7. Космос, его Зародители и Старшие Руководители

1. Будущие науки о Космосе будут давать ответы на вопросы: что есть Космос, как он устроен, как возникает и ради чего существует. Философская космология, рассматривая всеобщие начала и законы мироздания, призвана направлять исследования учёных. Философия вечные проблемы рассматривает с точки зрения времени, а науки частные проблемы должны рассматривать с точки зрения вечности. Философское учение о Космосе отличается от представлений современной науки тремя важными аспектами. Подводя итоги всему сказанному выше, мы ещё раз их отметим.
Во-первых, учёные пока не принимают идею о единстве мироздания, о существовании единой Огненной Субстанции как основы и потенциала всего сущего. «Так, каждое тело, каждое светило, каждая Солнечная система имеет свою собственную атмосферу со всеми лишь ей принадлежащими свойствами, и напряжение этой атмосферы и степень её развития и утончения или усовершенствования будут разниться от атмосфер, окутывающих прочие тела или системы, но Космический субстратум этих дифференциаций будет един на протяжении беспредельного пространства. Так же, как и монада, будет ли она заключена в минерале, растении, животном или человеке, едина в сущности своей. Следует очень вдуматься в понятие Основного Единства Космоса» (23).
Во-вторых, учёные пока ещё очень робко говорят о невидимой «тёмной» материи, лежащей за пределами видимого мира. Теософия же утверждает наличие невидимых миров, она учит о существовании семи сфер Вселенной от физических плотных через тонко-огненные и до высших божественных, которые пронизывают друг друга. Все планеты нашего Космоса отделены друг от друга только в сферах плотных и тонких, но объединены в сферах огненных.
Не только учёные, но и многие люди отрицают ныне существование невидимых миров, а с тем и непрерывность своей жизни, земные пребывания завершаются посмертными, и где же они будут протекать, как не в мирах невидимых!? «Во всех тысячелетиях многие яростно призывали к простому земному существованию. Не только атеисты, но и теисты оказывались в одном стане, отрицая Мир Тонкий и Высший. Невозможно представить, почему такие противники сходились в одном отрицании начал жизни! Кроме невежества действовал и страх. Люди не решались взглянуть на самое прекрасное… Мы говорим о Надземном, ибо человечество нуждается в осознании его. Мы хотим, чтобы Надземное познавалось путём научным, путём исследований и наблюдений. Для таких достижений человек должен углубить сознание и возвысить мысль» (24).
Третье, и наиболее значимое, отличие состоит в том, что до сих пор большинство учёных полагает, что организация материи в формы происходит сама собой, они отрицают творящие Разумы Вселенной. Но Огненная Субстанция, явленная на проявленном плане в миллионах и миллионах форм, не может быть сознательной, только то, что заключено в форму и ограничено материей сознаёт себя на данном плане существования. Формы и создаются творящими силами Космоса, чтобы выявить в них потенциалы своих духовных монад. Повторим, что иерархия величайших вселенских Разумов планирует будущий цикл жизни своих миров – вселенских, космических и солнечных. В этом плане каждой монаде отводится надлежащее место, которое фиксируется в первой оболочке духовного атома, превращая его в духовное зерно. Атма-буддхические монады – это индивидуализированные изначальные искры Всеначальной Энергии, для каждого мира они уникальны, поскольку порождаются Логосами этих миров. Недаром древние философы называли Логоса сеятелем семян, которые дадут всходы в его мирах. Космические монады создаются на весь период существования Космоса, как и прототипы всех вещей в объективном мире, они существуют на протяжении всей Манвантары.

2. Закон единства мироздания проявляется и в том, что каждый космический мир имеет Высшее Духовное Существо, стоящее во главе иерархии созидающих разумов разной степени развития и принимающее ответственность за свой мир на весь цикл Манвантары. Христианство утвердило идею о существовании Единого Бога-Творца и Отца нашего мира, назвав его именем Христос. Теперь нам дано Учение, расширяющее наше представление о мире, в котором мы живём. От маленькой планеты наше сознание расширилось до космических просторов, и домом мы считаем теперь не только нашу Солнечную Систему, но и наш Космос, систему миров в галактике Млечный Путь. Наш космический Отец раскрыл нам тайну о своём происхождении и эволюции, тайну о Матери Мира, его духовной Половине и Сподвижнице, роль которой в создании Космоса не менее велика, чем роль её божественного Супруга.
