2. Сущность философского знания

1. Более ста лет назад нам было сказано, что в далёком прошлом человечество имело общую для всех универсальную философию, и было объединено одной религией. Е.П. Блаватская в своих сочинениях, прежде всего в «Разоблачённой Изиде» и «Тайной доктрине», раскрыла смысл некоторых идей, символов и аллегорий древних учений, тем самым показав, что мировые религии и философии древности, различные во внешних проявлениях, были согласованы в основе. Их основу и источник составляла Теософия или Божественная Мудрость – совокупность духовных доктрин, полная и непротиворечивая система, которая создавалась и хранилась Великими Учителями человечества, Мудрецами, познавшими Истину. Это не значит, что они знали всё обо всём, что является невозможным в силу беспредельности конечных форм, но они знали главное – фундамент, на котором разворачиваются все преходящие явления. Теософия и являлась единственной истинной философией, связующей основой всех учений древности.
Раньше знание было достоянием всего человечества, но со временем Теософия стала сокровенным, эзотерическим знанием, передаваемым только тем, кто мог постичь его в силу своего духовного развития и применить во благо человечества. Фрагменты истинной философии мы можем найти, например, в Древней Греции у посвящённых философов, которые обучались у мудрецов Индии, Вавилона и Египта. Они не блуждали в поисках истины, ибо она была им открыта, они исповедовали единое учение, а потому не противоречили друг другу, но друг друга дополняли. Кажущиеся противоречия происходили от различия в употребляемых ими понятиях и в выделении отдельных аспектов единого знания. Но каждый, кто изучает древнюю философию должен помнить, что их знание было сокровенным и во всей полноте не было обнародовано.
Е.П. Блаватская была посланницей Великих Учителей человечества, она была призвана впервые изложить общедоступным языком некоторые аспекты древней Мудрости, которые ранее были достоянием избранных. Она не дала последовательную систему сакральных истин, но только её отдельные элементы, из которых обучающийся должен сам сложить целое, пробуждая интуицию и самостоятельную работу мышления. Она положила начало будущей синтетической философии, которая станет возрождением прошлой на новом историческом витке. Философия снова будет единой, вмещающей в себя отдельные направления в иерархическом порядке.
В XX веке Новое Откровение было завершено трудами другой посланницы Великих Учителей – Е.И. Рерих. Книги «Агни-Йоги» являются новыми гранями вечной Истины, они являются Заветом Святого Духа, о котором писали и которого ожидали уже философы Средневековья. Новейший Завет раскрывает прежде всего знание о Всеначальной Огненной Энергии, лежащей в основе мироздания, тем самым определяя развитие науки будущего, которая от изучения плотного вещества обратится к тонким энергиям и опытным путём докажет существование Надземного мира и духовных начал человека. Он раскрывает знание о сущности и силе мышления, тем самым показывая средство для преобразования самого человека, а затем социальной и природной среды вокруг него. Психическая энергия мысли преобразит мир.
«Если кто скажет, что он достаточно читал о свойствах психической энергии, пожалейте такого невежду. Ведь до сего времени негде было ознакомиться с изучением настоящей основы бытия. Наблюдения были одиночными и даже подвергались гонению. Многие ценные выводы не были напечатаны и погибли в разрозненных рукописях» (2). «В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Мы даём Новый Завет. К этому Завету Мы зовём человечество. В этом великом Завете лежит принцип Бытия! Скажем человечеству – чтите Начала, чтите Матерь Мира, чтите Величие завета Космического Магнита! Да, да, да! Так Майтрейя говорит!» (3).

2. Итак, философия снова должна стать любовью к Мудрости и её первейшей задачей должно быть постижение Истины. Истина с большой буквы должна быть вечной, она не должна меняться в зависимости от пространственно-временных условий, не должна зависеть ни от человеческого, ни от божественного сознания. Такую Истину можно назвать абсолютной и соотнести её с истиной относительной, изменчивой. Истина – это белый луч света, распадающийся на множество цветных лучей при их прохождении через призму ограниченных форм. Абсолютным характером обладают вечные основы, на которых разворачивается мир конечных форм. Всё в мире течёт и меняется, каждая проявленная форма имеет границы в пространстве, начало и конец во времени, но неизменны основы, представляющие незыблемый фундамент мироздания. Явления окружающего нас мира бесконечно многообразны и неповторимы, но только знание основ может быть путеводителем в их бесконечном познавании и освоении. «Главное преуспеяние заключается в согласии об основах. Что может быть хуже сборища людей, знающих ритмы слова и числа, но не согласных об основах! Мы особенно останавливаемся на основах жизни, ибо без осознания их всё остальное делается не только ненужным, но даже и вредным» (4). «Много предстоит открытий научных, но познание основ Бытия всё же будет краеугольным условием» (5).
Во-первых, основы включают в себя всеобщие вечные законы мироздания, которые являются условием для проявления всех сущностей и всех существ. Если бы не существовало единых законов, здание мира не могло бы быть построено, поскольку в деятельности многочисленных строителей не было бы согласованности. Явления окружающего нас мира бесконечно сложны по своей наблюдаемой внешности, но проистекают из простых законов, общих для всех форм. Далее мы будем подробно говорить о всеобщих незыблемых законах Бытия и их проявлениях в окружающем нас мире. Они составляют органическое целое, нельзя предать забвению или исказить хотя бы один из них, чтобы не нарушить целое.
Мировые законы познают и проводят в жизни высочайшие Боги-Творцы, Космические Разумы, делая их таким образом разумными и божественными. Божественные законы, в отличие от законов людей, целесообразны и всеблаги, ибо направляют все формы жизни к совершенствованию. Определяя место каждого явления в хоре целого, объединяя одну часть с другой, именно они дают порядок и гармонию всему сущему, поэтому и индивидуальный прогресс каждого человека будет зависеть от познания и сотрудничества с ними. Двигаясь в русле мирового течения, он не рискует попасть в хаотический водоворот, который выбросит его на берег как космический сор.
Отрицание духовных законов и необходимого подчинения им человеческих существ связано главным образом с непониманием их сути. Мир при этом воспринимается не как живой организм, направляемый к определённой цели законом, мудростью превосходящим все частные умы, а как механическая сумма частей. Он лишён Разума и движим слепой силой, которая действует стихийно, возникая как единая составляющая случайных событий в бездушной бесконечности Вселенной. Невежество, сводя человеческую свободу к произволу, а не к познанию законов и действию в согласии с ними, заставляет человека блуждать в темноте. Знание, напротив, позволяет ему стать истинно свободным существом, сознательно созидающим своё будущее. «Если бы вместо мнимых нововведений и установлений человечество обратило внимание на законы космические, можно было бы установить равновесие, которое всё больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до космического завершения» (6).

