1.3. История и социология как науки
Ниже мы кратко повторим и дополним то, о чём было сказано в разделе сайта «Изучение закона перевоплощения». История есть процесс развития человечества, историческая наука изучает этот процесс, разворачивающийся в определённом пространстве и времени. История изучает жизнь отдельных народов, становление их государств, материальную и духовную культуру, а также жизнедеятельность выдающихся личностей, оказавших влияние на судьбу того или иного народа. При этом историки определяют на-род как объединение родственных (народившихся) племён и их союзов в определённую общность — над-род, сверхрод. Объединяющим фактором при этом рассматривается общая территория их проживания, единый язык, общие телесные и психические черты, проявляющиеся в верованиях, обычаях и нравах. В дальнейшем понятие народ, нация и этнос будут для нас равнозначными, однако народ мы всё же будем отличать от народности, небольшого этноса, входящего частью в более значительное образование.
История тесно связана с социологией, хотя некоторые исследователи их разрывают, говоря о том, что история изучает только прошлые социальные явления, а социология — явления настоящие. Однако прошлое, настоящее и будущее связаны между собой цепью причинно-следственных связей: прошлое определяет настоящее, отсюда изучение настоящего даёт возможность глубже постигать и переосмысливать прошлое. Социальные явления — это социальные события, возникающие в процессе взаимодействия различных социальных групп. Материалом для изучения как историков, так и социологов служат описания долговременных исторических событий или фиксация определённых фактов в определённый момент времени.
Общество создаётся людьми, ими оно и сознаётся, выражается в разного рода документальных свидетельствах. Описания событий отдельными людьми субъективны, неполны, односторонни, ибо каждый смотрит на многогранный и изменчивый мир как бы через определённое узкое отверстие в стене, этот мир закрывающей. Историк собирает различные взгляды, пытаясь создать целостную картину изучаемого им общественного явления. К тому же собранные факты о прошлом он располагает в хронологической последовательности. Этот уровень истории мы называем описательной историей или историей-хроникой. Социолог изучает ту или иную сферу социальной жизни также с помощью анализа различных документов, но и путём опроса общественного мнения и обработки его с помощью статистического метода. В настоящее время издаётся множество статей, излагающих результаты конкретных социологических исследований, а экономисты, политологи, культурологи излагают свои представления о тех или иных сферах общества в отдельных монографиях, но обобщающих работ крайне мало. Мало работ, рассматривающих все сферы общества в их сущности и взаимосвязи, дающих целостное представление о современных сложных социальных организмах.
Огромный эмпирический материал, содержащий описание многообразных социальных явлений, может быть упорядочен только с помощью создания единой теории об обществе. Только она может направить разрозненные исследования в одно русло, сможет помочь верно оценить происходившие и происходящие события, понять их причины и место в историческом процессе. При этом теория должна предшествовать эмпирии, она не может являться её обобщением; и только философия может дать наукам основные идеи для её построения.
Однако в случае социальных наук такой философией может быть только истинная единая философия — теософия, а не всякого рода позитивистские и материалистические направления. Так как только теософия даёт единственное целостное учение о человеке, объединяющее в себе как научные взгляды о человеке (психология, физиология и т. д.), так и религиозно-философские идеи прошлого и настоящего, являясь основой для их синтеза. Принятие и осознание её учения о человеке поможет избежать главной ошибки современного обществознания, утверждающего, что человек есть результат общественных отношений, социальная среда формирует приходящего в мир человека. Это утверждение верно лишь отчасти, ибо первоначально общество есть результат деятельности человека, который создаёт его социальные институты. Но, говоря о человеке, мы имеем в виду не одномерное, конечное, земное существо, а человека космического, который не является просто мыслящим телом, а душой, воплощённой в тело, приходящей в мир для своих собственных целей. Окружающая человека среда, общество и природа, без сомнения оказывает на него влияние, но он призван познавать эти влияния, видоизменять их или им подчиняться.
Единая теория об обществе не может быть построена без осознания духовной сущности человека, наличия в нём Божественной души. Современные социологи и историки в большинстве своём духовно слепые люди, ибо они отрицают присутствие высших начал в человеке, да и во всём мироздании, отсюда они видят только поверхность социальных явлений, трактуют только об их внешних причинно-следственных связях и в основном субъективно, перетасовывая и обобщая такие же субъективные и частичные суждения своих коллег. Но из множества разногласных и противоречивых суждений нельзя извлечь истину, она постигается не обобщением явлений с помощью рассудка, а размышлениями с помощью Разума, причастного Разуму Космическому и принадлежащего Высшей душе человека.
Далее следует особенно отметить, что для построения научного обществознания важно выработать единую систему понятий, чётко определять его термины, ибо множество слов об одном и том же явлении затмевает его смысл. Важно уточнять смысл философских понятий, употребляемых в науке, а не просто в публицистике, журналистике и в обыденной речи. Например, часто и всеми употребляемое слово «свобода», но есть ли она вообще, которую все так жаждут?! «Случайность» — но есть ли в мире случайность как беспричинное явление?! «Равенство» — но что это, возможно ли оно в обществе и т. д.
К тому же нужно сказать, что такие понятия как «страна» и «государство» в строго научном плане различны. Страна — это гражданское общество, единая общность людей, проживающих на определённой территории в строго установленных границах. Государство — есть орган управления и власти. Однако эти понятия взаимосвязаны. Только с возникновением государства, объединяющего отдельные разрозненные племена, возникают страны. Именно государство, цементирующее кровнородственные объединения, является условием для образования страны. Поэтому вполне допустимо в исторических текстах употреблять эти понятия как синонимы.
В итоге социология изучает сложную структуру различных стран, сословия и их отношения, а также основные социальные сферы. К ним относятся экономика, где создаются, распределяются и потребляются средства, необходимые для существования человека в физическом мире и телесной оболочке. Затем политическая сфера, система управления и власти, включающая в себя средства их обеспечения, составляющие государство. Духовная жизнь общества — это культура и её социальные институты, необходимые для функционирования науки, искусства и религии. История же изучает процесс становления и развития отдельных стран, то есть формирование их сложной внутренней структуры, а также различные отношения между странами и их народами.