4.4. В предыдущей части раздела было сказано о том, что согласно распоряжению Александра I в России в начале XIX века стала складываться определённая система образования, для управления которой было создано в 1802 г. Министерство народного просвещения. При Николае I сохранились все типы школ, но каждая из них стала сословно обособленной. Сельские приходские школы предназначались для детей из низов, однако в них принимались и дети крепостных крестьян. Обучение здесь длилось один или два года, в них преподавались Закон Божий, грамота и арифметика. Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан, они изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию. В губернские семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии, наряду с вышеперечисленными предметами здесь изучались латынь и греческий, правоведение и даже философия. Если в начале XIX века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века в каждой губернии насчитывалось их уже ок. 130, если в 1824 г. в России действовало 49 гимназий, то через 30 лет их было 77.
Большое внимание правительство уделяло развитию и высшего образования. При Александре I было открыто пять университетов, при этом, помимо старейшего Московского университета, был образован и университет в столице. При Николае I рост университетов продолжился, так, в 1833 г. было открыто высшее учебное заведение в Киеве. По мере роста сети образовательных учреждений возрастали потребности в подготовке большого числа учителей, первые педагогические вузы появились в Москве и Петербурге. В первой половине XIX века продолжилось развитие женского образования, основы которого были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты во многих российских городах. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Быстрыми темпами развивались в ведомственные школы для обучения растущего штата государственных чиновников.
К началу XIX века в России было одно только высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге, при Александре I был открыт Лесной институт. Николай I интересовался научно-техническими знаниями, покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нём был открыт Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. В 1839 г. было завершено строительство Пулковской обсерватории под Петербургом, здесь академик В.Я. Струве обнаружил скопление звёзд в Млечном Пути. Развивались и медицинские училища, большую известность приобрела Медико-хирургическая академия благодаря выдающемуся профессору Н.И. Пирогову. Этот великий хирург спас от смерти тысячи раненных во время Крымской войны.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Чёрное духовенство (7 тыс. человек) составляли монахини и монахи, из числа последних назначались архиереи — епископы, архиепископы и митрополиты. Белое духовенство (53 тыс. человек) состояло из приходских священников и низшего клира — диаконов и псалмопевцев. Основным звеном местного церковного управления являлись епархии, во главе их и стояли архиереи, по территории они совпадали с губерниями. Высшим органом церковного управления являлся Синод, его члены назначались царём из видных архиереев. Со времён Петра I произошло сращивание церкви и государства, но полного слияния не случилось, церковь осталась обособленной частью государственной машины, и она тяготилась гнётом светского чиновничества. До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие, существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался от отца к сыну или к зятю. Небольшая часть духовенства получала жалование, большинство существовало за счёт прихожан, сельские священники при этом пользовались церковными землями. На духовенство по-прежнему возлагалось нравственное воспитание народа путём приобщения его к заповедям христианской религии.
Высшее духовенство получало образование в духовных учебных заведениях. Во время Алесандра I действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. при Николае I была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы средние духовные заведения — семинарии, в которых учились дети духовенства.
В академиях наряду с богословием и древними языками изучались основы современных наук, европейская и российская история, светская философия. Когда с 1850 по 1861 г. преподавание философии было запрещено в гимназиях и университетах, в академиях она продолжала изучаться. Важно отметить не только существование духовного образования в России, но влияние на культуру России монастырей, среди которых особо выделялись Киево-Печёрская и Троицко-Сергиевская лавры, Соловецкий монастырь, в которых жили наставники, чтимые не только простым народом, но и просвещённой аристократией. Так, Саровская пустынь стала одним из всероссийских религиозных центров, возникших благодаря деятельности духовного подвижника монаха Серафима (1760–1833). Важное значение для русского старчества имела и Оптина пустынь, наиболее почитаемым её святым был Амвросий (1812–1891).
