4. Творческая причина мира
1. Понятие о Боге употребляется столь часто и понимается людьми столь различно в зависимости от степени развития их сознания, что следует остановиться на философском понимании этого величественного понятия. Абсолютную Причину мира и Абсолютный Дух-Огонь очень условно можно назвать Богом, скорее всего, Божеством. Бог — это единый Творец мироздания, творческая Причина проявленного мира, его высшее единое Сознание. Поскольку творчество предполагает наличие у Творца разумной воли, то греческие философы называли Бога-творца Логосом, Космическим Разумом, а христианские мыслители говорили о нём как о триедином Существе, имеющем Волю, утверждающую Добро, Разум, познавший Истину, и Чувство, Любовь ко всему живому.
Логос устанавливает законы своему миру, а в своей деятельности подчиняется законам всеобщим. Он познаёт вечные и непреложные законы мироздания, превращая их в законы космические, разумные и целесообразные, пренебрежение которыми в силу их неведения, своеволия или безволия влечёт за собой страдания человечества. Но только философским разумом, причастным космическому Разуму, человек может познавать его законы. «Закон Космоса незыблем, но в тоже время видим как бы колебания его... Поистине, закон Космоса незыблем, но просветлён мыслью и потому целесообразен. Понимание соизмеримости лишь научит понимать закон основной» (14).
Бог-Творец является Архитектором своего мира. Каждое строение возводится по плану зодчего, который создаёт его с помощью мысли, если бы такого единого плана не существовало, то не было бы согласованности у многочисленных строителей. Каждому из них отводится своё особое место, фиксируемое в энергиях, которые вносятся в изначальные огненные искры, превращая их в индивидуальные духовные зёрна — монады. Монады — это высшие принципы бесчисленного множества существ, которые будут развивать своё сознание, выполняя божественный план. Логос создаёт и идеальные модели или архетипы, согласно которым будут созидать формы разумные существа разной степени развития. Созданный Логосом духовный мир включает в себя его огненные мысли, духовные причины, которые дадут свои следствия в мирах плотной материи, они проявятся и в действиях людей, созидающих на планетах свои культурно-исторические миры. Творец не только планирует свой мир, но и является исполнителем своих начертаний, руководит миром им созданным.
Богом, Творцом и Отцом нашей системы миров, является Единый Космический Разум-Логос, в подчинении которого находятся все разумные существа различной степени развития. Эта идея была утверждена в первоначальном христианском Откровении, но, как и все древние идеи, была впоследствии искажена. Каждый стал понимать природу Бога-Творца по-своему, по-своему осознавать и его земное воплощение в личности Христа, что породило яростные теологические споры и вековые религиозные войны. В христианской церковной теологии произошло и смешение понимания Божества как Абсолютного начала и Бога как творческого Разума. Христиане называют Бога беспредельной Сущностью, которую никто не видел и видеть не может, а потом наделяют её такими ограниченными свойствами, как гнев, щедрость, милость и т. д. Вследствие чего возникают неразрешимые вопросы: почему совершенное создаёт несовершенный мир, почему любящий Бог заставляет страдать человека, почему в мире существует столько страданий? Не имея ответов на эти и многие другие вопросы, люди становятся непримиримыми атеистами.
Но нельзя ставить знак равенства между Абсолютным Божеством и восходящим творящим эволюционирующим Богом. Как бы ни было велико его совершенство по отношению к человеку, по отношению к беспредельному оно будет ограниченным. Понимать Бога по-божественному — это осознать, что существует только один Абсолютный Принцип, который непостижим ограниченным сознанием; это значит и оставить всякие обсуждения, чтобы не унизить Его нашими антропоморфными спекуляциями. Нельзя забывать и о том, что человек сам является творящим существом, беспредельно восходящим вверх, достигая совершенства Богов, которые сами когда-то были людьми. Не Бог, а человек порождает зло и страдания своим невежеством, своим отрицанием Божественных Начал он отделяет себя от них, превращаясь в животное.
В современной светской философии можно видеть обратное заблуждение. Усвоив абстрактное понятие об Абсолютном Источнике всего сущего, многие философы с трудом вмещают идею о творческом Логосе, утверждая, что Вселенная и все её формы сами собой возникают из Абсолютного, материя сама организовывается в формы без наличия Творящего Разума и Воли. Но, как мы уже отмечали выше, организованность подразумевает воздействие внешней и разумной Силы на имеющийся в наличии материал, поэтому отрицание Бога-Творца и иерархии творческих разумов — грубая философская ошибка. «Вездесущ Разум космоса. Во всём пространстве проявлен закон руки его. Неучислимы все воздействия и новые комбинации его… Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди. Но люди обычно отворачиваются от Истины сознательно» (15).
