3.3. Раздробленность Руси в XII веке. Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский
Одним из ключей для распознавания личностей разных Индивидуальностей является имя человека. Каждая Индивидуальность имеет лишь одно сокровенное Имя на весь определённый космический цикл, которое варьируется при её земных воплощениях. Однако в случае с водителями народов нередко происходит и то, что они принимают одно и то же имя. В качестве примера назовём воплощения Святослава Рериха на Руси.
– Святослав, сын Игоря Рюриковича, 912–972 гг.
– Святослав, сын Владимира Киевского, брат Ярослава Мудрого, ок. 980–1054 гг.
– Святослав, князь Черниговский, сын Ярослава Мудрого, 1027–1076 гг.
– Святослав, князь Смоленский, сын Владимира Мономаха, ок. 1080–1114 гг.
– Святослав, сын Всеволода, внук Владимира Мономаха, 1196–1252 гг.
В приведённом списке наглядно видно, как быстро воплощаются представители Иерархии Света, а также их родственные связи на земле с Великим Владыкой и другими подвижниками. Повторение имён в воплощениях, с одной стороны, помогает их исследованию, но с другой стороны, и затрудняет его. Трудно решать при многочисленных Людовиках, Генрихах, Карлах и др. в Европе, да и во многих повторениях одних и тех же имён на Руси, кто есть кто. Историки Запада различают личности, вводя их нумерацию, отмечая национальность, нередко и данные традицией прозвища. Много было Людовиков во Франции, но всё же Людовик I Благочестивый был единственным, так же, как и Людовик XIV, Король-Солнце. На Руси было принято вводить в имя личности её отчество, имя отца, что сохранилось в России и по сей день. В своих исследованиях мы учитываем это различение историков, но вполне естественно, что при обилии личностей с одинаковыми именами главное внимание обращаем на их значение в истории. Первоначальное изучение всеобщей истории западной цивилизации, а затем Ближнего Востока и России, дало нам возможность выделить из множества незначительных деятелей особо выдающихся. В дальнейшем при изучении закона перевоплощения на рассмотрении именно их деятельности мы и сосредоточились, это позволило нам упорядочить и осмыслить исторический материал. К тому же мы обнаружили и ещё одну важную закономерность: водители народов в течение определённого времени воплощаются в одной стране, составляя вышеуказанные династии, после чего могут воплощаться и в другой стране, также не один раз, таким образом связывая свою карму с кармой того или иного народа.
В части второй нашего раздела мы перечислили детей Ярослава Мудрого и его жены Ингигерды, здесь мы укажем детей Владимира Мономаха и его жены Гиты. И это будет сделано нами не случайно, ибо нам важно отметить связь этих личностей с Великим Владыкой и Матерью Мира Урусвати, так как вполне возможно, что именно они и их потомки будут воплощаться в будущей России и, скорее всего, ей на благо, неся в сердцах своих память о Великих Родителях. Но а если кто-то из них пойдёт и далее путями зла, то оно будет уменьшено воздействием энергий Света. Великие Учителя и их ученики нередко в своих земных жизнях имели потомство, а иногда и немалое, чтобы передать детям свою особую тонкую телесность наряду с более развитыми умственными способностями. При этом междоусобные войны на Руси между потомками Владыки и Матери могут быть объяснены необходимостью изживания кармических противоречий между ними, ибо для достижения гармонических отношений в будущем следует пережить раздоры в прошлом.
Итак, став великим Киевским князем, Владимир Мономах правил Русью с помощью своих сыновей, которых воспитывал верными защитниками отечества. Напомним, что Владимир Всеволодович родился ок. 1055 года и умер в 1125 году. Жена его Гита родилась ок. 1057 г., вышла замуж ок. 1075 г., время её смерти точно неизвестно, хотя и называют две даты, 1098 или 1107 годы, вторая дата, на наш взгляд, маловероятна. Известны имена их дочерей: Мария, Евфимия и Агафья, но время их рождения неизвестно, время смерти указывается приблизительно.
Если сыновья Ярослава Мудрого и его жены Ингигерды, а затем Владимира Мономаха и Гиты продолжили свой род на Руси, то их дочери были призваны распространить его за пределами страны.
Сыновья Мономаха и Гиты:
– Мстислав (1076–1132) — князь Новгородский, Киевский с 1125 г.
– Изяслав (1078–1096) — князь Курский.
– Святослав (1080–1114) — князь Смоленский и Переяславский.
– Ярополк (1082–1139) — князь Переяславский, Киевский с 1132 г.
– Вячеслав (1083–1154) — князь Туровский, Киевский (1150–1154).
