век недаром назван Золотым веком русской литературы вообще, ибо здесь творили Толстой и Достоевский, приобретшие своими произведениями мировую славу. Однако вершиной русского Ренессанса явился краткий, но необычный период, наступивший в последней четверти века XX. Здесь снова мы видим расцвет прежде всего поэзии, её Серебряный век, а также музыки, живописи, и, что особенно важно, философии. Расцвет русской культуры был обусловлен тем, что в России воплотились крупные души с большими накоплениями. Например, можно назвать Спинозу как одно из воплощений Владимира Соловьева, и Фому Аквинского как прошлое Павла Флоренского. Со времени русского духовного ренессанса прошёл целый век, интерес к русскому искусству и литературе того времени не угасает, чего нельзя сказать о философии. Сейчас в обществе практически нет людей, способных по достоинству оценить её достижения — светлые крупные личности либо уже покинули земной мир, либо идут незаметно, очищаясь и платя старые долги. В итоге бездуховные политики и самомнительные журналисты-комментаторы заняли культурное информационное поле, а образовательную сферу — бездарные полуграмотные учителя. Но без возрождения русской мысли и принятия теософии, Учения жизни, невозможно формирование будущей культурной элиты, а без неё — и наступление нового мира.