6. Философия и религия
1. Философия тесно связана с религией, потому нам необходимо рассмотреть сущность этой связи. Под религией мы в первую очередь будем понимать совокупность мировых религиозных систем, возникших в историческое время, начавшееся около третьего тысячелетия до нашей эры. Философия и религия едины по своему происхождению, основателями мировых религий и философских школ в древности были Мудрецы, достигшие истинного знания и призванные нести его человечеству. По-разному называли их люди: Великими Учителями, Спасителями, Пророками, Богами, но не всегда при этом сознавая, что все они составляют единое Духовное Братство. Ныне почти ушло в прошлое ложное мнение о том, что религия возникла среди первобытных народов, страх которых перед неведомыми силами Природы породил идеи о Божественных Существах, нуждающихся в определённых обрядах, чтобы их умилостивить.
Сравнительное изучение религий в XIX–XX веках, обнаружение в них сходства в главных чертах, а также возвышенную философию и этику, отвергли мысли о том, что религия могла возникнуть в умах дикарей. Да и сами первобытные народы стали рассматриваться не как начало современного человечества, а как его выродившиеся остатки. Кроме того, некоторые исследователи древних учений, следуя по пути, проложенному Е.П. Блаватской, приняли идею о том, что все религии и философии являются вариантами единой Божественной мудрости, сообщённой людям в детстве человечества. В то время на всей Земле был один язык, человечество имело единое знание, и было связано одной религией.
«У каждой страны были свои Спасители, ибо тот, кто рассеивает тьму невежества факелом науки, озаряя его светом Истину, заслуживает это имя как знак нашей благодарности… Такой человек пробуждает в наших оцепеневших душах способность отличать истинное от ложного, возжигая в них божественное пламя, до сих пор едва тлевшее» (35). Итак, единое знание было дано людям в те давние-предавние времена, о которых рассказывают мифы и легенды. Об этих временах знают Боги, они ходили по Земле и учили людей, но ныне мы забыли своих Учителей, отрицаем их существование и их учения. Река времени поглотила прошлое, но разве навсегда? Ничто не исчезает бесследно, всё сохраняется в памяти Вселенной, и наша бессмертная душа способна читать эти Космические Хроники.
Вспомним имена наших Спасителей, основателей мировых религий. В Индии основателями брахманизма, преобразовавшегося позднее в индуизм и кришнаизм, были поэты-мудрецы Риши, которые составили Священные Писания Индии, Веды, а также великий Аватар Кришна. Основателем буддизма являлся Гаутама Будда. Даосизм в Китае основал Лао-Цзы, зороастризм в Персии — Зороастр, иудейская религия берёт начало от Моисея, христианство — от Иисуса Христа, Ислам — от пророка Мухаммеда.

2. Все религии имеют Священные Писания, которые содержат как учения религиозных реформаторов, так и некоторые сведения об их жизнях. Однако, изучая их, мы не сможем получить ясного представления о содержании того или иного первоначально религиозного Откровения. Записи, сделанные Мудрецами, впоследствии претерпели изменения; те же, которые дошли до нас без значительных изменений, например, Веды, известны европейцам только частично, потому нам трудно судить о целом. Следует помнить и о том, что многие Учителя передавали знания устно, об их учении и деятельности мы судим только по записям, оставленным их учениками. Ученики Будды, как гласят предания, собрались после его смерти и записали то, что каждый из них запомнил. Эти записи и составили впоследствии священный буддийский канон, в котором нередко отдельные сутры начинаются словами «я так слышал», но не словами «так говорил Будда». О жизни и учении Христа мы судим по текстам Нового Завета, преимущественно по четырём Евангелиям. Есть и другие важные свидетельства, но они не включены в канонический свод текстов, отбор которых произошёл спустя столетия после жизни Христа.
