6.4. Российская империя во второй четверти XIX века. Правление императора Николая I
4.1. Николай I Павлович родился 25.06.1796 г., правил с 14.12.1825 г., умер 18.02.1855 г. Он был первым сыном Павла I, которого тот воспитывал сам и которого очень любил. Николай отвечал ему взаимностью, при этом благоговел перед победителем Наполеона, братом Александром I, и почитал брата Константина, недаром назвал и своих старших сыновей Александром и Константином. В 1817 году Николай женился на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III, принявшей при крещении имя Александры Фёдоровны (1.07.1798 – 19.10.1860). Она отличалась красотой, которую наследовала от матери, королевы Луизы, пользовавшейся в Пруссии популярностью. Да и сам Николай, как и его брат Александр I, был красив лицом, высок ростом и, хотя по характеру своему был сдержан, сух, а иногда и излишне суров, нежно любил жену, окружал её заботой. Любящая и преданная жена родила ему четверых сыновей и трёх дочерей.
Необходимо подчеркнуть такой немаловажный факт, что все российские императрицы, начиная с Екатерины I, жены Петра I, и кончая Александрой Фёдоровной, женой Николая II, по своему происхождению были немками, а значит, не только правители России XVIII–XIX веков имели в себе много немецкой крови, но и вся разросшаяся династия Романовых, возможных правителей будущего. И это имело большое значение для смешения славянской крови с немецкой, поскольку от матери дети заимствуют основные элементы своей психики, то есть соотношение волевого, чувствующего и ментального начал. И таким способом согласно воле Проведения происходила прививка к русскому духу ментального меркурианского начала, начавшаяся с приходом варягов, но получившая своё интенсивное развитие только с XVIII, а скорее даже с началом века XIX после окончательного формирования империи.
Ранее было сказано, что задачей русского народа является не только создание в будущем более совершенного государства, но и самобытной культуры, помимо искусства, прежде всего, философии и науки, что невозможно без развития интеллекта и разума. Недаром на дворянскую умственную культуру 40-х годов XIX века большое влияние оказала немецкая философия, но не французское Просвещение, как было в XVIII веке.
Николай I вступил на престол, согласно завещанию брата Александра I, вопреки закону о престолонаследии, принятому Павлом I. К сожалению, завещание было известно нескольким приближённым лицам, и об отказе от царствования Константином так и не был получен официальный манифест, только его устные заверения. Это явилось поводом для восстания гвардейских офицеров, членов тайных организаций, которые вывели своих солдат 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь, чтобы помешать присяге на царство новому императору. В итоге Николай I начал своё правление с кровавых событий, так как ему пришлось применить для разгона восставших конницу и артиллерию, но это случилось только после того, как был убит генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович. В результате расправы погибло около 1300 человек, среди них и мирные люди. Восстание солдат в Малороссии под руководством членов Южного тайного союза было подавлено к 3 января 1826 г. Затем Николай сам руководил следствием и судом над заговорщиками. Пятеро видных руководителей Северного и Южного союзов были казнены, участвующие в мятеже декабристы лишены дворянского звания, сосланы на поселение в Сибирь или на каторгу, простыми солдатами отправлены на Кавказ. Восстание оказало сильное влияние на царствование Николая I, главной своей задачей он стал считать усиление монархической власти для обеспечения стабильности государства и недопущения впредь новых восстаний. Оценки декабристов в истории были различными, будущие революционеры, враги монархии, сделали их своим паролем, борцами за свободу и достоинство человека. Но многие просвещённые представители, прежде всего дворянского сословия, не видели в них никого, кроме бунтовщиков. Так, историк Карамзин писал: «Неужели город Петра окажется во власти 3 тысяч подкупленных солдат, безумцев офицеров и черни?»
