Философские основы единой науки о человеке

1. Необходимость создания науки о человеке
1. Человек сегодня является предметом изучения множества наук: естественных, социальных, гуманитарных. Они накопили огромное количество эмпирического материала, но все попытки свести это многообразие в целостную систему знания безуспешны, так как нет общепризнанных основ, на которых могло бы быть построено единое учение о человеке. К тому же представления о человеке в большинстве своём основываются на ложных утверждениях позитивистской философии, которая рассматривает феноменальный физический мир как единственно реальный, а человека отождествляет с его телом. Отождествляя человека с физическим, преходящим существом, живущим только раз и бесследно исчезающим после смерти, учёные не могут ответить на вопрос о смысле человеческой жизни. Некоторые из них даже утверждают, что вопрос о смысле жизни вообще не научен и не должен рассматриваться в рамках научного знания. Этим они выказывают своё бессилие и отказ от построения науки о человеке, так как она не может быть построена без ясного и однозначного ответа на вопрос о цели человеческого пребывания на земле. Иногда утверждается и крайне невежественное мнение, что вопрос о смысле жизни никогда не был и не будет решён. И много тех, кто, заразившись скептицизмом учёных, остаётся в сомнениях по поводу того, будет ли человек жить снова или нет, хотя этот вопрос давно был решён поколениями мудрецов и философов прошлого.
Большинство современных учёных рассматривает человека в отрыве от мироздания, они противопоставляют его как существо единственно мыслящее и творящее бездушной Природе и безжизненному Космосу. Ставя под сомнение существование Космического Разума, организующего и направляющего процессы эволюции многообразных форм жизни, они отрицают разумность и целесообразность бытия, обрекая при этом и человека на бессмысленное прозябание в бессмысленном мире. Не осознавая того, что мир познаётся разумом, потому что Разумом создаётся и управляется, учёные пока остаются на поверхности изучаемых ими явлений. Но сущность явлений постигается не рассудочным мышлением, но разумом, присущим божественной душе человека, которая и отрицается многими учёными.
Без разработки целостного учения о человеке, осознания его духовной сущности и индивидуальной эволюции, невозможен прогресс не только наук о человеке, но и наук о природе. Науки о природе к настоящему времени достигли значительного развития, учёные вдоль и поперёк изучили внешнюю сторону мира. Дальнейшее их развитие возможно только в глубину, учёным необходимо перейти к исследованию тонкой материи и к изучению невидимых сущностей, населяющих мироздание. Но скрытая сторона мира не может быть изучаема только с помощью технических приспособлений, для этого необходимы духовные способности самого человека. Пока они присущи единицам и находятся в потенциальном состоянии у большинства людей, но без их признания и развития дальнейший прогресс познания невозможен. Мы должны, наконец, осознать всю глубину завета древних мудрецов: «Человек, познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!»
С глубочайшей древности человечество было убеждено в существовании бессмертного существа внутри смертного физического человека. Мудрецы и учёные, основатели всех религий и философских школ определяли человека как духовную сущность, воплощающуюся в тело, чтобы раскрыть свои потенциалы. Однако учение о человеке в тот период было сокровенным, публично раскрывались его отдельные элементы, к тому же часто не напрямую, а в символах, аллегориях и мифах. Религия также доносила эти элементы для широкого круга людей, но, уча о божественной природе человека и его бессмертии, традиционные религии больше останавливались на практической этической стороне жизни, чем на теоретических подробностях. Отсюда, строить учение о человеке на основе отрывочных данных древней мысли или искажённых представлениях религий мы не можем.
При создании единого учения о человеке у нас существует единственный путь: мы можем опираться только на кульминационное Учение Жизни Великого Учителя и Руководителя нашей планеты, принесённое в мир трудами Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих. Только оно даст нам возможность восстановить целостное учение о человеке, преподаваемое в древности в мистериях и закрытых философских школах. Только оно позволит нам разработать единую систему понятий, не придумывая новые, но уточняя и очищая прежние, сложенные многовековыми размышлениями выдающихся мыслителей человечества. «Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления… Не врагами, но сотрудниками будут все познаватели сил природы» (1).
Создание единого учения о человеке путём принятия основ, утверждаемых Божественной Мудростью, Теософией, необходимо не просто для расширения нашего знания, но и для спасения человечества от вырождения, а Земли — от разрушения. Философские основы наук о человеке как можно быстрее должны лечь в основу воспитания и образования новых поколений, заполнить страшный вакуум в этой сфере. Необходимо построить преподавание в школах и институтах на основе духовных истин, преодолевая сопротивление бездушных служителей церкви и науки, философов, незаслуженно присвоивших себе это имя. Без повсеместного утверждения подлинного смысла жизни как восхождения по пути всё большего совершенствования, человек в погоне за наслаждениями превратит жизнь на земле в ад, истощив ради призрачных целей не только свою божественную энергию, но и ресурсы природы. Но много ещё нужно потрудиться, творчески осмысливая Теософскую Доктрину, применяя её основы для изучения жизни, а главное, распространяя её среди людей и этим подготавливая их переход к новой ступени эволюции.
Целостное учение о человеке должно ясно и однозначно ответить на три главных вопроса: кто такой человек, откуда и зачем он приходит на Землю. Человек есть триединство духа, души и тела — это определение природы человека мы находим во многих философских системах, как в древних, так и в новых, а также в христианской религии. Но в силу указанной выше сокровенности представлений о человеке в текстах философов трудно найти чёткое разграничение между духом и душой, часто под духом подразумевается божественная душа человека, носитель его разума, а душой называется сознание человека земного. С течением времени в христианской религии дух и душа сливаются в одно понятие, иначе говоря, дух исчезает, остаётся душа без различия её высших и низших проявлений. В науке же исчезает и понятие о душе, переживающей смерть тела, оно заменяется понятием сознания, носителем которого является мозг и нервная система человека, умирают последние — исчезает и сознание.
