1. Поскольку эволюция человека — раскрытие его духовного зерна и развитие его сознания — совершается на планетах, нам необходимо кратко остановиться на строении планетарного мира и его циклических преобразованиях. Говоря о становлении мыслящих существ на той или иной планете, мы под планетой имеем в виду планетную цепь, которая представляет собой различные фазы развития планеты с соответствующими ей невидимыми сферами. Как и человек, каждая планета имеет свои семь принципов или семь сфер, называемых Глобусами.
Наша Земная цепь есть воплощение или порождение старшей Лунной Цепи. Она включает в себя семь шарообразных миров — глобусов А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, которые последовательно сменяют друг друга. Каждый Глобус порождает последующий, а сам, подобно постоянным атомам человека, погружается в сон до следующего выявления. Глобусы изображают тремя парами, расположенными на дуге эллипса со средним глобусом в срединной низшей точке. Глобусы А и Ж, первый и седьмой, находятся на высшем уровне ментальной сферы, который называют арупа, т. е. без формы; Глобусы Б и Е, второй и шестой, располагаются на низшем уровне ментальной сферы — рупа; Глобусы В и Д, третий и пятый, — в тонкой или астральной сфере, а Глобус Г — в плотной или физической сфере. Самый низший и самый материальный Глобус доступен нашему познанию, шесть остальных невидимы земному глазу. Семь Глобусов как нечто целое образуют планетарное тело, которое распадается и образуется семь раз в течение всей планетной жизни. На планете будут одновременно эволюционировать семь видов существ, имеющих единосущее духовное зерно, но различные манасические энергии. Проходя путь воплощения сперва в дочеловеческих царствах, а затем в человеческих личностях, Манас будет развивать своё сознание до тех пор, пока не достигнет вершины, возможной для определённого периода эволюции на данной планете.
Земная планетная цепь проходит в своём воплощении Большую, Среднюю и Малую Манвантары. Большая Манвантара (День Брамы) включает в себя семь Кругов развития на 49 планетарных Глобусах, после чего наступает полная планетная Пралайя (Ночь Брамы). Планета и её Природа разрушаются, Человеческие Триады освобождаются от своих низших оболочек и пребывают в высших сферах Космоса в состояниях, соответствующих развитию их сознания. Все накопления планета передаёт своей преемнице, которая считается новым воплощением старой планеты. День Брамы, а соответственно, и Ночь Брамы, длятся в течение 4 320 000 000 лет.
Средняя Манвантара включает в себя один Круг развития, совершающийся на семи Глобусах. После каждого Глобуса, когда жизнь переходит на следующий Глобус, наступает малая промежуточная пралайя; существует семь таких пралай в каждом Круге. Малая Манвантара слагается из длительности жизни семи Рас на одном из Глобусов. Раса состоит из семи подрас, которые, в свою очередь, делятся на множество более мелких подразделений.
Планета Земля — представляет собой Глобус Г нашей планетной цепи, в отличие от других Глобусов, он представляет собой единство физического, тонкого и ментального миров, к тому же, наш Глобус находится в Четвёртом Круге своего развития. За весь период его существования на нём должно развиться семь человеческих Рас. В настоящее время на Земле живут представители Третьей, Четвёртой и Пятой Рас, и формируется Шестая Раса. Согласно «Тайной Доктрине», В Третьей Расе произошло разделение единого андрогинного тела на два пола, это случилось около 18 млн. лет назад. Пятая Раса, авангард современного человечества, возникла 1 млн. лет назад.
2. Люди на Земле различаются по степени развития сознания, которая определяется не только их достижениями в процессе земных воплощений, но и изначально предопределено развитием души в дочеловеческих царствах. В Теософии нам раскрыта небольшая часть тайны, связанной с происхождением человека на Земле. Духовная сущность человека вечна, но его рождение во времени как Эго имеет определённое начало. Духовное зерно последовательно одухотворяет минеральные, растительные и животные формы, затем оно воплощается в человеческую форму, созданную для неё Строителями. Существо, возникшее в результате этого воплощения, ещё не является человеком в полном смысле этого слова, оно остаётся животным по своему сознанию, поскольку его пятый принцип Манас не имеет связи с низшими принципами.
Рождение человека происходит в тот момент, когда Манас устанавливает связь с низшими принципами и возникает зачаточное манасическое тело, когда возникает существо, обладающее самосознанием. Это духовное таинство совершается благодаря деятельности высших разумных существ, которые имеют общее название Сыны Разума — Манасапутры. Именно они, по мере готовности проточеловека, внедряют в него духовную искру, необходимую для образования зачаточной души. Некоторые из этих великих сущностей сами воплощаются в человеческие формы и становятся руководителями младенческого человечества. Эти Сыны Разума окончили свою эволюцию в других мирах и появились в молодом мире с целью помочь эволюции человеческой расы, их можно считать своего рода духовными отцами преобладающей массы человечества. В человеческих формах, в которых воплотились Манасапутры, не действуют две Триады, как это может показаться на первый взгляд, то есть одна — построившая человеческую форму, другая — в эту форму сошедшая; но два духовных Луча соединяются в один, и возникает человеческая Триада как новая единица с более яркой энергией.
