5. Путь к истинной свободе
1. Человеческие действия делятся на кармические и свободные. Первые действия — результат зрелой искупительной кармы. Зрелой кармой обусловлены наши так называемые невольные прегрешения, не успевая подумать, человек лжёт, крадёт и т. д. — совершает поступки, делать которые не хотел, но сделал. Карма закрывает наше сознание, иначе как бы мы оплачивали наши долги? Недаром в народе говорят, если Бог хочет наказать человека, то он лишает его разума. Совершив такие поступки, тотчас же устыдившись, осознав их порочность и утвердив мысль больше их не повторять, человек искупает положенную ему карму. Угрызения совести, нравственные страдания, которые иногда сильнее страданий физических, и есть искупление вины, влекущее за собой очищение сознания. Если такого осознания не происходит, то карма отягощается, а неискупленное во многих воплощениях не только тяжким грузом ложится на судьбу человека, но и наступает такая жизнь, в которой человек нежданно получает страшный удар кармы, могущий стать поворотным в его эволюции.
Наши сознательные поступки, когда мы думаем, а значит, решаем и выбираем, прежде чем действовать, оказывают главное влияние на слагаемую карму. Человек, который сознательно творит зло, получает в будущем более горькую карму; человек, который старается делать добро, свою карму облегчает. Однако карма — это не только удары и наказания, но дары и награды, заработанные в прошлых жизнях. Как уже было сказано выше, главная награда состоит в том, что по мере выплаты прежних долгов нам даётся возможность расширить своё сознание, то есть вспомнить свои прошлые достижения и продолжить свои творческие труды. И наша, даже труднейшая, карма, иногда выбранная нами сознательно, чтобы ускорить продвижение вверх и помочь людям, уже не страшит нас. Наша боль от разлуки с любимыми утихает, когда мы осознаём, что смерти нет, а разлука — преддверие новых встреч.
Все внезапные преображения и просветления человека и объясняются тем, что когда искупается прежняя карма, то сознание стряхивает с себя прежние цепи, освобождается от скорлупы прежних прегрешений. Человек, сложивший своё сознание в прошлых жизнях, прошедший многие земные дороги и искупивший все свои заблуждения, становится истинно свободным человеком. Всю прожитую и проживаемую жизнь он начинает освещать огнём своей бессмертной Души; осмысляя каждое своё действие — поступок, желание и мысль — он начинает сознательно творить свою судьбу. Карма складывается из мыслей и побуждений, если бы было иначе, мы никогда бы не освободились от прежнего витка кармы. Мыслью мы порождаем судьбу, мыслью её постигаем, мыслью созидаем. Поскольку мы мыслью строим свою судьбу, то утверждение в себе светлых мыслей — радостных, возвышенных, устремлённых к будущему — уберегает нас от мыслей тёмных, а значит, от совершения зла. А ежели тёмные мысли и привлекаются к магниту нашего огня, то им же и гасятся; очищая ментальное пространство, мы помогаем всему человечеству. В итоге, человек начинает жить не по законам рассудка, а по законам сердца и высшего разума, причастного космическому Разуму.

2. Таким образом, истинная свобода человека достигается развитием его разума. Если человек осознаёт законы высшего разума, если научается управлять своей мыслью, следить за тем, что входит в его сознание и что из него выходит, он становится свободным, хотя может оставаться в самых стеснённых обстоятельствах. Человек при этом не становится счастливее, так как орёл не радуется, находясь в клетке, но если он понимает, ради каких великих достижений сам себя в неё заключил, ему легче претерпевать своё заточение. Осознанные страдания, когда мы понимаем их причину и смысл, теряют своё острие, они легче претерпеваются. Человека могут посетить и тоска, и отчаяние, но утверждаемые светлые мысли помогут ему их преодолеть, вдохновенная молитва озаряет любую тюрьму.
Кроме того, двигаясь по пути утверждения в себе светлых мыслей, человек привлекает к себе помощь из высшего мира не только в виде Луча нашего Высшего Эго, но и Луча Руководителя, давшего огонь разума его огненному зерну. Непременно притягивается он и к заключительному Учению, данному ныне Земле Великим Владыкой и Матерью Мира. «Как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его» (15).