3. Во-вторых, основы включают в себя всеобщие Начала или всеобщие Причины Бытия. Во внешнем мире мы видим только следствия, потому что каждая причина в этом мире сама является следствием другой причины и так далее. Истинное знание заключается в отыскивании причины каждого явления, а в итоге – в достижении правильного понимания всеначальной Причины, от которой всё зависит, сама же она не зависит ни от чего. Причина, из которой развёртываются миры, непознаваема и невыразима в своей сути, но в проявлении раскрывается не только как совокупность вселенских законов, но и как совокупность духовных существ и сущностей, которую философы древности называли миром идей. Этот высший духовный мир создаётся на определённый период существования той или иной системы его Творцом – Логосом или Ноусом. Ноуменальный мир является неизменным по отношению к феноменальному миру, но по отношению к абсолютной вечности он изменяется с каждым периодом проявления или Манвантарой.
Мир божественных основ вечен, а значит, завершён и совершенен, его части составляют полноту, гармонию и порядок, потому он является носителем и прообразом абсолютной Красоты. Совершенный мир основ направляет всё сущее к Благу, высшему Добру, ибо каждой части целого Божественной Мудростью предопределено бесконечное совершенствование. Стремясь к осуществлению и развёртыванию в себе целого, каждая часть развивается в направлении большего знания, любви и блаженства. Познание относительного мира беспредельно, но истинное знание должно основываться на неколебимой Истине.
Утверждая, что философия должна изучать совокупность начал и законов, по которым они проявляются в подробностях, а также духовный мир идей, мы примыкаем к традиции, идущей от Пифагора и Платона, великих мудрецов Греции. «Но Платон не мог принять философию, лишённую духовных устремлений, ибо для греческого мудреца существовала только одна единая цель – реальное знание. Он считал, что только тот является настоящим философом или изучающим Истину, кто обладает знанием о реально существующем, в противоположность тому, что прибывает и убывает, что развивается и уничтожается попеременно» (7). «Не физические феномены изучаем мы, но мировые идеи, ибо, чтобы понять первые, мы, прежде всего, должны понять последние… Действительное знание занимается вечными истинами и первоначальными причинами. Недействительное знание – иллюзорными следствиями» (8).

4. Итак, задачей философии в древности было стремление к достижению Мудрости, к познанию единой Истины. Но сегодня многие люди, называющие себя философами, признают только относительные истины, отрицают не только необходимость и возможность познания Истины, но и само её существование. Две тысячи лет назад нам был дан Завет: «Познайте Истину, Истина сделает вас свободными». Но как мы выполнили его? Не является ли трагедией человечества то, что его учителя-философы отреклись от истины и предали забвению знание, содержащееся во всех древних учениях?!
«Философ, который смотрит на духовное царство как на чистый вымысел, проистекающий из предрассудков, и считает ментальные восприятия человека всего лишь результатом организации его мозга, не может быть достойным этого имени. Не имеет права материалист на своё имя, поскольку оно означает «любящий мудрость», и Пифагор, который первым ввёл этот термин, никогда не ограничивал мудрость нашей Землёй. Тот, кто утверждает, что вселенная и человек всего лишь объекты чувств, и кто фатально связывает мысль с бесчувственной материей, как это делают дарвинисты, является в лучшем случае софиафобом, если не псевдофилософом, а уж никак не философом» (9).
Мы знаем, что приводимые здесь слова тех, кого мы чтим как носителей высочайшего знания на земле, ревностные служители официальной философии сочтут неубедительными. Мало того, для них ссылки на подобные источники неуместны в философском тексте, поскольку находятся вне западной философской традиции. Внимательно не изучив приводимые источники, отвергая древнюю мысль, на которой стоит вся западная философия, как несвоевременную, на каком основании берутся они судить, что является философией, а что ей не является?! Отрицание великих основ, умаление высших принципов – характерная черта уходящих тёмных веков. Отсюда задача философии не только в познании Истины, но и в её распространении и защите. В космическом плане Истина не нуждается в защите, ибо она есть реальное бытие, ложь – всё частичное, преходящее иллюзорное. Однако на Земле Истина должна быть отделена ото лжи и утверждаема в борьбе с нею, ибо только истинное знание спасёт нас от страданий, происходящих от невежества.
3. Философия и наука
1. Философия в современном мире
Агни-Йога. Аум. § 370
Агни-Йога. Беспредельность. § 227
Агни-Йога. Надземное. § 289
Агни-Йога. Надземное. § 493
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 65
Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. 1993. Т. 1. С. 18
Письма Махатм. Самара. 1993. С. 56. С. 23
Блаватская Е.П. Вавилон современной мысли. Сб. «Карма Судьбы». М. 1996. С. 247