За время своего долгого 30-летнего правления Николай I не провёл в стране кардинальных реформ, однако, понимая их необходимость и неизбежность, разрабатывал будущие реформаторские планы в строгой секретности, не допуская их обсуждение мировой общественностью. Стремясь обеспечить в империи устойчивость и порядок, он всё же предпринял ряд важных преобразований, перво-наперво в вопросах управления страной. Особую значимость при нём приобрёл особый орган, «Собственная Его Императорского Величества Канцелярия», через которую император осуществлял личный контроль над действиями министров и ведомств, вникал в подробности жизни своей страны. Обширная канцелярия включала в себя несколько отделений.
Задачами второго отделения стали упорядочивание законодательства и составление свода законов. Эту работу возглавил М. Сперанский, возвращённый из ссылки в 1826 году. Сперва были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после Соборного уложения 1649 г., они были опубликованы в 51 томе полного собрания законов Российской империи. Затем были отобраны, отредактированы и расположены в определённом порядке все действующие законы, куда были внесены и новые законы от 19 января 1833 г. «Свод законов» был одобрен Госсоветом, Сперанский получил в награду орден Андрея Первозванного.
Третье отделение канцелярии занималось вопросами политического сыска, выявления неблагонадёжных лиц. Несмотря на немногочисленный штаб, оно располагало большой сетью тайных агентов как в стране, так и за границей, в его распоряжении находился и отдельный корпус жандармов. Отделениями и жандармами многие годы управлял граф Александр Бенкендорф (ок. 1783–1844). Созданное в 1826 году отделение быстро приобрело известность из-за широкого преследования неблагонадёжных лиц, список которых с годами увеличивался благодаря активной деятельности осведомителей из всех слоёв общества, в него нередко попадали люди, преданные государю, но обвинённые по ложным доносам. В том же году при личном участии Николая I был издан цензурный устав, вводивший множество запретов, ограничивающих возможность публицистов и литераторов высказывать критические замечания относительно существующих в стране порядков.
В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата, появлялись всё новые министерства и ведомства, стремившиеся создавать свои органы на местах, объектами бюрократического регулирования становились все сферы человеческой деятельности вплоть до культуры. Число чиновников быстро увеличивалось: в начале 19 века их было 15-16 тыс., а к 1857 году возросло до 86 тыс., то есть можно говорить о том, что к середине XIX века в России окончательно сформировался особый слой общества, в котором возрастала коррупция, а стремление к власти и богатству у высших чиновников будет такой же великой, как у крупных предпринимателей в промышленности. Происходило и усиление управленческого централизма, почти все дела решались в центральных ведомствах. Перегруженные массой мелких дел, они порождали волокиту. Огромное количество канцелярских бумаг и писем, идущих из центра на места и обратно, препятствовало не только принятию быстрых решений, но и решений чётких, ясных, справедливых, а не формальных и беззаконных.
Опорой царской власти на Руси являлись родовитые князья и бояре. Пётр Великий, отменив многие их привилегии, сделал должности империи доступными для всех. Это он основал касту гражданских чиновников, разделив их на 14 классов, восемь первых чинов получали звание потомственного дворянина, которое передавалось по наследству. С того времени служилое дворянство стало основной опорой императорской власти. За свои заслуги перед отечеством оно получало земли с крепостными крестьянами, за счёт труда которых имело возможность нести службу при дворе, в армии, заниматься умственным трудом.
Дворянство и крестьянство в России были тесно связаны между собой, возможно, на то была Божья Воля. По идеальному замыслу забота о материальном достатке дворян возлагалась на крестьян, забота же о достойной жизни крестьян, их защите, воспитании и образовании — на дворян. Пока это худо-бедно осуществлялось в действительности, империя благополучно существовала и расширялась. Потому ни Екатерина II, ни Александр I не спешили с отменой крепостного права, страшась нарушить традиционный порядок и породить хаос, который не только мог разрушить империю изнутри, но и сделать её беззащитной перед внешними врагами. И Николай I его не отменил, сказав в 1842 г., что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, но прикасаться к нему теперь дело гибельное, отмена крепостничества выпала на долю его многострадального сына Александра II.