Просвещению российского населения способствовали не только гимназии и университеты, но и печатное слово. Тиражи печатной продукции увеличивались с каждым годом, прежде всего речь идёт об изданиях учебников и разного рода книг от научных трудов до художественной литературы. Например, издательство А.Ф. Смиридина выпустило в свет в 40-ых годах столетия более 70 собраний сочинений русских писателей большими тиражами и доступных по цене даже малообеспеченным людям. Кроме того, в губернских уездных городах по инициативе общественности создавались библиотеки. Большую роль в распространении знаний стали играть газеты и литературно-публицистические журналы, в которых обсуждались как многие насущные проблемы, так и вопросы отвлечённые, религиозно-философские. Редакции крупных журналов становились местом объединения единомышленников наряду с частными салонами и студенческими кружками.
В результате просвещения в России стал формироваться определённый слой людей умственного труда, который получил название интеллигенции. К ней сперва принадлежали преимущественно выходцы из дворянского сословия, личности хорошо образованные, обладающие широким кругозором. Интеллигенция второй половины XIX века будет включать в себя и выходцев из других сословий, она получит название разночинной, по своему характеру образованности и целям будет существенно отличаться от дворянской.
Таким образом, с начала XIX века началось развитие умственного начала (интеллекта) русского народа. Для этого в России воплотились крупные личности, сложившие свои достижения в процессе созидания западноевропейской культуры, а ныне призванные к служению народу русскому. Они страстно любили свою новую родину, но любовь к родине не исключала их любви к человечеству вообще. И мы знаем, что не без причины человек рождается в определённой среде и принадлежит определённому народу. Закон кармы регулирует воплощение людей, карма связывает крупные личности с народом, которому пришла пора впитать их накопления. Будущему историку российской культуры предстоит при этом различать, кто из её деятелей способствовал истинному развитию умственных способностей народа, а кто отравил его сознание ядом нигилизма, атеизма, вульгарного материализма, породивших террор и революцию.
Прежде чем рассматривать некоторые идеи дворянской интеллигенции, необходимо упомянуть о единой идеологии николаевского правительства, которую оно внедряло в образовательные учреждения и печать, чтобы воспитать молодое поколение в преданности монархической империи. Эта идеология была разработана графом С.С. Уваровым (1786–1855), который в прошлом дружил с декабристами и разделял их революционные чаяния, но затем его взгляды изменились. С 1818 года он стал президентом Петербургской академии наук, а в течение 1833–1849 гг. был министром просвещения. Он выразил основные принципы официальной доктрины тремя ёмкими понятиями: православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа России, скрепляющая в единство её народ, монархия признавалась единственно возможной формой правления огромной многонациональной страной. При этом под словом «народность» понималось прежде всего не весь российский народ (нация!), а его низшие слои, в первую очередь, крестьяне, мещане, ремесленники. Утверждалась неразрывная связь народа и царя, опирающегося на дворянство, чиновничество и армию. Царь рассматривался как активное, ведущее начало, а народ как начало пассивное, принимавшее установленный порядок, почва, хранящая семена для будущего.
Нельзя считать, что эти принципы отвергались передовой интеллигенцией, но она, наполняя их конкретным содержанием, по-разному их трактовала. При этом разделение дворянских мыслителей на западников и славянофилов кажется нам достаточно условным, ибо сходства в их мировоззрениях было больше, чем различия, возникавшего при рассмотрении одинаковых проблем с разных сторон и с разной глубиной. Представители обоих течений любили Россию, понимали необходимость перемен, верили в возможность реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Один вопрос предреформенной интеллигенции являлся для них предметом разногласий и дискуссий: вопрос о будущем России и путях к достижению этого будущего.
В то время, однако, он и не мог быть решён однозначно, ибо ещё не сложились условия для его осознания. Да и вряд ли кто-либо путём анализа и рассуждений мог предвидеть трагическое будущее России — уничтожение дворянства, а затем и разрушение крестьянства, не дождавшегося ни земли, ни свободы. Ни буржуазия, ни пролетариат так и не оформились как значимые слои в обществе, а революцию совершили чернь, матросы и дезертиры-солдаты, направленные партийными агитаторами и демагогами. Только с помощью духовного прозрения можно было тогда предчувствовать, что в будущем страну ждёт разрушение прежней жизни с её религиозно-нравственными устоями и светлыми упованиями, что ждёт её очищение водой и огнём, хаос не только революций, но и войн, и только после всего этого ужаса начнётся медленное оздоровление народа, восстановление империи и её продвижение по собственному уникальному пути.
