4. Философия и психология о сознании человека
1. Дух — это вечное начало в человеке, он не меняется, но раскрывает своё содержание, проявляясь в форме. Дух — это сверхсознание. Душа — начало изменяющееся, она растёт и развивается. Душа — это сознание, для эволюции которого нужна определённая среда и соответствующее ей тело. Сознание изучает психология. В отличие от философии она до сих пор в большинстве своих представителей связывает сознание только с физическим телом, а конкретно с мозгом и нервной системой человека; а потому с позиции психологии, когда умирает тело, исчезает и его индивидуальное сознание. Философия соотносит сознание человека с его душой, не умирающей со смертью тела, ибо имеет своим носителем тело сверхфизическое. Философия утверждает, что человек имеет в себе три естества: Индивидуальность или Высшее Эго, личность или низшее эго, физический человек, личность, но уже воплощённая в плотном мире и в плотном теле. При этом понятия об Индивидуальности и Высшем Эго часто употребляются как синонимы, однако для более чётких представлений их следует различать, то есть рассматривать Индивидуальность как высшую ступень развития Высшего Эго.
Ранее нами было сказано о том, что сознание есть способность любой формы жизни воспринимать, анализировать и усваивать (присваивать) энергию среды, последнее и означает строительство нужных для сознания оболочек. Душа человека включает в себя чувства, желания и мысли, представляющие собой различные виды энергий. При этом чувства и желания есть непрерывный поток энергий, а мысли — энергии осознанные, оформленные. Мыслить — это значит порождать, воспринимать, связывать и упорядочивать мысли. Мысль есть постижение сущности явлений, но процесс мышления нуждается в определённых понятиях.
Порождаемые человеком мысли бывают разными: светлыми или тёмными, чёткими или смутными. Мысли света устремлены к познанию, созданию прекрасных форм, к добротворчеству; мысли мрака ограничены земными проблемами, бессмысленной суетой и беспокойством. «Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагает существование в каких-то праздных шествиях; труд во всём, так же и в устремлении мышления. Сожалеем о тех, кто воображает, что ему незачем мыслить. Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают также быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении» (21).
Воспринимаемые нами мысли также различны, различен и их источник. Одни мысли мы получаем извне, от окружающих нас людей, как явленных ими в речи, так и без слов, непосредственно, хотя последнее редко осознается. Другие мысли черпаем из книг; обращая внимание на созвучные нам, их присваиваем и питаем ими свои душу. Высшие мысли мы получаем изнутри или свыше, от нашего высшего разума, связанного с Разумом Космическим. И это гораздо труднее и присуще только очень развитым душам, остальное большинство «питается» мыслями, выраженными в книгах. Но очевидно, что и книги бывают разными, многие труды высочайших философов мира пока ещё мало доступны сознанию среднего человека. Можно сказать, что мысли живут в пространстве и принадлежат всем, но только от человека зависит, какими мыслями он будет наполнять своё сознание, какой узор сложит из мозаики собранных мыслей, развивая своё мышление. Только при помощи мышления Всеначальная Энергия превращается в высшую психическую энергию, накопление которой необходимо для развития Манаса, а затем и раскрытия Буддхи.

2. Мысли и чувства неразрывно между собой связаны, подобно электричеству и магнетизму, они не существуют друг без друга, но эволюционно чувства лежат в основе формирования мышления. Поскольку человек имеет в себе три естества, то у человека имеется три вида чувств. Чувства-ощущения или телесные чувства есть результат воздействия энергий внешнего мира на наши органы чувств: осязание связано с кожей, звучание — с ухом, глаз воспринимает свет и цвет, нос — запахи, рот — вкус. Чувства-эмоции или душевные чувства возникают на основе элементарных актов сознания; во-первых, акта мыслительного, осознания и оценки ощущений понятиями «приятно–неприятно»; во-вторых, акта волевого — влечение к приятному и отвращение от неприятного. На основе чувств формируется память о прошлых наслаждениях и страданиях, что способствует зарождению мышления, а затем и его развитию, анализу и синтезу получаемой информации. Стремления вновь пережить удовольствия и избежать страдания порождают желания.