Напомним, что Екатерина II особо заботилась о дворянском сословии, дав ему ряд привилегий и прав. Павел I устремился к ограничению этих прав, о чём было сказано ранее. Однако напомним главное, его возмущало право дворян самим решать, служить государству или нет. Вместо свободы от обязательной службы он приказал явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянам. Вместо свободы от податей дворяне были обложены налогами для содержания местной администрации (чиновников!). Александр I упразднил указы Павла, лишавшие дворянского звания тех, кто в течение трёх поколений не состоял на государственной службе.
Николай I уделял большое внимание укреплению дворянского сословия. Прежде всего он ограничил доступ в дворяне лицам «податных» сословий: в 1832 году были введены звание «почётных граждан» или «потомственных почётных граждан». Им был дан ряд привилегий: они освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати, но лишались возможности владеть крепостными крестьянами. По указу 1845 года звание потомственного дворянина приобреталось с 5 класса табели о рангах, а не с 8, как ранее. К тому же, император попытался укрепить материальное положение дворян, крупные имения не могли быть раздроблены и передавались в наследство старшему в роду.
Николай I продолжил политику Александра I, который предоставил право помещикам по своему желанию освобождать крестьян с предоставлением им земельных наделов. За это они должны были выполнить различные повинности в пользу освободителей. Но к 1855 году из 10 млн. крепостных было переведено в обязанные крестьяне менее 25 тыс. душ мужского пола. Однако в правление императора происходило и некоторое ограничение крепостного права: запрещалось покупать крестьян безземельным дворянам. В 1848 г. крестьянам всех категорий разрешено было приобретать недвижимое имущество, постепенно расширялось крестьянское самоуправление. Оно касалось жизни общин, в которых крестьяне сообща использовали некоторые земли (луга, леса и даже пашни), делили между собой результаты совместного труда. В деревнях строились школы и больницы, была начата программа массового крестьянского первоначального образования. Особенно широко государство проводило создание школ и медпунктов на территориях, населённых государственными крестьянами.
Продолжали существовать и военные поселения, созданные при Александре I, в которых военнообязанные рекруты жили с семьями, а не были оторваны от них на многие годы, если не навсегда. С их помощью, как мы помним, регулировалась и численность действующей армии. Во время правления Николая I была проведена денежная реформа, в 1839 г. был введён серебряный рубль, затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро, их же количество в обращении регулировалось в соответствии с государственным запасом серебра.
4.2. Николай I продолжал вести активную политику империи на Востоке по отношению к Турции, Ирану и на Кавказе. В горах Кавказа проживали десятки народов, говорящих на разных языках. Главным занятием их мужского населения издавна являлись набеги как на грузинские земли, так и на казачьи, поскольку гористая местность не позволяла им заниматься сельским хозяйством. После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана границы России стали проходить в Закавказье и возникла необходимость постоянно обороняться от набегов горцев. В 1816 году военное и гражданское управление на Кавказе возглавил генерал Алексей Ермолов (1777–1861), который основал там ряд укреплённых пунктов, откуда его войска предпринимали походы в горы. И эти операции были трудны, в ответ горцы нападали на крепости, устраивали засады, а горы являлись для нападающих ещё более неприступными укрытиями, чем небольшие поселения русских.
Чтобы объединить северных горцев с покорённым прежде Закавказьем, в 1828 г. Николай I начал походы на Кавказ. В ответ разрозненные северокавказские племена объединили свои силы на основе единого религиозного учения мюридизм. Сыны воинственного ислама не захотели следовать судьбе православных грузин и армян и объявили русским джихад, священную войну. Именно тогда в Дагестане и Чечне распространилась эта воинственная ветвь ислама, сторонники которого искали спасение души в пролитой крови христиан. Мюриды прятались в густых лесах и оттуда нападали на русских, чтобы идти вперёд николаевским солдатам приходилось рубить леса и строить новые крепости. Жестокость мюридов вызывала ответную жестокость, солдаты сжигали мирные аулы, дававшие приют горцам.