Только человек, поднимающийся своим разумением над изменчивым и относительным миром, связывающий своё сознание с сознанием бессмертной Души, начинает приобретать истинную свободу. Обладает такой свободой в полной мере только Бессмертное Эго. Оно не колеблется в выборе, ибо знает цепь порождённых и порождаемых причин и следствий, земной же выбор всегда предполагает незнание, раздвоенность и слабость воли. Истинная свобода тоже есть выбор, но выбор без колебаний и сомнений. Высшее Эго, будучи сознательным на Небе, свободно связывает себя с преходящими личностями, с которыми разделяет все страдания, вытекающие из-за их ограниченности и слепоты. Оно выбирает жизнь не только на Небе, но и на земле, хочет и здесь любить, радоваться и познавать, при этом ясно сознавая, что без страдания не познаешь Истину и Радость, и только там, где темно, можно искать свет. Создавая временную личность, Высшее Эго свободно и сознательно спускается на землю, как ведомый жаждой путешественник пускается в дальний и неизведанный путь.
Уклонение от исполнения тех или иных задач судьбы, которая предопределяет самый лучший путь для совершенствования, ведёт человека к ошибкам и прегрешениям, а значит, к страданиям. При этом страдает и Высшее Эго, Христос внутри человека, который невиновен в грехах личностей, но связан с ними, как отец с сыновьями. Упорные прегрешения цепи личностей определённого Высшего Эго приводят к тому, что оно разрывает свою связь с последней самой развращённой личностью, вобравшей в себя карму всех остальных воплощений. Эта личность, лишённая духовной силы, связующей её элементы в целое, разрушается и истлевает в низшем мире Земли. Бессмертная Душа вынуждена начинать новый цикл человеческих воплощений на другой низшей планете, а в некоторых случаях и заново строить необходимые для развития сознания оболочки, начиная с минерального царства.
Таким образом, и у Высшего Эго существует своя Карма, уже космическая, ибо успешность его воплощений в земных личностях зависит и от его достижений в прошлых Солнечных Манвантарах, то есть от степени его совершенства. «В пределах солнечной Манвантары число существований или жизненных проявлений монады определено, но существуют местные изменения в числе в малых системах, индивидуальных мирах и планетных кругах соответственно с обстоятельствами» (16).
Огненная сущность вечна, сознание или душа растёт и изменяется беспредельно. Духовное зерно, проявляясь в различных сферах Космоса, порождает определённые причины и следствия. Именно духовное зерно содержит неизменный план, чтобы проявить своё содержание и построить Высшее Эго, разумное бессмертное Существо, обладающее сознанием в высших мирах Космоса, а также бессмертную Личность, имеющую сознание в его тонких и плотных мирах. Бессмертное Эго по отношению к личности обладает всеведением, но и оно живёт во времени и сможет увидеть весь путь своих воплощений только после завершения определённого цикла, когда для всего сущего наступит Солнечная Пралайя.
Чем более развито Высшее Эго, тем более сложные маршруты выбирает на земле и не имеет отдыха в течение тысячелетий. Кроме того, каждое Эго пускается в путь не в одиночку, оно и на земле шествует в цепи путников, с которыми на Небе связано иерархическими нитями. Если же оно раньше других завершит свой эволюционный путь, то будет ждать своих спутников, помогая им дойти до назначенной цели.
В итоге, космический закон эволюции, то есть раскрытие духовного зерна и совершенствование сознания, проявляется только через деятельность разумного свободного существа — земного, небесного и космического Человека. «Человек определяет своё назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции, значит сделать из него мяч судьбы… Утверждать, что человека несёт течение эволюции без участия его воли, значит разобщить его с Космосом» (17). А поскольку каждое явление в окружающем нас мире имеет основание своего существования в Мире Огненном и причину своего возникновения в мире плотном, то судьба слагается как Высшим Эго человека, так и его преходящими личностями.
6. Провидение и предвидение
4. Предопределённость, судьба и свобода
Рерих Е.И. Письма. М. 2007. Т. 7. С. 66
Письма Махатм. Самара. 1993. С. 264
Агни-Йога. Беспредельность. § 86