Эмоции бывают двух видов: высшие и низшие. Психологи иногда называют первые положительными, вторые — отрицательными. Низшие эмоции переплетены с низшими желаниями человека, которые связаны с потребностями его тела. Для нормального существования человека в физическом мире ему необходимо дышать, пить, есть, спать, одеваться, иметь жилище, человеку необходимо продолжать свой род, порождая потомство. Деградация человека происходит тогда, когда необходимые средства для жизни души в физическом мире он превращает в средства для наслаждения, а последнее считает единственной целью пребывания на земле. Низменные животные вожделения человека и его непомерные желания порождают низшие эмоции или страсти, которые, в свою очередь, раздувают в человеке его низменные потребности. К низшим эмоциям относятся похоть, зависть, ревность, жадность, гнев, тщеславие, властолюбие и др. Высшие эмоции связаны с духовными устремлениями человека. К ним относятся: любовь к знаниям; нравственные чувства, любовь к людям, доброжелательность, сострадание; чувства эстетические — любовь к прекрасному, природе, искусству.
В Теософии носитель низших чувств человека называется камарупой (кама — это желания и любовь к желаемому, рупа — форма) или страстным телом. В отличие от животных человек способен осознавать свои желания и потому может управлять ими, он способен господствовать над своим страстями, а не становиться их рабом. По мере нашего развития страстное тело, отягощённое низшими энергиями, усовершенствуется и очищается, превращаясь в тело тонкое, носителя более утончённых душевных чувств.
Помимо чувств душевных у человека существуют чувства духовные, исходящие от его высшей души, носителем которых является Буддхи. Это мудрость или чувствознание, непосредственное знание истины без опоры на органы чувств и мышление. Высшее Эго, озарённое светом Буддхи, не мыслит, оно знает благодаря интуитивному процессу, к которому лишь в самой незначительной степени может пока приобщиться обыкновенный человек. К духовным чувствам относятся и чувства мистические — очувствование присутствия в себе духовного начала, Бога внутри себя, а также любовь к Богу вне себя, Отцу и Матери наших душ. Смыслом наших существований и является беспредельное познание законов мироздания, которое невозможно без развития духовной Любви, объединяющей и созидающей силы мироздания. Истинной любви жаждет каждое человеческое сердце и не успокоится оно, пока её не достигнет, не объединится сознанием со своими божественными Родителями и со своей духовной половиной. Мудрость — знание сердца, достигается только любовью к Богу.

3. Достижение мудрости невозможно без развития высшего мышления, разума или Манаса, который, в свою очередь, связан с формированием тела ментального. Только через ментальное тело он связывается с воплощённым человеком, собирающим на земле плоды, необходимые для развития мышления. Ранее, освещая вопрос о различии философии и науки по способу познания мира, чтобы не осложнять наше изложение, мы выделили только два вида мышления: рассудок и разум. Далее мы будем разделять мышление на три вида: рассудок, интеллект и разум. Они представляют собой последовательные ступени развития мышления, однако взаимосвязаны и переплетены между собой в сознании воплощения человека, что затрудняет их чёткий анализ. Теософия даёт определённые названия этим ступеням, более отвечающие сути дела, ибо связывает их с оболочками, в которые они облекаются. Рассудок — это кама-манас, интеллект — ментал, разум — Манас.
Человек, познающий окружающий мир с помощью рассудка, рассуждает и делает выводы на основании чувственного и жизненного опыта, но поскольку они ограничены, постольку его суждения односторонние и поверхностные. Это то, что философы и психологи называют обыденным и конкретным мышлением. Значения слов обыденной речи легко постигаются человеком, выросшим в определённой языковой среде, ибо являются выражением наглядно представленных мыслеобразов. К этому виду мышления относится и мышление учёных-эмпириков, работающих в области описательных наук, которые от сбора определённых фактов в той или иной сфере исследования переходят к обобщениям.