В 1834 году горцев возглавил духовный лидер, имам Шамиль, который создал государство-имамат. Это был типичный восточный диктатор, в его руках была сконцентрирована военная, политическая и духовная власть, он поставил под ружья всё мужское население от 15 до 50 лет, ввёл в своём войске строгую дисциплину. Все сороковые годы Шамиль наводил ужас на русских солдат, внезапные набеги горцев, приносили им больше жертв, чем обычные сражения. Но постепенно ситуация изменилась, авторитет имама стал слабеть, созданное им государство перестало быть единым, а значит, крепким.
Русские войска, которыми с 1856 г. стал командовать князь А.И. Барятинский, начали теснить отряды Шамиля. В 1859 г. тот сдался в плен и был сослан в Калугу. Окончательное завершение Кавказской войны произошло только в 1864 году при правлении Александра II. Победа в столь долго и кровавой войне утвердила власть России на Кавказе. Далась она дорогой ценой, ибо в её боях погибли тысячи российских военных.
Ислам, как известно, являлся главенствующей религией в Турции, православное население Балканского полуострова, находящееся под властью османов, было полностью бесправным. Потому здесь набирало силу освободительное движение. Греция начала первой борьбу за свою независимость, а Россия, Англия и Франция оказали ей помощь. В 1827 г. их объединённый флот разгромил флот турецкий, вслед за этим Турция объявила войну России. В ходе Русской-турецкой войны 1828–1829 гг. русские войска, возглавляемые И.И. Дибичем, одержали ряд побед на Балканах и подошли к Константинополю. 2 сентября был заключён мир, по которому Россия получила устье Дуная, Кавказское побережье Чёрного моря, Босфор и Дарданеллы были открыты для прохождения торговых судов всех стран. Княжества Валахия, Молдавия и Сербия получили некоторую автономию, полная независимость Греции была установлена в 1830–1832 гг.
Русско-иранская война велась с 1826 по 1828 год. Наступление персидских войск в июле 1826 г. оказалось неожиданным для генерала Ермолова, они захватили южную часть Закавказья и двинулись в Восточную Грузию. Но уже через месяц Ермолов освободил захваченные территории и перенёс войну в Персию. Летом 1827 г. русская армия захватила Эривань, Нахичевань и Тавриз, открыв дорогу на Тегеран. В 1828 году был заключён мир на предложенных Россией условиях, согласно которому к ней отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, признавалось право иметь военный флот на Каспийском море, русские купцы получили возможность свободно торговать на территории Ирана.
4.3. Теперь мы обратимся к событиям, происходившим в Европе и оказавшим влияние на правление Николая I. Мы помним, что после свержения Наполеона во Франции снова была установлена монархия, и после десятилетнего правления Людовика XVIII (1814–1824), брата казнённого Людовика XVI, на престол взошёл почти одновременно с Николаем I, Карл X. Он правил до 1830 года и отрёкся от царствования после новой буржуазной демократической революции. Революция прошла и в Бельгии, которая при этом отъединилась от Голландии. В 1830 году началось восстание в Польше, входившей в состав России. 29 ноября группа военных ворвалась во дворец наместника Константина в Варшаве, попыталась его убить, затем был захвачен арсенал и в короткий срок восставшие сформировали армию, было создано и собственное правительство. Восстание было подавлено 8 сентября 1831 года, польский сейм и армия были ликвидированы, царство Польское по-прежнему оставалось в составе России, но сохранило свою административную автономию.
Король Франции Луи-Филипп, правивший после 1830 года, также отрёкся от престола, ибо в феврале 1848 г. во Франции после очередного революционного восстания была провозглашена республика. В марте 1848 г. началась венгерская революция, император Франц Иосиф обратился за помощью к Николаю I и уже в мае 1849 года царские войска вторглись в Венгрию и к августу совместно с австрийской армией сломили сопротивление венгерских войск. Николая I некоторые историки назвали «жандармом Европы», но он действовал в согласии с договором, принятом в 1820 г. правителями западных стран, которые утвердили право военного вмешательства в страну, где произойдёт революция.  