Высшие Иерархи нашего Космоса, являются создателями и руководителями его жизни на протяжении Космической Манвантары. Как уже было сказано, она включила в себя четыре Солнечных Манвантары, четыре Солнечных мира, названных по имени их центральных Солнц – Сириус, Уран, Сатурн и наше настоящее Солнце. Высшие принципы Основного Солнца, объединявшего все эти последовательно сменявшие друг друга Солнечные Системы, являются высшими принципами наших Космических Логосов. Они – Зародители духовных зёрен нашего Космоса, которые проявлялись и будут проявляться в их солнечных и планетных мирах.
Всё человечество нашего Космоса, жившее до нас и будущее жить после нас на разных планетах и в их разных сферах, являются детьми одного Отца и одной Матери. Но это справедливо только по отношению к единству наших монад, ибо человечество разнится по сути своих триад Атма-Буддхи-Манас. Эти триады зависят от сущности и химизма планет, на которых они будут воплощаться для развития своего сознания и направлять их эволюцию будут уже Планетарные Духи. Мы будем говорить о единстве и различии человечества по их высшим принципам далее, но уже сейчас отметим, что согласно закону проявления все триады можно разделить на три больших класса, а затем и на семь различных видов.
Владыки нашего Космоса, древнейшие Духи Вселенной, прошедшие бесчисленные существования на протяжении многих циклов, являются не только Зародителями наших монад, но и Старшими Руководителями нашего мира. «Каждый населённый Мир имеет своего старшего Руководителя и младших. Но Старший Руководитель не всегда уявляется зародителем планеты. Но ярый Старший Руководитель даёт свою напряжённую вибрацию и строит каждую идеальную форму и вид на ярое им тут развитие. Но дальнейшее развитие тонкой оболочки в уплотнённую слагается с помощью младших руководителей, которые следят за правильным сочетанием их и страстным развитием их… Старший Руководитель может перейти на новую планету и явить ей новый импульс, и снова перейти на другую и т.д. Яро приходится признать, что Старший Руководитель является многострадальным Иерархом нашей Солнечной системы» (25). Иерархия разумных Существ, которые являются непосредственными исполнителями намеченных Космическим Логосом планов, сложна. Одни из них являются учителями и наставниками новых человечеств. Другие принимают участие в формировании новых планетных миров, трудятся над усложнением свойств материи и созидают из этих материалов формы для минерального, растительного и человеческого царств. Третьи управляют стихиями и исполняют кармические предначертания.
Во время Манвантары настоящего Солнца Высшие Иерархи нашего Космоса появились и на нашей Земле и явились Наставниками и Учителями человечества как в земных ремёслах, земледелии и зодчестве, так и в науках, искусстве и философии. Они непрестанно воплощались в разных обликах среди всех народов Земли и носили разные имена, но ныне мы называем их именами Владыка Майтрейя и Матерь Урусвати. Владыка Майтрейя является единым источником знания на Земле, Учителем всех учителей, мифы древних народов и исторические анналы запечатлели его деятельность как царя, жреца, философа и учёного. Он – Озирис, его знание было рассеяно по всему свету, а Изида-Урусвати ныне собрала его в единство.
Все последователи Учения Жизни знают, что знание человечество получает из одного источника, Иерархии Света, во главе которой стоят Великий Учитель (Ману) и Великая Матерь Мира (Тара). Они многократно воплощались на земле, то есть в плотном мире нашей планеты, а сейчас находятся в её тонких сферах. В труднейший период преобразования Земли и всего Космоса наши небесные Родители дали человечеству кульминационное Учение, синтезирующее всё, данное миру ранее. Но, наверное, пройдут многие века, прежде чем мы в полной мере сможем вместить знание о том, какие величайшие Космические Боги ходили по нашей маленькой Земле, какие величайшие Духи помогают эволюции нашей планеты, какое Великое Сердце бьется в данном нам Учении!
Итак, «Космический Разум – прежде всего Разум Основного Атома Основного солнца. Ярый Атом этот проходит страстную эволюцию в последующих Манвантарах и сохраняется в ядре солнечного Атома. Ярый уявляется и первым человеческим Атомом. Помните выражение в древних учениях – «Ветхий Деньми»! Ярый явлен Владыкою и нашего настоящего Солнца, и Солнечной системы, и… Нет Бога, кроме Богочеловека или Монады, прошедшего весь путь воплощений и уявившего раскрытие и развитие всех заложенных в его Существе принципов до совершенства, положенного на эту Манвантару и дальше… Совершенное Сердце – Сердце Высшего Иерарха, или Солнечного Владыки нашей системы миров. Космический Разум – не коллектив, но Разум Космического Иерарха, который хранит своё солнечное ядро, свою Солнечную Монаду» (26).