– Юрий (Георгий, ок. 1093–1157) — князь Ростовский, Суздальский, Киевский (1055–1057).
– Андрей (1102–1142) — князь Волынский, Переяславский, Ростово-Суздальский.
Андрей был сыном Мономаха от второй жены, ибо родился после смерти Гиты. Нередко историки утверждают, что и Юрий, названный Долгоруким, был сыном от второй жены Владимира. Но это не так, Рерихи вновь собрались рядом с Великим Владыкой и Матерью, чтобы служить России. О Святославе Рерихе уже было сказано выше, Юрий был воплощением Юрия Рериха, а его сын Андрей Боголюбский — воплощением Николая Рериха.
После смерти Мономаха Киевский престол занял его старший сын Мстислав. Начало его правления совпало со страшным голодом в северной части Руси, вызванным холодами и наводнениями, что приводило к народным волнениям. Но всё же в течение семи лет своего правления Мстислав удерживал единство страны вокруг киевского престола.
После смерти Мстислава в 1132 году междоусобные раздоры на Руси умножались; войны происходили между Мономаховичами, детьми и внуками Мономаха, и Олеговичами, детьми и внуками его брата Олега, который не раз приводил половцев на Русь, чтобы с их помощью завоевать власть или упрочить её. Жители княжеских уделов принимали то одну, то другую сторону, развращались, дрались между собой. Причиной усобиц в первую очередь была борьба за киевский престол, так как Киев оставался главным городом государства, разбогатевшим в силу своего положения в центре пересечения важнейших торговых путей и за счёт сбора дани с уделов княжеских как на содержание своего войска, так и на строительство теремов многочисленного боярства, а также храмов и монастырей. Воевали князья и за упрочение своих владений, их расширение не только за счёт новых ещё необжитых земель, но и за счёт земель соседских. Плодились князья, увеличивалось число княжеств, дробилась Русь, но и украшалась — строились новые города, развивались в них ремёсла и искусства. Возможно, одной из внутренних провиденциальных причин наряду с вышеуказанной была и та, чтобы огромная пространственная Русь разделилась на части-уделы, ибо сперва было необходимо обустроиться в них, а затем к XVI веку объединиться в единое сильное государство.
В течение века храбрость князей взрастала в междоусобицах, а южная земля пустела от набегов половцев. Днепровская Киевская Русь, окраина, пограничный край, не в состоянии была держаться против своих соседей степняков. «В итоге, в тёплых плодородных землях стали жить псари и половцы» — пишет историк, а народ стал покидать эти места. Люди уходили на север, за леса и болота, обживали места дремучие, холодные, лежащие в стороне от главных торговых путей, но более спокойные — сюда не заходили половцы, было меньше усобиц. Перед вторжением монголов на Русь в 1237 году она разделилась на юго-западную и северо-восточную. Первая ослабела, вторая не успела окрепнуть, потому города её стали лёгкой добычей для тюркских племён.
Освоение северо-восточных земель имело одну важную особенность, старые центры Руси, Новгород и Киев, были заселены восточными славянами, а затем в них возникла княжеская варяжская власть. Северо-восток осваивался по инициативе княжеской власти; так, Ростов, Суздаль, Ярославль возникли при Ярославе Мудром, а Владимир-на-Клязьме основал Владимир Мономах. В результате северо-восточные князья становились собственниками земель, могли раздавать их по своей воле и быть единоличными правителями в своих уделах, ограничивая права местного населения. Новгородское и Владимиро-Суздальское княжества к началу XIII века стали крупнейшими на русских землях. Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, и Андрей Боголюбский, его внук, явились создателями и строителями второго, на их деятельности мы кратко остановимся далее, помня о том, что они явились очередными воплощениями Рерихов.