Таким образом, животное-человек, созрев настолько, чтобы принять в себя духовную искру, получает её извне. Та часть человечества, которая восприняла искру, составляют ныне среднее человечество; они должны приобрести свою разумность в течение эволюции настоящей Манвантары, после чего в следующей будут готовы воспринять Сынов Разума. Отсталое человечество представляет собой тех людей, кармическое развитие которых не позволило им принять искру. Племена дикарей, умственные способности которых незначительно отличаются от уровня животных, достигнут уровня среднего человечества в следующем цикле эволюции. Кроме того, Манасапутры тоже различались по степени своего развития, те, которые не завершили своего развития в предшествующих циклах другого мира, позже воплотились среди детей расы, индивидуумы которой получили зачаточные души. Так как эти Манасы уже обладали индивидуальным разумом, то ныне они представляют собой передовую часть человечества.
В итоге, с самого начала разумной эволюции человечество на Земле разделилось. Некоторая его часть вообще осталась без оплодотворяющей искры и значительное развитие их сознания в будущем. Большая часть человечества такую искру получила, но в дальнейшем по-разному распорядилась данным ему сокровищем. Меньшинство же стало носителем воплотившихся Манасапутр, которые также различались по степени развития, многие из них и поныне искупают карму, сложенную ими в предыдущих Манвантарах. Таким способом возникли в мире те огромные различия в умственных способностях и нравственных качествах, которые отделяют наиболее развитые расы от менее развитых и определяют различия внутри этих рас.
3. Нам говорится, что рассудок получил своё развитие в течение Четвёртой Расы, когда было достигнуто полное погружение души в материю. Но импульс к его развитию был принесён Великими Владыками, Сынами и Дочерьми Мудрости, пришедшими с Венеры и Юпитера и воплотившимся в конце Третьей Расы. Благодаря своему воплощению и прямому потомству, они передали человечеству более утончённый организм, способный отвечать на высшие вибрации. Согласно эволюционному закону, Пятый Принцип или Манас получит своё развитие не ранее Пятого Круга. Все преждевременно развитые разумы в нашем Четвёртом Круге являются анормальными, их называют Людьми Пятого Круга. Они приходили в наш Круг за последние несколько тысячелетий и даже в наши дни пребывают на Земле.
«Люди, которые, подобно Конфуцию и Платону, принадлежали психически, умственно и духовно к высшим планам эволюции, были в нашем Четвёртом Круге тем, чем средний человек будет в Пятом Круге, человечество которого, следуя предначертанной эволюции, будет несравнимо выше, чем настоящее человечество»
(35). Даже в грядущей Седьмой Расе нашего Четвёртого Круга, когда четыре низших принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит лишь частично. Хотя для воплощённого человека нашего Круга полное осознание своего Духовного Эго невозможно, он все же должен изменить отношение к себе. Он должен знать, кем является на самом деле, и не отождествлять себя со своими низшими оболочками. Тело, мозг, желания, страсти не есть человек, хотя они и принадлежат ему, и он несёт за них ответственность.
Ныне на Земле завершается определённая стадия развития интеллекта и начинается новая эпоха, когда интеллект должен быть преобразован в высшие духовные способности. И если человеку, носителю бессмертной Триады, удастся на Земле достичь бессмертия, то по окончании Четвёртого Круга нашей планеты он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им способностях. Если и в следующих Кругах он проявит ту же устремлённость к совершенствованию, то он точно так же сохранит своё бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в Беспредельность.
Всеобщие законы всеединства и иерархии применительно к человечеству утверждают: все люди едины в сути своей, ибо содержат в себе вечную духовную искру, едины по способу эволюции и общей цели бытия. Но люди различаются степенью проявления их высших принципов и степенью развития их низших аспектов, то есть уровнем развития сознания и его проводников-тел, необходимых для осознанной жизни в различных сферах Космоса. Последнее и является истинной причиной преград между душами: менее развитая душа может знать о более развитой лишь в пределах, в каких она способна отвечать на вибрации последней.
«Широка область человечества, вершиной своей она касается Высшего мира в лице героев, подвижников; внизу — она производит космический сор, который наполняет камни соседних планет. Непомерно расстояние между подвижником, уже осенённым Светом Высшего Мира, и подонками сорными. Трудно представить, что потенциал основной энергии был дан каждому человеку, но насколько различно обошлись люди с великим даром! Даже само воображение не охватывает такую пропасть… К чему начинать сначала, если можно восходить беспредельно?»
(36). Знать различие людей по степени развития необходимо водителям и наставникам человечества. Если все люди различаются по своим способностям и нравственным качествам, то по-разному к ним должно относится, по-разному их должно воспитывать и обучать. Это и будет истинным гуманизмом — требовать от людей только то, что они могут пока делать, и давать им то знанием, которое они могут вместить.
Но на земле трудно увидеть истинную сущность человека, для этого нужно развивать в себе высшую способность познания, то есть чувствознание. Например, гении и подвижники отличаются от простых людей результатами их деятельности, но бывают жизни, когда накопления человека не проявляются в великих с точки зрения людей свершениях. Подвижник идёт незаметно, служит миру незримо, только сердцем можно почувствовать его огненную душу, но сердцем, равным ему по огненности. Распознавание природы человека необходимо и в связи с происходящим ныне процессом формирования новой расы, с отделением «пшеницы от сорняков». Оно необходимо для того, чтобы не принять служителя Тьмы за служителя Света, ибо беда ждёт тех, кто не разберётся в их сущности, примет яркий земной свет за Свет духовный, невидимый земными глазами.