2. Высшие начала человека

1. Итак, в начале возникновения Вселенной Абсолютный Дух-Огонь, Единый Духовный Атом, начинает дифференцироваться, излучая из себя множество огненных искр-атомов, составляющих первичную Духоматерию или Огненную Субстанцию. Первичные атомы нетленны, они существуют весь неизмеримо долгий период существования Вселенной. Отделённые друг от друга тончайшей дымкой материи, различаются между собой лишь разной степенью напряжения.
Духовный атом в человеке теософы называют Атмой. Атма — сознательно устремлённая сила жизненного начала, она пронизывает каждую форму жизни Вселенной. Атма — это нить, на которую нанизываются все лучшие достижения наших жизней, и она хранит их, ибо из них складывается наше сознание. Атма, на основе которой развивается сознание, не находится внутри человека, но составляет окружающее человека магнитное поле, «аурическое яйцо», на нём и запечатлеваются результаты наших многочисленных воплощений.
Природа всего сущего огненна, во всём присутствует огненная искра, и всё состоит из различных проявлений изначальной Огненной Субстанции. Восчувствовав дух в себе, мы одновременно соединяемся со всем миром, и звёзды на небе предстают для нас живыми, подобно духовным искрам мерцают они в лоне Абсолютной Тьмы. Абсолют — это Свет такой силы, что ни одно живое существо не может воспринять его земными глазами, но зрением духовным мы можем увидеть Свет проявленный. В редчайшие мгновения духовного озарения, случающегося на границе сна и бодрствования, весь небосвод озаряется светящимися точками. И даже когда эти огни гаснут, и звёзды снова предстают разделёнными темнотой маленькими крупинками света, в нас остаётся чувство восторга перед непостижимостью Огня, пылающего в сердцах всех жителей звёздных миров, крохотных островков проявленной Жизни в лоне вечного Абсолютного Молчания. «Очувствование Божественного Огня в зерне духа положит основу новому человечеству, ибо осознание света в сердце устремляет к Свету» (2).
Нетленный атом, получивший первое содержание, превращается в духовное зерно, индивидуализированный дух, Атма-Буддхи. Содержание вселенским атомам задаётся Творцами космических миров, Логосами мужского и женского начал. Космические Логосы создают единый план, по которому будут жить, творить и развиваться многочисленные существа их миров. Согласно этому плану каждому существу задаётся определённый эволюционный путь, который запечатлевается в его Атме-атоме, составляя основное содержание последнего. Оно будет проявляться в течение всей Космической Манвантары. Зародителями всех духовных зёрен нашей системы миров, нашего Космоса, являются Единые Отец и Матерь. Они же — Высшие Руководители человечеств, которые развиваются на планетах, входящих в нашу Солнечную систему.
«Зерно духа насыщается Космическим Лучом Иерарха. Когда самый мощный принцип заключает в себя потенциал Огня, то утверждается, как наивысший принцип, чистый Огонь Духа Иерарха. Так будем помнить наших духовных Водителей. Так будем помнить Закон Иерархии» (3). «Зерно, которое передаёт жизнь мощному духу, есть, истинно, то наследие, которое передаётся Иерархическим Началом… Путник, который осознал удел огненного подвига, должен осознать закон космического наследия» (4). Духовные зёрна являются мыслеобразами или идеями Творца, представляющими собой оформленную всеначальную энергию, которую называют энергией психической, энергией мысли, высшим проявлением Вселенского Огня.
Помимо духовных атомов Космический Логос создаёт первообразы или идеальные образцы, по которым будут творить формы многочисленные строители Космоса, проявляя предначертанный им план и развивая своё сознание. Эти прототипы представляют собой первичные геометрические фигуры, лежащие в основе всех проявленных и объективных форм. Недаром Платон называл Творца и великим Геометром. Первообразы, как неизменные сущности объектов, существуют до них, затем они воспринимаются разумом существ, творящих объекты, а затем уже существуют в самих объектах в той мере, в которой соответствуют своей сущности.
Духовные зёрна называют также монадами. Различное понимание сущности монад породило дискуссии в новоевропейской философии, начало которой положили немецкие философы. Так Хр. Вольф под монадой понимал духовную искру или вечный первичный атом, а Лейбниц — атом индивидуализированный, то есть уже обладающий определённым содержанием. Моно — это и единица, но моно — это и монолит, неразделённое единство Атма-Буддхи, воплощение которого в материю означает последовательное одухотворение им различных форм жизни. При этом само зерно остаётся неизменным, меняются его излучения, которые зависят от роста сознания оживлённого им организма.
Только упадая в землю, то есть при погружении в плоть и плотный мир планет, зерно может дать свои плоды. Только поливаемый потом и кровью многих земных странствий восходит на небо упавший на землю дух, унося с собой собранное сокровище. Только многократно воплощаясь в плотной материи земли, космическое зерно превращается в Бога на небесах, обладающего сознанием в высших сферах Космоса, и в бессмертного Богочеловека на земле, сохраняющего непрерывность сознания в мирах тонких. «Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком… Можно облечься в новое одеяние, но зерно духа живёт в беспрерывности» (5).