Юрий (Георгий) Мономахович (1093–1157) отцом был посажен на княжество сперва в Ростов, затем в Суздаль, места отдалённые от Киева и малонаселённые. Но уже с 1125 года он становится правителем Ростово-Суздальского княжества, со временем превращая его в независимое обширное государство; сперва он взял Торжок, затем Смоленские земли. Обогатив себя и дружину, занялся обустройством своих земель: он пролагал дороги через леса, принимал переселенцев, оживлял дикие места, строил новые города. Юрий явился основателем Юрьева-Польского, Переяславля-Залесского, но что особенно важно, он положил начало Москве в 1147 г. В Суздале и Владимире он возвёл белые церкви и храмы из известняка; и в городах, и в меньших поселениях умножал число духовных пастырей, единственных наставников в то время и в том месте в благонравии и просвещении разума. Юрий оставался воином, он принимал активное участие в междоусобных войнах, при этом историки отмечают 12 его походов, из которых только три были успешными. Большего успеха он достигал при дипломатических переговорах, угрожал противнику силой, но редко её применял, с другой стороны, нарушал свои миролюбивые обязательства. После смерти его брата Мстислава в 1132 г. киевский престол занял сын последнего — Изяслав, ставший противником Юрия, который жаждал захватить Киев. Ему удалось сделать это дважды. В 1149 году он вступил в Киев совместно с новгородскими и смоленскими полками. Поводом для этого послужило притязание на часть его земель старшего сына Ростислава, который укрылся у Изяслава в Киеве. Изяслав бежал, жители открыли Юрию ворота, проявив уважение сыну Мономаха, но вскоре они отвергли и изгнали его, подстрекаемые боярами. В 1154 году после смерти Изяслава Юрий снова захватил киевский престол и сидел на нём до своей трагической смерти. Пишут некоторые историки, что он умер от излишеств после пира, однако большинство из них убеждено, что он был отравлен, ибо киевляне не простили ему единовластного правления с помощью пришлых суздальцев. После смерти они разграбили его дворец, показав ярость черни, а не просто нелюбовь народную. Карамзин: «Георгий властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни. Но Георгий не имел добродетелей своего великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного мономахову племени… Георгий, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной». От себя мы добавим: может, народа только киевского?! Вспомним, что Олег сподвижник Рюрика, захватил Киев, убив своих соплеменников варягов, за что был обвинён Карамзиным в жестокости, хотя всё же оправданной исторически. Юрий заложил основание Москвы, но также был обвинён им в излишней жестокости. Обе эти личности являлись воплощениями Юрия Рериха, благодаря деятельности которого было положено начало и Киевской Руси, и Руси Московской. Но это не могло быть достигнуто мирным путём, да и последователи Великого Владыки не могут быть равными ему в своих достоинствах.
У Юрия Долгорукого, как и многих князей того времени, было много сыновей. Историки указывают на пятерых сыновей от первого брака (1108 г.) с половецкой княжной. О старшем сыне Ростиславе, умершем ок. 1151 г., мы упоминали выше. Далее кратко остановимся на сыне Андрее Боголюбском, родившимся ок. 1111 г. и убитом в 1174 г. От второй жены Юрий имел шестерых сыновей, важное значение для Руси имела деятельность Всеволода, названного «Большим гнездом» из-за его большого потомства в 12 детей.
Юрий, старея, опирался на помощь своего сына Андрея, ему и желал передать киевский престол. Но тот незадолго до смерти отца в 1155 г. уезжает в Вышгород, даже не предупредив его о своём решении. Карамзин пишет, что Южная Русь в течение двух веков опустошаемая огнём и мечом иноплеменниками и сородичами, казалась Андрею обителью скорби и предметом гнева Небесного. Быть может, был он недоволен и правлением Юрия и, видя народную ненависть к нему, удалился в землю Суздальскую, менее обустроенную, но гораздо более спокойную. Там он родился и был воспитан, там народ ещё не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял государей, но повиновался им усердно и сражался за них мужественно. Как нежный сын он оплакал кончину родителя, но не захотел оставаться в Киеве, основал новое великое княжество Суздальское или Владимирское, приготовил северо-восточную Россию быть истинным сердцем государства нашего. Андрей, занимаясь благом Суздаля, хотел спасти от бедствий свою землю и отменил несчастную систему уделов, правил единовластно, не давал городов ни братьям своим, ни сыновьям.
Андрей не только мирно трудился, продолжал украшать города новыми храмами, но и воевал. Он одержал победу над булгарами, помогал родственным князьям в борьбе с половцами, предпринял походы на Новгород и на Киев. Новгородцы одержали победу над шведами, овладели территорией нынешней Финляндии, решили захватить и Ладогу. Покорить всю Новгородскую землю Андрею не удалось, но всё же он отчасти подчинил Новгород, перекрыв ему торговые пути. В 1169 г. предпринял поход на Киев, воины его взяли город штурмом, разграбили, пленили жителей.
Андрей остался в памяти историков как князь мужественный, благочестивый, прозванный за его ум вторым Соломоном. Во Владимире он построил Успенский Собор, который позже украсил фресками Андрей Рублёв (воплощение Николая Рериха). Он построил и Боголюбов на месте, где по преданию ему явился лик Богородицы. При нём была написана икона Владимирской Богоматери, впоследствии спасшая Москву от нашествия Тамерлана.