Когда отгремели европейские революции 1849 г., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. Одним из главных его стремлений было расширение влияния России на Балканах путём создания там независимых и дружественных государств. В июне 1853 г. он ввёл войска в подвластные Турции княжества, Молдавию и Валахию. Поводом для этого явился конфликт в Палестине между православным и католическим духовенством — османский султан передал католикам ключи от Вифлеемского храма. В октябре 1853 года Турция объявила войну России, а 18 ноября черноморская эскадра под командованием вице-адмирала Павла Нахимова (1802–1855) атаковала в Синопской бухте превосходящий её по численности турецкий флот и одержала победу. Николай полагал, что его войска сумеют быстро победить противника, а западные страны не будут вмешиваться в конфликт, однако он просчитался. Австрия и Пруссия не желали усиления позиций России на Балканах, а новому императору Франции Наполеону III (пр. 1852–1870) необходимо было упрочить своё внутреннее положение победами во внешней политике. Англия сама подталкивала Турцию к войне, чтобы любой ценой ослабить позиции России на Востоке.
Таким образом, Россия оказалась вынужденной вести войну не только против Турции, но и против крупных держав Европы, целью которых было разрушить её ведущую роль посла Венского конгресса. В декабре 1853 г. англо-французская эскадра вошла в Чёрное море, и в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. Николай I обратился за помощью к Австрии и Пруссии, но поддержки не получил, напротив, эти государства присоединились к требованиям начавших войну против России сохранить целостность Османской империи и вывести русские войска из Валахии и Молдавии. Под угрозой вступления в войну Австрии Николай I вывел войска из дунайских княжеств, которые сразу же были заняты австрийцами.
Главные события войны развернулись в Крыму. В сентябре 1854 года армия союзников численностью в 60 тыс. человек высадилась в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь. Русские войска потерпели поражение в сентябре в сражении на реке Альме, это открыло дорогу на Севастополь. Началась осада города, его гарнизон (ок. 7 тыс. человек) противостоял 67-тысячной армии, поддерживаемой мощным флотом. Для предотвращения входа неприятеля в Севастопольскую бухту на рейде была затоплена часть кораблей черноморского флота, а на берег сошли 10 тыс. матросов, пополнивших ряды защитников. Оборона Севастополя длилась 11 месяцев, с сентября 1854 г. по август 1855 г., артиллерия противника подвергала город непрерывным бомбардировкам, самые ожесточённые происходили уже в августе 1855 г. После захвата Малахова кургана русские бойцы были вынуждены покинуть позиции. Но и союзники были уже не в состоянии продолжать наступление, им не удалось вытеснить Россию с берегов Чёрного моря и Тихого океана.
Одной из причин поражения России в Крымской войне была её отсталость по уровню своего вооружения от противников. Русская пехота была, как и сто лет назад, вооружена ружьями, стрелявшими на расстояние 300 шагов, а войска Франции и Англии имели ружья, способные стрелять на 1200 шагов. Русский флот в большинстве своём был парусным, а эскадра противников состояла только из паровых судов.
В марте 1856 г. на конференции в Париже был подписан мирный договор. Россия сохраняла Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс. Целостность Османской империи гарантировалась всеми участниками конгресса. Чёрное море объявлялось нейтральным, ни Россия, ни Турция не могли здесь держать военный флот. Революция в Европе 1848–1849 гг. и Крымская война 1853–1856 гг. положили начало распаду системы международных отношений, сложившихся в Европе после Венского конгресса 1814–1815 гг.