2. Миллионы и миллионы лет монады одухотворяют различные космические формы, проявляя своё содержание и развивая сознание. Сперва они проявляются в примитивных формах стихийных духов, элементалов, представляющих собой души молекул, а также в клетках минералов, растений, животных. Затем они раскрывают своё содержание в дочеловеческих формах природы, здесь они развивают свои сознания, получая необходимые для этого тела.
Слово «сознание» употребляется сегодня в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова, сознание есть способность любой формы жизни воспринимать, анализировать и усваивать энергию среды, т. е. определённым способом реагировать на воздействия окружающего мира. Камни имеют сознание на уровне отражения, так как меняются под воздействием жары и холода, ветра и дождя. Растения более многообразно и индивидуально отвечают на тонкие воздействия окружения, учёные говорят здесь о сознании на уровне чувствительности. Животные способны не только чувствовать, но и осознавать свои чувствования на уровне примитивного предметного или ситуативного мышления. Человек отличается от животных способностью к абстрактному мышлению, отвлечённому от конкретных ситуаций и пространственно-временных ограничений. В узком смысле слова, сознание отождествляется с человеческим мышлением.
После проявления в минералах, растениях и животных монада получает возможность развития в телах человеческих. Для этого ей даётся манасическая энергия (манас — разум), которая будет развиваться в процессе уже человеческой эволюции до высшего сознания, превращая полуживотное существо в божественное. Духовное зерно, получая манасическую энергию, превращается в триаду Атма-Буддхи-Манас, которую иногда называют духовным ядром. Духовное зерно не развивается, как вечное духовное начало оно проявляется, является источником высших энергий и собирателем эволюционных накоплений человека в космическом цикле. Развивается в собственном смысле слова духовное ядро, а точнее, Манас, который погружает свой Луч в более плотные миры. Манасические энергии находятся в потенциальном состоянии во всех дочеловеческих царствах, но только в человеке они активны, потому говорят, что человек являет собой подобие Бога.
«В каждой физической клетке имеются зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остаётся неизменным и нерушимым в вечности. Ядро духа, или высшее Эго, в человеке растёт и изменяется в Беспредельности, при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров» (6).
Получая манасические энергии, монада приобретает самосознание, интуитивное сознание присутствия в себе духовного начала, устремления к нему и к своей духовной половине, ибо представляет собой мужскую или женскую половину единого зерна духа. Она содержит и божественные (врождённые) идеи, потенциальные представления об Истине, Добре и Красоте, постичь которые ей предстоит в многочисленных земных воплощениях. Платон писал, что душа никогда не могла бы воплотиться в форму человека, если бы не видела Истины, то есть не несла бы в себе потенциальные идеи, присущие Космическому Разуму.
Космос, и конкретно наша Солнечная система, включает в себя множество видимых и невидимых планет, не все видимые открыты современной наукой, а невидимые представляют собой либо планеты, уже утратившие плотную оболочку, либо находящиеся на стадии формирования. В разделе о космологии нами уже было сказано о сложном строении нашего Космоса и о том, что планеты не создаются Солнцем, их ядра притягиваются к нему по созвучию энергий, а затем облекаются телами, то есть планеты растут и развиваются под излучениями Солнца. Эволюция человечеств совершается на планетах, их триады различаются между собой сущностью манасических энергий, зависящих от состава (стихий и химизма) планет, на которых они будут развиваться. Планета, воздействием которой получено сознательное существование человека называют иногда его Путеводной Звездой. «Путеводная Звезда заключает в себе излучения зерна духа» (7).
Эволюция дочеловеческих царств совершается под руководством Богов Природы, руководителями человеческой эволюции являются Планетарные Духи, Высшие Души, достигшие определённой стадии развития и, в свою очередь, направляемые Космическими Иерархами, старшими Руководителями Космоса, Отцом и Матерью наших духовных зёрен-монад. Руководителями человечеств на планетах и на Земле являются те планетарные Духи, которые задают тем или иным духовным зёрнам свою манасическую энергию. Каждое духовное зерно получает ту изначальную манасическую энергию, которую заслуживает вследствие накоплений в дочеловеческих царствах, а человек на планете получает Руководителя согласно задачам эволюции и по созвучию энергий с ним. Отсюда и говорится, что каждый народ или человек рождается под определённой звездой или светилом, имея луч его Иерарха и созвучия с составом планеты, её стихиями и химизмом.
«Триады, рождённые под одной и той же планетою или, вернее, под излучением одного и того же Планетарного Духа или Дхиани-Будды, являются в своих последующих жизнях и новых рождениях душами-близнецами или душами-сёстрами на этой Земле» (8). «Источник зарождения уявлен в огненной искре, или монаде, лучом определённого Светила на слиянии со стихиями данного пространственного тела, скажем, Земли, под воздействием центрального Солнца нашей системы миров» (9).