Разница между духом и душой была объяснена в 1877 году в работе Е.П. Блаватской «Разоблачённая Изида». Там же было указано на наличие «двух душ» в человеке: Пневмы, божественного сознания, и Псюхе, земного сознания. В 1888 году в «Тайной Доктрине» была раскрыта тайна о семеричной природе человека. Агни-Йога, развивающая и дополняющая «Тайную Доктрину», вводит некоторые новые определения, касающиеся строения человека. К тому же, она особо подчёркивает, что учение о человеке не может быть построено без осознания всеобщих начал мироздания, без понимания того, что все жизнеформы мира представляют собой проявления Огненной Субстанции, которая, в свою очередь, является покровом Абсолютного Духа-Огня или Всеначальной Энергии.

2. Далее мы рассмотрим строение человека. Начнём с осознания его высших духовных начал. Поскольку человек есть микрокосм, постольку его строение соответствует строению Макрокосма, а его высшие начала соответствуют высшим началам Творца, но находятся в нём в процессе раскрытия. Для понимания того, о чём мы будем говорить далее, желательно ознакомиться с разделом «Всеобщие начала и законы мироздания», хотя некоторые важные положения мы кратко повторим и в текущем разделе.
Размышляя о мире в целом, философы выделяют три Начала или Причины мироздания. Беспричинная Причина мира — это Абсолютная Реальность, вечно пребывающая и безграничная, дающая бытие всему становящемуся во времени. Мир в целом представляет собой беспредельное множество Вселенных, которые не только сосуществуют в беспредельном пространстве, но и вечно сменяют друг друга в беспредельном времени. Все они возникают из непостижимого Абсолюта, там же и исчезают после своего разрушения. Абсолют есть не только непостижимый Источник всего сущего, но и Единое, объединяющее многообразные формы мироздания в целое. С одной стороны, Абсолют может быть осознан как Абсолютное Пространство, безграничное и несоставное, отсюда такие понятия как «верх–низ», «внутри–снаружи», «справа–слева» к нему не применимы; с другой стороны, Абсолют есть Абсолютная Вечность, к которой не применимы понятия «прошлое» и «будущее» — Абсолют есть вечное «настоящее».
Единое не может существовать без многого, но и многое не может существовать без единого. В философии, однако, существуют два понятия о Едином: Единое само по себе — Абсолют, и единое по отношению к определённой форме мира — Абсолютный Дух, являющийся Первым Началом или Первой Причиной Мира. Дух сохраняет определения Абсолюта, но с важными ограничениями. Абсолют есть актуальная вечность, Он не выявляет своего содержания, поскольку оно в Нём в актуальном состоянии; всё, что было, есть и будет всегда существует в Его Полноте. Дух есть вечность потенциальная, он вечен в сути, но периодичен в проявлении, беспредельно раскрывает своё содержание во всё новых и новых циклах. Дух безграничен в сути своей, но для раскрытия своих потенциалов ограничивает себя определённым пространством и соотносится с определённой формой мира. Дух есть Всеначальная Энергия или Жизнь, стремящаяся к проявлению в формы. Он есть Единая Сила, лежащая в основе всех сил мира и являющаяся движущей силой развития всех его форм от звёзд до атомов.
Дух есть Огонь, периодически излучающийся из Абсолютного и, в свою очередь, излучающий множество духовных искр. Сам Дух при излучении не меняется, и каждая его искра ему единосуща. От одного Огня можно зажечь много подобных ему огней, но сам Огонь не погаснет до тех пор, пока не закончится цикл его проявления. Одной из форм проявления Абсолютного Духа является известная нам Вселенная, представляющая собой на физическом плане огромное множество галактик с их звёздными системами, планетами и различными формами жизни на них. Вселенная не есть сумма отдельных галактик, а целостный живой организм, спаянный единой Жизнью. Завершив цикл проявления, Дух снова вбирает в себя лучи и погружается в непостижимый Источник, Абсолютную Тьму.
Абсолютный Дух есть Абсолютный Разум, потенциальная способность к восприятию и формированию идей, существующая до начала проявления. Поскольку Абсолютный Дух не мыслит, то для возникновения мышления должен существовать Мыслитель, носитель проявленного Разума, постигающий скрытое в Духе содержание и облекающий его в мысли, которые затем будут воплощаться в более плотные формы. Носителей высших сверхчеловеческих Разумов мы, следуя традиции, называем Логосами. Логосы — это Боги-Творцы, создатели и руководители своих миров, которые первыми пробуждаются в начале их созидания и последними исчезают после их разрушения.
Логосы различаются по степени своего развития, образуя высочайшую Иерархию Богов, возглавляет которую Вселенский Логос, за ним следуют Логосы Галактические и Солнечные. Вселенский Разум — Единая Творческая Причина мироздания — непостижим для всей последующей иерархии разумов Вселенной. Непостижим для нас и Логос нашей Вселенной, поскольку наша Солнечная система являет собой крохотный атом среди миллиардов других систем. Мы можем размышлять только о Творческой Причине нашей системы миров, которую называем Космосом, а её Творца — Космическим Разумом.
ВСЕОБЩИЕ НАЧАЛА И ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ КОСМОЛОГИИ
2. Высшие начала человека
Заключение
Агни-Йога. Братство. § 425