Невозможно даже кратко сказать о всех крупных личностях, воплощённых в России для того, чтобы дать первый импульс для развития умственного начала русскому духу и тем более описать их замечательные мысли. Но, во-первых, нужно сказать о том, что все они были хорошо образованными людьми, изучавшими европейскую историю и философию. Основные философские знания, касающиеся представлений о началах мироздания, способах его познания, а также о сущности и месте человека в природе и истории они осваивали при изучении трудов прежде всего немецких мыслителей, таких как Шеллинг, Фихте, и особенно, Гегель. Комментируя их сочинения, русские философы высказывали собственные взгляды, но их размышления часто касались проблем философии истории, а также были ориентированы на вопросы социальные, например, как усовершенствовать русскую общественную жизнь. Материалом для их обобщений являлись наблюдения над русской действительностью, отражённые в публицистике и литературе, к тому же все они были знатоками русской истории. А первые русские историки, такие как Н.М. Карамзин (1766– 1826) и С.М. Соловьёв (1820–1879), были, в свою очередь, и философами, ибо считали, что задачей историков является не только описание исторический событий, но и объяснение причин, путей и движущих сил развития как человечества в целом, так и собственной отчизны.
Во-вторых, всё же следует привести здесь некоторые мысли, важные для нашего исследования, а с тем упомянуть и личностей, которые их высказали. Особо значимыми для нас являются размышления первого русского философа П.Я. Чаадаева (1794–1856), которые мы приводим ниже. Он писал, что для правильного суждения о народах следует изучать их общий дух, составляющий их жизненное начало, ибо только он, а не та или иная черта их характера, может вывести их на путь нравственного совершенствования и развития. И не один Чаадаев говорил о необходимости познания субстанционального начала того или иного народа. Мы же на основании теософского знания предположили, что русский народ зародился под лучом-Логосом Венеры, наделившим его преобладающим чувственным началом, несущим любовь, милосердие, красоту, затем он должен был развивать начало волевое, а позднее всего — начало мыслительное.
Вопросы о том, что такое Россия, откуда она и куда стремится были одними из основных русской философии истории. Например, Герцен (1812–1870) ответил на них следующим образом. На Западе Россию не знают, не хотят знать, а в наших жилах (славянских!) течёт кровь финская (Меркурий) и монгольская (Марс). Мы ни в ком не нуждаемся, мы — часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно. Но русскую самобытность нельзя истолковывать как нечто, не связанное с европейским миром, науку мы получили с Запада, благодаря нашим западным учителям мы пропитались её философией. Главный же источник развития общества Герцен видел в совершенствовании человеческих знаний и распространения просвещения среди народа. Снова выслушаем А. Чаадаева: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть ещё более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев. Любовь к истине создаёт мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы… любовь к истине распространяет свет знания».
И совершенно замечательна его мысль о том, что род человеческий должен следовать за своими вождями, помазанниками Бога, он может продвигаться вперёд только под руководством тех, кто от самого Неба назначен ему. Не в людской толпе рождается истина! Настоящая история народа начинается лишь с того дня, когда он проникается идеей, которая ему доверена и которую он призван осуществить. Мы живём на востоке Европы, но мы никогда не принадлежали Востоку, мы просто северный народ. Есть великие личности, но есть великие народы, мы — такой народ. При этом Чаадаев утверждает: «Уже триста лет Россия стремиться слиться с Западной Европой, заимствуя оттуда все наиболее серьёзные идеи, наиболее плодотворные познания… где наши мудрецы, наши мыслители? Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины». Горькие, но верные мысли, но ведь сказаны они были в начале XIX века, мыслители которого только приготовляли великое дело — рождение нашей самобытной философии в его конце. К тому же, не он один, но многие наши интеллектуалы утверждали, что все силы русского народа были сперва направлены на создание государственности и лишь после этого должны были направиться на собственное просвещение.