Рассудок связан с желаниями и чувствами земного человека, он осознаёт и направляет их. Камарупа (страстное тело), вместилище субъективных мыслеобразов человека, насыщенных энергией его чувств и желаний, тесно спаяно с рассудком, являясь его носителем. Отсюда он и получил своё название — кама-манас. При этом камарупа при жизни человека не образует тела, способного выделяться вовне, она «обитает» во всех клетках его физического тела. Только в момент смерти каждая клетка выделяет камические энергии, образуя тело, способное жить в Мире Тонком.
Рассудочное мышление возникает с развитием самосознания, именно оно отличает «Я» от «Не-Я», но на первой стадии своего развития осознаёт только себя, всё остальное мыслит как себе чуждое. Осознание своей обособленности от окружающего мира порождает эгоизм, но с ним развивается и уникальная личность, которая может стать бессмертной, расширяя границы своего «Я». Кама-манас — это начало самоутверждающееся, борющееся, склонное к вражде, именно в нём заключается источник отчуждения человека от человека. Страстное тело в человеке склонно к враждебности только тогда, когда его волнуют желания, но именно рассудок может подталкивать человека к тем или иным поступкам, к тому же оправдывая его самые неблаговидные действия с помощью изощрённой казуистики. Лишь по мере преобразования рассудка в интеллект, а затем в разум человек расширяет и утончает своё сознание, тем самым преодолевая отчуждённость от мира.
Интеллект — следующая ступень развития человеческого мышления, это абстрактное мышление, присущее учёным-теоретикам, математикам, светским философам. Он лишён эмоций и не обременён низменными желаниями, ибо направляем одним желанием — желанием знания. Интеллект синтезирует данные рассудка, направляет его деятельность. Если учёный-эмпирик идёт от фактов к теории, то теоретик работает ментально, строит логические умозаключения, выводы которых затем соотносит с фактами. Теоретики выражают своё знание в понятиях, значения которых образно не представимо, отсюда они чётко их определяют, таким образом формируется общечеловеческий язык науки, преодолевающий ограниченность национальных языков.
Интеллект диалектичен, с помощью интеллекта человек постигает мир путём сопоставления противоположностей, суммируя добываемое рассудком знание, он выявляет различия и общие свойства окружающего нас мира. Однако, остающийся связанным с информацией, получаемой от внешнего мира, он мыслит «горизонтально», то есть не проникает в духовную глубину мира. Дедукция из теоретического суждения все же остаётся суждением на основании суждения. Разум синтетичен, ибо, будучи связанным с Буддхи, он осуществляет синтез «вертикальный», духовный, который охватывает сферы мироздания, недоступные ни рассудку, ни интеллекту. Крупные учёные (Эйнштейн), почитаемые философы (Кант), обладающие прекрасным интеллектом, всё же не смогли подняться до вершин метафизического знания. «Неумеющий мыслить попадает в лес противоречий вместо того, чтобы найти обобщающий смысл. Только большой неутомимостью можно вырваться за пределы земных притяжений… Правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Ноус позволял признавать Надземный Мир. Мыслитель чтил разум, как путь к Надземному» (22).

4. Интеллект — необходимая ступень к развитию разума, но развитие интеллекта возможно только после напряжения и страданий человека во многих и многих своих жизнях устремлённому к познанию истины. «Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности. Но эволюция интеллекта медленно поддаётся ускорению, ибо Руководитель планеты не может насиловать сознание. Оно должно развиваться свободно и индивидуально, иначе нельзя достичь мощи духа, необходимой для создания Миров. Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, — великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному. Распознавание и вмещение противоположений и Любовь к Знанию и Красоте — основы вечного существования. Нельзя забывать, что Бессмертие настоящее зарабатывается приобретением сознания во всех оболочках уже на земном плане» (23).
Преображение интеллекта в разум происходит только тогда, когда человек, не видя и не слыша, одной силой мысли и воображения преодолевает плотную завесу Майи, прозревает необходимость высших миров и духовного основания мироздания. Но чем мощнее интеллект, тем ярче выражена обособленность, тем труднее перейти на ступень синтетического разума, преодолевающего раздробленность, обладающего распознаванием и вмещением противоположностей. Развитый интеллект, перешедший в высший разум, величайшее благо в эволюции человека и Космоса, но развитый интеллект, не пробудивший в себе духовность, есть величайшее зло, ибо это есть эгоизм, а значит, отрыв от целого и гибель. «Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врождённого инстинкта. Но, конечно, такая ярая духовность растёт много скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений, существующих в Мире Проявленном. Ярый интеллект появляется при сознании своей обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создаёт особую индивидуальность, которая становится высоким благом или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке» (24).