Приведённые примеры говорят о том, что мы не должны отождествлять истинные слова Учителей с записями их последователей, допуская факт их искажения вследствие неверного понимания или неточного запоминания. К тому же, то или иное религиозное мировоззрение слагалось во времени. Но последователи, развивавшие данное Первоучителями Откровение, далеко не всегда отличались способностью проникать в истины, скрытые за словами, символами и аллегориями, составляющими религиозные тексты. Только путём сравнительного изучения философий и религий древности, нахождения единства в их внешне различных покровах, мы сможем за буквами писаний усмотреть истинную сущность религиозных учений.
В религиозных текстах мы не найдём и подробных жизнеописаний Мудрецов, часто лишь отдельные фрагменты их деятельности при сокрытии и точного периода их жизни. Потому трудно судить о характере исторической ситуации, которая во многом и определила конкретные задачи того или иного учения. Так исследователи жизни Иисуса Христа сокрушаются о том, что жизнедеятельность и даже имя его не упоминаются в заслуживающих доверия свидетельствах современников. Но через посланницу Учителей Е.П. Блаватскую нам было сказано, что Христос жил на столетие раньше, чем это признано, отсюда история первоначального христианства должна быть пересмотрена. Апостол Павел, живший в первом веке нашей эры, никак не мог быть непосредственным учеником Христа, а трижды отрёкшийся от Учителя апостол Петр не мог быть современником Павла, и его не могли казнить в Риме в то время. Когда историки примут истинный период жизни Христа, а возможно, обнаружение новых рукописей ранних христиан поможет им в этом, тогда многие тайны христианства будут раскрыты.
Жизнеописания Мудрецов имеют не только исторический, но и символический характер. Христос был распят на кресте телесно, но его бессмертная Душа в теле духовном продолжала жить в надземном мире. И каждый человек есть душа, распятая на кресте материи, каждый человек имеет свою Голгофу, то есть трудный путь восхождения от полуживотного человека до человека божественного. «Возьми свой крест и следуй за мной!» — не только своим учением, но и своей жизнью Христос утверждал существование божественной сущности внутри человека и необходимость её проявления в трудных земных воплощениях, ибо мы совершенствуемся только через страдания души и плоти. В книге «Эзотерическое христианство» А. Безант, ученица Е.П. Блаватской, подробно рассматривает вопросы, связанные с жизнью Христа, а также мифические и мистические аспекты христианства.

3. Философия и религия едины по своим целям. Они призваны дать знание о высших законах мироздания и надземных мирах Вселенной, сказать нам о смысле нашего пребывания на Земле и указать путь к совершенствованию, в конечном счёте, к соединению с Богом, духовной сущностью внутри нас. Слово «религия» и означает «связь» человека с Богом и людей друг с другом. Задачей всех религий являлось и объединение разрозненных племён в единый народ; вспомним Моисея, объединившего семитские племена в единый народ, или Мухаммеда, объединившего арабские племена. И христианство было призвано объединять европейские народы единой верой. Задачей же философии является объединение всего человечества единой культурой путём утверждения духовных основ жизни, необходимых для достижения гармонии между наукой, религией и искусством.
Все мировые религии и древние философии включали в себя единое в сути учение о Боге, Вселенной и Человеке. Истина одна, но каждый мировой Учитель раскрывал её отдельные аспекты в зависимости от исторического времени и характера народа, среди которого он осуществлял свою миссию. Так Кришна принёс свою весть народу Индии, устремлённому в небо и забывшему о важности земных жизней для совершенствования человека. «О, Арджуна, сражайся!» — не раз повторяет он своему ученику, рождённому воином, а значит призванному сражаться со злом во имя добра. Христос же принёс свой Завет народу, забывшему о небе и привязанному к земле заботами о телесных нуждах. Он говорил о том, чтобы не земные сокровища собирали мы, а сокровища небесные — истинную веру и знания. Много столетий минуло с тех пор, и мы видим, как выполнен этот Завет, а потому и близко время, о котором говорил Христос: карающий меч очистит Землю от нечестивцев, забывших своё божественное происхождение и предназначение.