Давно нам было сказано: «В доме Отца моего обителей много!» И мы теперь знаем, что Великий Владыка является Отцом более обширной системы звёздных миров, одновременно сосуществующих с нами и объединённых Основным Центральным Солнцем созвездия Геркулес. Недаром в «Тайной Доктрине» говорится о сокровенной связи нашего Солнца с Сириусом, а также с созвездиями Ориона, Плеяд, Большой Медведицы. «Если бы люди могли осознать, что История человечества записана в звёздных рунах! Великие Облики, вернее, Величайшие, связаны с Созвездиями и Солнцами, Их история есть история этих Светил» (27).

3. Выше в общем и кратко мы ответили на вопросы: «Что есть Космос?», «Как он возник?», «Из чего состоит и как устроен?» Конкретное и подробное изучение нашего мира будет делом будущих наук. Остался один вопрос, на который следует дать ответ: какова цель существования Космоса? Мы уже говорили о том, что задавать вопрос «Почему вообще существует Бытие?», не философски. Смысл существования всего сущего в том, чтобы жить, желание жизни заложено в духовном Огне, которой стремиться к проявлению, но жить – это познавать, любить, творить. Жить – это восходить, а не ходить одними и теми же дорогами по кругу, жить – это знать больше, сильнее любить, создавать всё более прекрасные творения. Высочайшие Боги, наши космические Родители, создают свой мир, чтобы познать себя, чтобы выразить себя в своих творениях. Они сперва пишут сценарий своей жизни, а затем, как актёры, исполняют его. Радуясь и скорбя в своих земных воплощениях, они восходят в каждом новом цикле к новым вершинам. Они желают выразить себя и в своих детях, создают потомство, чтобы вести его за собой и передать ему своё знание, чтобы вырастить своих заместителей и помощников в созданных ими мирах, когда сами они уйдут в миры высшие.
Закон эволюции – высший закон мироздания, всё восходит от низшего к высшему, дочеловеческие царства – элементалы, минералы, растения и животные – стремятся стать человеком, а человек восходит до Богов. Нам сказано, что каждая форма жизни есть лаборатория, в которой творится высочайшая тайна мироздания – рост и развитие сознания. Эволюция есть процесс развития сознания путём проявления духовного начала в различных формах и телах. Более развитые существа получают, а затем и сами создают, более совершенные тела, менее развитые – более примитивные формы.
Научная концепция эволюции возникла в XIX веке, но до сих пор учёные больше говорят о совершенствовании внешних форм, чем о развитии их внутреннего сознания или души. Ничего не знает наука и об индивидуальной эволюции человека путём его многократных воплощений на земле. Отрицая невидимые миры, учёные не признают существование как элементальных форм жизни, находящихся на нисходящей ветви эволюции, так и Богов, по степени развития своего сознания превосходящих человека и стоящих на восходящей ветви эволюции. Но самое главное – наука ничего не ведает о существовании Духа, источника и движущей силы эволюции всех форм жизни.
Закон эволюции, с одной стороны, связан с законом всеединства: все формы жизни едины в сути своей, ибо содержат в себе единое духовное Начало, с другой стороны, он связан с законом иерархии: все формы жизни различаются между собой по степени развития своего сознания. «Да, всё от Единого Духа, всё от Одного Огня, но какое неучислимое многообразие в свойствах и накоплениях монад! Какие неизмеримые пропасти между сознаниями, несмотря на то, что миллионы лет проливается непрерывный поток наставлений и Озарений, уявленный Учителями человечества, чтобы заполнить эти бездны!» (28).
Закон иерархии особенно важен применительно к человеческой эволюции, мы подробнее рассмотрим его, как, собственно, и все другие космически законы, в учении о человеке, здесь же отметим его важный аспект. Низшее развивается только устремляясь к высшему, только признавая, познавая и развивая в себе высшую волю, высший разум и любовь, только почитая Высшие Души, помогающие человечеству в его развитии. Отрицая высшие начала, разрывая связь с ними, человек деградирует. Высшее, наоборот, развивается путем нисхождения вниз, в конечном счёте, жертвуя собой, отдавая свои энергии и знания идущим следом. Закон жертвы является вселенским законом, всё живет всем, всё жертвует чем-либо во имя других жизней. Но несоизмеримо велика жертва наших Великих Наставников и Учителей, которые ради спасения человечества остановили своё продвижение вверх, радость существования в высших сферах сменили на страдания жизни в полуживотных телах и в тисках земной жизни. А наше «благодарное» человечество в массе своей не знает, кому и чем оно обязано своим продвижением в эволюции и спасением своих душ от смерти.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНОЙ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
6. Вселенная и её миры
1. Необходимость создания науки о человеке
Рерих Е.И. Письма. М. 2001. Т. 3. С. 36
Агни-Йога. Надземное. § 203, § 592
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 333
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 493
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 17
Рерих Е.И. Письма. М. 2007. Т. 7. С. 254