4.4. В предыдущей части раздела было сказано о том, что согласно распоряжению Александра I в России в начале XIX века стала складываться определённая система образования, для управления которой было создано в 1802 г. Министерство народного просвещения. При Николае I сохранились все типы школ, но каждая из них стала сословно обособленной. Сельские приходские школы предназначались для детей из низов, однако в них принимались и дети крепостных крестьян. Обучение здесь длилось один или два года, в них преподавались Закон Божий, грамота и арифметика. Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан, они изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию. В губернские семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии, наряду с вышеперечисленными предметами здесь изучались латынь и греческий, правоведение и даже философия. Если в начале XIX века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века в каждой губернии насчитывалось их уже ок. 130, если в 1824 г. в России действовало 49 гимназий, то через 30 лет их было 77.
Большое внимание правительство уделяло развитию и высшего образования. При Александре I было открыто пять университетов, при этом, помимо старейшего Московского университета, был образован и университет в столице. При Николае I рост университетов продолжился, так, в 1833 г. было открыто высшее учебное заведение в Киеве. По мере роста сети образовательных учреждений возрастали потребности в подготовке большого числа учителей, первые педагогические вузы появились в Москве и Петербурге. В первой половине XIX века продолжилось развитие женского образования, основы которого были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты во многих российских городах. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Быстрыми темпами развивались в ведомственные школы для обучения растущего штата государственных чиновников.
К началу XIX века в России было одно только высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге, при Александре I был открыт Лесной институт. Николай I интересовался научно-техническими знаниями, покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нём был открыт Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. В 1839 г. было завершено строительство Пулковской обсерватории под Петербургом, здесь академик В.Я. Струве обнаружил скопление звёзд в Млечном Пути. Развивались и медицинские училища, большую известность приобрела Медико-хирургическая академия благодаря выдающемуся профессору Н.И. Пирогову. Этот великий хирург спас от смерти тысячи раненных во время Крымской войны.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Чёрное духовенство (7 тыс. человек) составляли монахини и монахи, из числа последних назначались архиереи — епископы, архиепископы и митрополиты. Белое духовенство (53 тыс. человек) состояло из приходских священников и низшего клира — диаконов и псалмопевцев. Основным звеном местного церковного управления являлись епархии, во главе их и стояли архиереи, по территории они совпадали с губерниями. Высшим органом церковного управления являлся Синод, его члены назначались царём из видных архиереев. Со времён Петра I произошло сращивание церкви и государства, но полного слияния не случилось, церковь осталась обособленной частью государственной машины, и она тяготилась гнётом светского чиновничества. До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие, существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался от отца к сыну или к зятю. Небольшая часть духовенства получала жалование, большинство существовало за счёт прихожан, сельские священники при этом пользовались церковными землями. На духовенство по-прежнему возлагалось нравственное воспитание народа путём приобщения его к заповедям христианской религии.
Высшее духовенство получало образование в духовных учебных заведениях. Во время Алесандра I действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. при Николае I была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы средние духовные заведения — семинарии, в которых учились дети духовенства.
В академиях наряду с богословием и древними языками изучались основы современных наук, европейская и российская история, светская философия. Когда с 1850 по 1861 г. преподавание философии было запрещено в гимназиях и университетах, в академиях она продолжала изучаться. Важно отметить не только существование духовного образования в России, но влияние на культуру России монастырей, среди которых особо выделялись Киево-Печёрская и Троицко-Сергиевская лавры, Соловецкий монастырь, в которых жили наставники, чтимые не только простым народом, но и просвещённой аристократией. Так, Саровская пустынь стала одним из всероссийских религиозных центров, возникших благодаря деятельности духовного подвижника монаха Серафима (1760–1833). Важное значение для русского старчества имела и Оптина пустынь, наиболее почитаемым её святым был Амвросий (1812–1891).
Просвещению российского населения способствовали не только гимназии и университеты, но и печатное слово. Тиражи печатной продукции увеличивались с каждым годом, прежде всего речь идёт об изданиях учебников и разного рода книг от научных трудов до художественной литературы. Например, издательство А.Ф. Смиридина выпустило в свет в 40-ых годах столетия более 70 собраний сочинений русских писателей большими тиражами и доступных по цене даже малообеспеченным людям. Кроме того, в губернских уездных городах по инициативе общественности создавались библиотеки. Большую роль в распространении знаний стали играть газеты и литературно-публицистические журналы, в которых обсуждались как многие насущные проблемы, так и вопросы отвлечённые, религиозно-философские. Редакции крупных журналов становились местом объединения единомышленников наряду с частными салонами и студенческими кружками.