Чтобы продвинуть сознание человечества, мировые религии обращаются ко всем людям, но люди разные по своему развитию. Отсюда все религии имели две части. Внешняя экзотерическая часть предназначалась для народных масс, здесь знание давалось по сознанию среднего человека в формах для него доступных — притчами и на жизненных примерах. Внутренняя эзотерическая часть адресовалась людям нравственно и интеллектуально развитым, часто ими являлись ближайшие ученики Мудреца. Эзотерическая часть религии и являлась философией, излагающей свои истины напрямую, не скрывая их завесой символов и аллегорий. Нередко спрашивают, что такое буддизм, высочайшая философия или религия? Но буддизм, а также конфуцианство, зороастризм и т. д. — это и религии, открывающие путь к нравственному совершенствованию всех людей, но это и философии, излагающие теоретические учения о мироздании избранным. В христианстве факт существования двух частей религии отмечен в Евангелии от Матфея: «Вам дано познать тайны Царствия Небесного, но тем — не дано… И потому говорю им притчами, ибо глядя, они не видят, и слушая, не слышат, и не понимают».
Все религии различны в своей внешней части, различны в той степени, в какой народы различаются своим развитием, а также традициями, психологией, языком. Но все религии схожи в своей внутренней части, ибо содержат одни и те же истины, независящие от времени и места. К настоящему времени религии искажены, утратилась их духовная сторона, внешняя форма принята за суть, а часть истины — за всю Истину. Каждая религия утверждает свои представления как единственно истинные, а все другие — ложные, что порождает религиозную нетерпимость и вражду, вместо объединяющего фактора религия превратилась в фактор разъединяющий.
Вина за кризисное состояние религий лежит прежде всего на её служителях, которые искажали истины или из-за собственного невежества, или даже из-за лишнего рвения проповедовать их всем, не учитывая степень развития людей. Искажение религий было на руку властителям, которые вместе с корыстным и властолюбивым духовенством укрепляли своё господство над людьми. «Осознание ответственности за дух и религию поставлено человечеством на последнее место. Существующие законы и храмы не заботятся о тех миллионах искалеченных духом. Ведь связующее явление религии не утвердилось на планете. Та священная мощь Земли вместо того, чтобы возносить, превращена человечеством в ту явленную разъединённость, которая есть меч рассекающий. И жрецы, и брамины, и священнослужители — все искажали космическое назначение… Так устремимся к великой ответственности за дух и религию. Сколько нужно очистить в Учениях Мира!» (36).
Религиозная нетерпимость может быть преодолена только путём очищения всех религий от субъективных внешних элементов и обнаружения за вековыми напластованиями изначального Учения. При этом человеку не нужно отказываться от своей религии, необходимо более глубоко проникнуть в сущность собственной веры, овладеть её духовными истинами и с более широким кругозором подойти к другим религиозным направлениям. Нужно не вмешиваться в споры о религиях, но расширять наше сознание путём ознакомления со всеми верованиями. В школах пора изучать историю мировых религий, знакомить учеников с жизнью и учениями их Основателей, а не вновь насаждать слепую веру и нетерпимость к инакомыслию.

4. И в философии, и в религии мы находим три части, обращённые к трём аспектам человеческого сознания: разуму, воле и чувству. Теоретическая часть — система основных положений, утверждающих определённое учение о мироздании, обращена к разумному принципу человеческой души, её усвоение способствует развитию высшего разума. Эта часть трудно постигается многими людьми и во многом относится к эзотерической стороне религии. Практическая часть включает в себя систему моральных норм и правил поведения, учение о том, как следует праведно жить, чтобы двигаться вперёд в эволюции. Она обращена к волевому началу в человеке, выполнение данных заповедей способствует развитию доброй воли и добродетелей, нравственных качеств человека.