Бог-Творец непостижим в своей сущности, но постижим в проявлении. Учёные призваны изучать свойства окружающего нас мира форм, создаваемого по плану Логоса из одухотворённой Материи. Философы — познавать вечные идеи и законы, по которым творит Логос, а также созданный им духовный или ноуменальный мир, содержащий духовные причины мира явлений. Современные философы должны более внимательно изучать древних, проникая в суть их учений, а не довольствоваться мёртвыми буквами современных учебников. Для внимательного и знающего читателя ясно, что утверждённые нами выше положения исходят, прежде всего, от философии Платона и неоплатоников, от их учения о Едином, Духе, Душе Мира и Разуме как Началах мироздания.

2. В итоге, говоря о Единстве мира, мы выделили три Высших Причины мироздания: идеальную Беспричинную Причину, движущую Первую Причину, разумную творческую Причину. Всеобщий закон причинности утверждает, что мироздание есть нескончаемая цепь причин и следствий, каждая причина вызывает определённые следствия, закон соответствия причин и следствий непреложен. В мироздании нет беспричинных явлений; кроме Абсолюта, всё имеет свою причину, и мудро найти её основание. Науки изучают связь причин и следствий в мире физическом, мы называем эти связи частными законами. Философия включает в себя знание о всеобщих причинах мироздания и изучает законы их проявления в Космосе, Природе и Человеке, ибо каждое явление в окружающем нас мире имеет основание своего существования и причину своего возникновения в мире духовном.
Для дальнейшего изложения нам необходимо помимо законов полярности, всеединства и причинности сказать о законе цикла, упомянутым нами ранее в связи с периодичностью проявления Абсолютного Духа и огненной Духоматерии. Закон цикла включает в себя несколько положений. Всё в мироздании имеет начало и конец, исключая Абсолютную Реальность, вечное Настоящее. Любая форма жизни начинается с огненного состояния, затем постепенно уплотняется до физического, затем снова утончается и возвращается к началу. Вселенная начинается с огненной первичной субстанции, физические атомы и молекулы есть результат уплотнения, облачения в материю атомов духовных. Земной человек есть воплощение огненного духа и тонкой души в плотную оболочку. Каждая вещь, созданная человеком, есть воплощение замысла, невидимой мысли в видимую форму.
Закон цикла — это и закон спирали. Новый цикл жизни в основе своей повторяет предыдущий, но разворачивается на новой ступени, жизнь возвращается к началу с новым содержанием. С одной стороны, нет ничего нового под солнцем, новое — это хорошо забытое старое; с дугой же стороны — нет ничего старого, в мире совершается вечный процесс обновления. Каждый год лето и зима сменяют друг друга, но каждый год они неповторимы и уникальны. Каждая жизнь человека на земле включает в себя детство, юность, зрелость и старость, но в каждой жизни эти периоды отличны от предыдущих. В мироздании неизменное (Абсолютное) и изменяющееся (Беспредельное) неразрывно между собой связаны.
Смерть старой формы означает переход её внутренней жизни в форму новую, но не сразу, а через период отдыха, равный по продолжительности периоду бодрствования. День сменяется ночью, период активности — периодом пассивности. Это — закон ритма, ещё один аспект закона периодичности. Каждая кажущаяся нам непрерывность включает в себя дискретность, свой внутренний ритм: непрерывно пульсирует наше сердце, непрерывно пульсируют клетки нашего тела и атомы Вселенной. Вдох-выдох — ритм нашей жизни и великий космический ритм. Закон цикла связан и с тем, что основным движением в мироздании является вращательное спиральное движение, прямолинейное движение относительно, оно — результат нашего восприятия короткого отрезка циклического времени.
Каждая форма жизни имеет своего творца, при этом творческое начало мироздания выше мы назвали Богом-Творцом или Логосом. Период его деятельности, день, называют Манвантарой; ночь — период, когда все жизни мира разрушаются, а Логос возвращается к своему источнику, называется Пралайей. Поскольку Логосы бывают вселенские, космические и солнечные, то соответственно называются и их манвантары. Пралайи бывают частичные и полные. При частичной пралайе сохраняются невидимые миры, разрушаются видимые, при полной — разрушаются все формы, жизнь возвращается к Единому началу, источнику их зародившему.
«Во всём можно различать Манвантары и Пралайи. Решительно от мельчайших явлений до смены миров можно видеть этот величественный закон. Можно понять строгую прогрессию, связующую малейшее с величайшим. Также единообразно сменяются ощущения нашего организма и сознания. Мы можем или чувствовать постижение, или оказываться на краю пропасти незнания, как бы перед великой пустотою. На гребне познания мы будем помнить о незнании. Также перед пустотою будем сознавать, что это Майя Пралайи, ибо нет пустоты. Так помните, что мираж пустоты сменяется неисчерпаемостью сокровищ духа… Когда осознаете Беспредельность, то должны привыкать и к качествам её. Неисчерпаемость будет тем первым качеством, которое обрадует каждое смелое сердце» (16).
5. Самовыявление Духа как преддверие вселенской Манвантары
3. Абсолютный Дух как Первая Причина мира
Агни-Йога. Аум. § 95
Агни-Йога. Беспредельность. § 28
Агни-Йога. Сердце. § 140