В результате просвещения в России стал формироваться определённый слой людей умственного труда, который получил название интеллигенции. К ней сперва принадлежали преимущественно выходцы из дворянского сословия, личности хорошо образованные, обладающие широким кругозором. Интеллигенция второй половины XIX века будет включать в себя и выходцев из других сословий, она получит название разночинной, по своему характеру образованности и целям будет существенно отличаться от дворянской.
Таким образом, с начала XIX века началось развитие умственного начала (интеллекта) русского народа. Для этого в России воплотились крупные личности, сложившие свои достижения в процессе созидания западноевропейской культуры, а ныне призванные к служению народу русскому. Они страстно любили свою новую родину, но любовь к родине не исключала их любви к человечеству вообще. И мы знаем, что не без причины человек рождается в определённой среде и принадлежит определённому народу. Закон кармы регулирует воплощение людей, карма связывает крупные личности с народом, которому пришла пора впитать их накопления. Будущему историку российской культуры предстоит при этом различать, кто из её деятелей способствовал истинному развитию умственных способностей народа, а кто отравил его сознание ядом нигилизма, атеизма, вульгарного материализма, породивших террор и революцию.
Прежде чем рассматривать некоторые идеи дворянской интеллигенции, необходимо упомянуть о единой идеологии николаевского правительства, которую оно внедряло в образовательные учреждения и печать, чтобы воспитать молодое поколение в преданности монархической империи. Эта идеология была разработана графом С.С. Уваровым (1786–1855), который в прошлом дружил с декабристами и разделял их революционные чаяния, но затем его взгляды изменились. С 1818 года он стал президентом Петербургской академии наук, а в течение 1833–1849 гг. был министром просвещения. Он выразил основные принципы официальной доктрины тремя ёмкими понятиями: православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа России, скрепляющая в единство её народ, монархия признавалась единственно возможной формой правления огромной многонациональной страной. При этом под словом «народность» понималось прежде всего не весь российский народ (нация!), а его низшие слои, в первую очередь, крестьяне, мещане, ремесленники. Утверждалась неразрывная связь народа и царя, опирающегося на дворянство, чиновничество и армию. Царь рассматривался как активное, ведущее начало, а народ как начало пассивное, принимавшее установленный порядок, почва, хранящая семена для будущего.
Нельзя считать, что эти принципы отвергались передовой интеллигенцией, но она, наполняя их конкретным содержанием, по-разному их трактовала. При этом разделение дворянских мыслителей на западников и славянофилов кажется нам достаточно условным, ибо сходства в их мировоззрениях было больше, чем различия, возникавшего при рассмотрении одинаковых проблем с разных сторон и с разной глубиной. Представители обоих течений любили Россию, понимали необходимость перемен, верили в возможность реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Один вопрос предреформенной интеллигенции являлся для них предметом разногласий и дискуссий: вопрос о будущем России и путях к достижению этого будущего.
В то время, однако, он и не мог быть решён однозначно, ибо ещё не сложились условия для его осознания. Да и вряд ли кто-либо путём анализа и рассуждений мог предвидеть трагическое будущее России — уничтожение дворянства, а затем и разрушение крестьянства, не дождавшегося ни земли, ни свободы. Ни буржуазия, ни пролетариат так и не оформились как значимые слои в обществе, а революцию совершили чернь, матросы и дезертиры-солдаты, направленные партийными агитаторами и демагогами. Только с помощью духовного прозрения можно было тогда предчувствовать, что в будущем страну ждёт разрушение прежней жизни с её религиозно-нравственными устоями и светлыми упованиями, что ждёт её очищение водой и огнём, хаос не только революций, но и войн, и только после всего этого ужаса начнётся медленное оздоровление народа, восстановление империи и её продвижение по собственному уникальному пути.