Нам говорится, что при высокой степени духовности развитие интеллекта на Юпитере и Венере значительно уступает его развитию на Земле. Для скорого и успешного совершенствования наша Земля — лучшая сейчас планета, поэтому так важно спасти её от гибели. «Прикоснувшиеся к развитию высокого интеллекта не могут удовлетвориться одним знанием духа, которое даёт прекрасную жизнь, но однообразную, ибо там нет возможности упражнять свой мозговой аппарат и утончать интереснейший процесс мышления, рождающийся только при разнообразии состояния материи и многих препятствий, которые необходимо преодолеть. Также обогащение мысли не может происходить при отсутствии воображения. Но воображение накопляется при большом разнообразии поступлений и преодолении трудностей. Блаженство в Раю может показаться очень скучным деятельному мыслителю, пришедшему с нашей Земли» (25).
Носителем интеллекта является ментальное тело, потому интеллект чаще всего называют менталом. Ментальная оболочка присутствует почти у всех людей, но ментальное тело у большинства человечества развита слабо. У неразвитого человека оно едва заметно, состоит из небольшого количества ментальной материи и её низших видов. При среднем уровне развития ментальное тело являет уже некоторую степень организации. Ментальное тело связано с тонким телом, носителем высших чувств и устремлений к красоте, любви и знанию. Последнее также оформлено далеко не у всех людей, в отличие от тела страстного, которое иногда называют телом астральным.
«Именно, бездна непонимания является той тропой, по которой человечество идёт. Именно, современное мышление указывает на ограниченность психических исследований. Но насколько можно пойти дальше и глубже, зная о разделении и связи между тремя телами. Ибо если физическое тело уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, и самое тонкое ментальное тело оформлено лишь у избранных» (26). Следует отметить, что понятия «оболочка» и «тело» в качестве носителей или проводников сознания часто употребляются как синонимы, однако для более четких представлений их следует различать. Оболочка — это совокупность слабо организованных энергий, тело — высокоорганизованная структура, имеющая развитые центры сознания, которые в тонком теле человека называются чакрами.
Высший Манас — пятый принцип человека, и есть, собственно, Высшее Эго человека, низший манас — принцип четвёртый, эго низшее. Они едины в сути, а в проявлении связаны между собой, как отец и сын, поскольку высший Манас может проявляться только через манас низший. Высшее Эго человека в основе своей божественно и чисто, оно не принимает участия в действиях низшего эго, своего сына, но из того факта, что отец и сын связаны, и при воссоединении низшая душа запечатлевает в высшей все свои действия, как хорошие, так и плохие, страдать приходится обеим; обеим в следующем воплощении нести наказания за совершённые в прошлом ошибки. «Тайная Доктрина учит нас, что Манасапутры, или воплощающиеся Эго, добровольно и сознательно взяли на себя ношу всех будущих грехов своих будущих личностей… Истинное страдание испытывает невинный Христос в нас» (27). Христос — это и есть Высшее Я человека, его Манас, который на одну ступень ниже Буддхи. Именно Манас, развиваясь, берёт на себя ответственность за грехи всех воплощённых личностей, которые он будет одушевлять. Но сделать это он может только через своё отражение или заместителя — манас низший. Отсюда, когда мы остаёмся глухи к голосу нашей Божественной Души, то есть Совести, то мы распинаем Христа внутри себя. Таков глубокий философский смысл символа распятия и искупления, ограниченно понимаемый в христианской церкви.
5. Физическое тело человека и его двойник.
Непрерывность человеческой жизни
3. Человеческая эволюция. Индивидуальность и личность
Агни-Йога. Надземное. § 542
Агни-Йога. Надземное. § 521
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 323
Рерих. Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 322
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 312
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 369
Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М. 1980. С. 154