Трагически, как и его отец, он завершил жизнь свою. Андрея убили в результате заговора, предательство при этом совершили люди из его близкого окружения. А чернь, обрадованная убийством, забыв все благодеяния князя, грабила и убивала высокопоставленных помощников правителя, не жалея их детей. Священники молили Всевышнего о прекращении мятежа, ходя с образами по улицам Владимира. Жители потом оплакивали Андрея, но не думали о наказании злодеев, убийцы гнусные торжествовали.
Жители Владимира присягнули брату Андрея Всеволоду, исполняя тем волю Юрия Долгорукого, который назначил землю Суздальскую в удел младшим сыновьям. Всеволод родился в 1154 г., правил с 1176 г. до смерти. В 1212 г. он был назван «Большое гнездо» поскольку имел 12 детей, от него пошли все северные князья. На Руси не стихали мятежи и междоусобицы, от них страдали Смоленские и Новгородские области. На юге по-прежнему бесчинствовали половецкие ханы. Между тем Всеволод Юрьевич, опираясь на силу своего княжества, правил спокойно и тихо, благоразумно от самой юности, строго соблюдая правосудие, потому в летописях был назван Великим. Он, продолжая дела своего отца Юрия и брата Андрея, построил крепости во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском.
Карамзин: «Воспитанный в Греции, Всеволод мог научиться там хитрости, а не человеколюбию: иногда мстил жестоко, но хотел всегда казаться справедливым, уважая древние обыкновения; требовал покорности от князей, но без вины не отнимал у них престолов и желал властвовать без насилия… Одним словом, он был рождён царствовать (хвала, не всегда заслуживаемая царями!) и хотя не мог назваться самодержавным Государем России, однако ж, подобно Андрею Боголюбскому, напомнил ей счастливые дни единовластия».
Историк отмечает бедственные случаи во время правления Всеволода. К концу века XII пожары опустошали многие города Руси: Новгород, Владимир, Ростов, Русса, Ладога обратились в пепел. При нём крестоносцами был завоеван Царьград — происшествие горестное для тогдашних русичей, связанных с греками по вере и торговле.
В истории Руси, кстати, было трое личностей, носивших имя Всеволод: Всеволод (1030–1093) — любимый сын Ярослава Мудрого, отец Владимира Мономаха; Всеволод Большое гнездо (1154–1212) — дед Александра Невского; Всеволод (1213–1238) — брат Александра Невского. Возможно, это одна Индивидуальность! В заключение отметим, что прежде называлось дружиной князей, то со времён Андрея Боголюбского в летописях именуется двором: бояре, отроки и мечники-воины княжеские входили в их состав. Эти дворяне были лучшей частью войска. Каждый город имел особенных ратных людей, только в чрезвычайных случаях призывались в дружину простые граждане и сельские жители. Сыновья княжеские взрастали в станах воинских, с ранних лет садились на коней и овладевали оружием. Карамзин: «К сожалению, сей дух воинственный не был управляем благоразумием человека в междоусобиях князей: злобствуя друг на друга, они без стыда разоряли отечество, жгли селения беззащитные, пленяли людей безоружных. Наконец скажем, что если бы Россия была единодержавным Государством <...>, то она не уступила бы в могуществе никакой державе сего времени; спаслась бы, как вероятно, от ига Татарского и, находясь в тесных связях с Грециею, заимствуя художества её, просвещение, не отстала бы от иных земель Европейских в гражданском образовании».
К концу XII века Русь была обширна и хорошо известна за рубежом благодаря внешней торговле и брачным союзам потомства Рюриков с домами многих знаменитых королей Запада. Ни внутренние раздоры, ни внешние частые столкновения не препятствовали её успехам в торговле с заморскими странами, что способствовало и просвещению народа. Изменение его нравов происходило под влиянием христианства: князья, вельможи, купцы строили церкви, возводили монастыри, в которых нередко скрывались сами от суеты мира. Карамзин, самый авторитетный для нас историк древней Руси, писал, что святители и пастыри церкви учили князей стыдиться злодеяний, вызываемых дикими необузданными страстями, защищали угнетаемых. Русичи любили веселье, игры, музыку, пляски, любили хмельное, но трезвость почитали как добродетель. Знать имела наложниц, но оскорбитель целомудренной жены наказывался как убийца.
По завершении века на северо-востоке Руси сформировались два великих княжества: Новгородское и Владимиро-Суздальское, где процветали архитектура, художества и науки. Благочестивые иноки были первыми на Руси наблюдателями небесных явлений, замечая с точностью явления комет, лунные и солнечные затмения. Монахи путешествовали, чтобы приобщиться к святым местам, приобретая при этом географические сведения, сообщали их и любопытным иноземцам. Наконец, подражая грекам, бессмертными своими летописями спасли от забвения память о наших древних героях ко славе нашего отечества.