Нам сказано, что каждый населённый мир имеет своего старшего Руководителя и младших. Старший Руководитель, наш Космический Иерарх или Логос, даёт планетам идеальные формы для развития их в более плотные формы, это развитие и совершается под руководством младших. «Старший Руководитель может перейти на новую планету и явить ей новый импульс, и снова перейти на другую и т. д. Яро приходится признать, что Старший Руководитель является многострадальным Иерархом нашей Солнечной системы» (10). В разделе «Космология» мы уже отмечали, что Владыки и Старшие Руководители Космоса — древнейшие Духи нашей Вселенной, они прошли бесчисленные существования на протяжении многих Солнечных Манвантар. В настоящий момент они пребывают на Земле, являясь наставниками земного человечества, это Великий Учитель Будда Майтрейя и Матерь Мира Урусвати.

3. В итоге, тремя аспектами духовного начала человека являются его высшие начала. Во-первых, Атма — духовная искра или несотворённый, нетленный и несоставной атом, существующий весь период жизни Вселенной. Во-вторых, Атма-Буддхи — духовное зерно или монада, содержащая потенциальные энергии, определяющие эволюционный путь монады в Космосе, заданные его Высшими Космическими Иерархами и Руководителями, Отцом и Матерью всех существ их мира. И наконец, Атма-Буддхи-Манас, духовное ядро или триада, воплощающийся на планетах дух, развивающий человеческое сознание, вид которого предопределён Высшим Разумом данной планеты. Кроме того, Планетарные Духи различаются не только качеством своих энергий, но и степенью своего развития, иначе как понять сказанное нам: «Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно, но оно менее всего принадлежит человеку. Он одарён щедро, ибо микрокосм является конденсатором психической энергии. Не следует называть собственностью дар, который прислан для познания Надземного» (11).
На вопрос, что в человеке создано Единым Богом-Творцом, мы отвечаем: монада или духовное зерно, которое содержит в своей основе вечный атом. Философы, говоря о духовном начале человека, обосновывали его присутствие наличием в человеке самосознания. В человеке всё меняется, растёт и стареет его тело, меняются его чувства, желания и мысли, но сохраняется носитель всех изменений, безмолвный наблюдатель, находящийся вне времени, вне сменяющих друг друга проявлений. Самосознание «Я есть Я» сопровождает все акты жизнедеятельности человека. Человек может подставить под сомнение все свои представления и знания. Закрыв глаза и уши, он лишается внешнего мира, на мгновение прервав поток своих мыслей, он лишается мира внутреннего, но он не может подставить под сомнение существование «Я», того, кто сомневается, кто является единым деятелем внутри него. Сокровенная глубинная сущность даётся человеку непосредственно. «Ты есть То», — говорили человеку мудрецы Востока, подразумевая под этим вечный дух, проявляющийся в мире форм. «Вы — боги», — утверждал Христос, имея в виду вечный, а значит всезнающий и всемогущий, источник жизни внутри каждого земного человека.
На определённой стадии развития человек постигает присутствие в себе вечного духовного начала, одновременно понимая, что все люди есть проявления Единого Духа, ибо, с одной стороны, они не могут без него существовать, с другой стороны, не может быть множество вечностей — Дух один и един. Разумно допустить и то, что Он лежит в основе всех форм мироздания, всё сущее в мере есть Его проявления, ибо Он есть единая созидающая Жизнь. Знание ума будет постепенно превращаться в духовное чувство, если во все дни наши мы будем хотя бы на мгновение вспоминать о том, какой Огонь горит над нами и внутри нас, какие Великие Космические Сущности породили нас и направляют наше существование. Если мы будем представлять далёкую Звезду над нашей головой, пронизывающую нас своим Лучом, повторяя при этом завещанную нам молитву: «Огонь, Огонь, сойди на горящее сердце моё, чтобы усилить его многократно!» Но делать это трудно, особенно когда божественный Огонь закрывают грозовые тучи.
Но тучи уходят, и тогда нас снова озаряет духовный Свет, великая Радость, которая есть Мудрость. Это — нежное прикосновение Матери, утешающее и вдохновляющее; восторг от того, что ты живёшь и будешь жить вечно, и все надежды непременно сбудутся. Это — чувство своей беспредельности, радостная устремлённость в будущее — самое лучшее всегда впереди, и ожидание лучшего прекраснее любого достижения в настоящем. Как отличается эта духовная устремлённость от нетерпеливого и страстного ожидания перемен среди однообразия и суетности обыденности, ибо она есть могучее прикосновение Отца, направляющее и ободряющее. Воистину сказано, что единственное наше утешение в потёмках земного бытия — это осознание Беспредельности мира и постоянного присутствия в себе Высшей Силы. «Но более чем когда-либо ясно, что без осознания духовного начала, люди не найдут новых путей» (12).
3. Человеческая эволюция. Индивидуальность и личность
1. Необходимость создания науки о человеке
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 253
Агни-Йога. Знаки Агни-Йоги. § 668
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 73
Агни-Йога. Надземное. § 553, § 871
Рерих Е.И. Письма. М. 2003. Т. 5. С. 314
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 82
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Ленинград. Т. 1. Ч. 3. С. 339
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 496
Рерих Е.И. М. 2009. Т. 9. С. 333
Агни-Йога. Надземное. Ч. 3. § 697
Рерих Е.И. Письма. М. 2007. Т. 7. С. 211