Невозможно даже кратко сказать о всех крупных личностях, воплощённых в России для того, чтобы дать первый импульс для развития умственного начала русскому духу и тем более описать их замечательные мысли. Но, во-первых, нужно сказать о том, что все они были хорошо образованными людьми, изучавшими европейскую историю и философию. Основные философские знания, касающиеся представлений о началах мироздания, способах его познания, а также о сущности и месте человека в природе и истории они осваивали при изучении трудов прежде всего немецких мыслителей, таких как Шеллинг, Фихте, и особенно, Гегель. Комментируя их сочинения, русские философы высказывали собственные взгляды, но их размышления часто касались проблем философии истории, а также были ориентированы на вопросы социальные, например, как усовершенствовать русскую общественную жизнь. Материалом для их обобщений являлись наблюдения над русской действительностью, отражённые в публицистике и литературе, к тому же все они были знатоками русской истории. А первые русские историки, такие как Н.М. Карамзин (1766– 1826) и С.М. Соловьёв (1820–1879), были, в свою очередь, и философами, ибо считали, что задачей историков является не только описание исторический событий, но и объяснение причин, путей и движущих сил развития как человечества в целом, так и собственной отчизны.
Во-вторых, всё же следует привести здесь некоторые мысли, важные для нашего исследования, а с тем упомянуть и личностей, которые их высказали. Особо значимыми для нас являются размышления первого русского философа П.Я. Чаадаева (1794–1856), которые мы приводим ниже. Он писал, что для правильного суждения о народах следует изучать их общий дух, составляющий их жизненное начало, ибо только он, а не та или иная черта их характера, может вывести их на путь нравственного совершенствования и развития. И не один Чаадаев говорил о необходимости познания субстанционального начала того или иного народа. Мы же на основании теософского знания предположили, что русский народ зародился под лучом-Логосом Венеры, наделившим его преобладающим чувственным началом, несущим любовь, милосердие, красоту, затем он должен был развивать начало волевое, а позднее всего — начало мыслительное.
Вопросы о том, что такое Россия, откуда она и куда стремится были одними из основных русской философии истории. Например, Герцен (1812–1870) ответил на них следующим образом. На Западе Россию не знают, не хотят знать, а в наших жилах (славянских!) течёт кровь финская (Меркурий) и монгольская (Марс). Мы ни в ком не нуждаемся, мы — часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно. Но русскую самобытность нельзя истолковывать как нечто, не связанное с европейским миром, науку мы получили с Запада, благодаря нашим западным учителям мы пропитались её философией. Главный же источник развития общества Герцен видел в совершенствовании человеческих знаний и распространения просвещения среди народа. Снова выслушаем А. Чаадаева: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть ещё более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев. Любовь к истине создаёт мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы… любовь к истине распространяет свет знания».
И совершенно замечательна его мысль о том, что род человеческий должен следовать за своими вождями, помазанниками Бога, он может продвигаться вперёд только под руководством тех, кто от самого Неба назначен ему. Не в людской толпе рождается истина! Настоящая история народа начинается лишь с того дня, когда он проникается идеей, которая ему доверена и которую он призван осуществить. Мы живём на востоке Европы, но мы никогда не принадлежали Востоку, мы просто северный народ. Есть великие личности, но есть великие народы, мы — такой народ. При этом Чаадаев утверждает: «Уже триста лет Россия стремиться слиться с Западной Европой, заимствуя оттуда все наиболее серьёзные идеи, наиболее плодотворные познания… где наши мудрецы, наши мыслители? Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины». Горькие, но верные мысли, но ведь сказаны они были в начале XIX века, мыслители которого только приготовляли великое дело — рождение нашей самобытной философии в его конце. К тому же, не он один, но многие наши интеллектуалы утверждали, что все силы русского народа были сперва направлены на создание государственности и лишь после этого должны были направиться на собственное просвещение.