И религия, и философия содержат этику, учение о нравственном совершенствовании человека. Все мировые религии содержат сходные моральные нормы, нравственные заповеди составляют главную часть их экзотерической стороны. В отличие от религии философская этика тесно связана с теологией, учением о Боге и Человеке. Она рассматривает вопросы о сущности и происхождении добра и зла, и не просто утверждает необходимость выполнения заповедей, но объясняет, почему нельзя совершать те или иные поступки, к каким последствиям приведёт попрание космических законов в силу невежества и слабоволия.
Важным элементом любой религии является культ — система ритуалов и таинств, направленных на развитие высших чувств человека, которые способны за видимым миром физических форм ощущать присутствие невидимых духовных энергий. Многие таинства христианской церкви имеют своим источником древние Мистерии, но их глубокий смысл ныне утрачен. Культ тесно связан с культурой, а именно с духовным искусством; внутренняя и внешняя красота храмов, где совершаются религиозные ритуалы, духовные песнопения и вдохновенные молитвы создают торжественное настроение, чувство прекрасного возвышает душу человека и устремляет её к Богу. «Сейчас ввиду наступления нового космического цикла посылаются человечеству Откровения Надземные, и человечество, забыв красоту древних Мистерий, еще не умеет найти подобающую обстановку для создания соответственного настроения и принятия надземных Знаков. В прошлом желание красоты создало ритуалы, которые давно уже выродились в утомительные и никому не понятные действия из-за утраты осознания внутреннего значения их» (37).

5. Многие, обсуждая религиозные вопросы, обычно веру связывают только с религией, а знание с наукой. При этом, однако, забывают, что человек в своей жизни многое принимает на веру, необоснованную ни логикой рассудка, ни обычным здравым смыслом; и вся проблема нашей жизни состоит в том, во что мы верим и как мы верим. В культуре веру отождествляют с интуицией, и ни одна книга, посвящённая творчеству великих учёных или деятелей искусства, не обходится без упоминания об их интуитивных озарениях, хотя при этом почти никогда не обсуждаются вопросы об их сущности и происхождении.
Религиозная вера всегда соотносится с верой в Бога и в бессмертие Души, но следует отличать слепую веру от веры истинной, хотя эти определения и не совсем удачные. «Слепая» вера состоит в том, что человек исправно ходит в церковь, исполняет все обряды, при этом не понимает смысла своих действий. Он не осознаёт, кому и зачем он молится, его сердце ничего не чувствует, молитва не согревает его. Истинная вера — это знания о Боге и Душе человека, о божественных Началах и Законах мироздания. Это и духовное чувство, непосредственное ощущение присутствия Бога, то есть бессмертной души внутри человека, а отсюда чувство великой радости, оживляющей его сердце. Вера — это и безграничное доверие, и любовь к нашему Небесному Отцу, Единому Учителю человечества.
Истинная вера — это знание сердца, проявление чувствознания, способности человека непосредственно постигать Истину, не опираясь на данные органов чувств и мышление. Развитое чувствознание есть Мудрость, ею в полной мере обладают Учителя человечества, а отчасти и каждый человек, устремляющийся к вершинам эволюции. И недаром говорится, что Бог скрывается от ума человека, но он открывается сердцу его, так что, когда говорят «Я не верю в Бога» — это всё равно, как если бы сказали «Я не люблю». И голос мрака ему ответит: «Ты умрёшь, ибо сердце твоё отвергло жизнь».
Будущая возрождённая вселенская религия снова будет едина с философией, которая даст удовлетворительные для разума ответы на все проблемы жизни, покажет единство мироздания, скрывающееся за его разнообразием. Религия будет научной, а наука, в свою очередь, станет религиозной, то есть обе они будут исследовать законы человеческой эволюции, научат человека пользоваться своими скрытыми силами и таким образом изучать огненную природу вещей. Религия станет источником вдохновения для искусства, которое в новых творениях выразит красоту божественных форм Природы и взлёта человеческого духа в Истории.
7. Философия и миф
5. Сущность историко-философского процесса
Блаватская Е.П. Новый цикл. М. Сфера. 2001. С. 216
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 216
Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М. 2008. С. 323