3. Человеческая эволюция. Индивидуальность и личность

1. Человек есть триединство духа, души и тела. Ранее мы рассмотрели духовное начало в человеке, которое не развивается, но выявляет своё потенциальное содержание в различных формах. Дух – это не только источник божественной энергии, но и основа, которая объединяет все его проявления в целое.
Духовное начало в человеке существует в двух аспектах: как атом-атма, представляющая собой искру Огня, всеначальной энергии Вселенной, и как духовное зерно, индивидуализированный атом, огненная монада, зарождённая Отцом и Матерью нашего Космоса. И когда нам говорят, что, с одной стороны, атма является нитью, на которую нанизываются все наши лучшие накопления, а с другой стороны, что зерно духа одно, и оно хранит весь опыт своих многочисленных воплощений в различных личностях (13), то противоречия здесь нет. Атма – начало, существующее весь огромный период жизни Вселенной, а духовное зерно существует в течение определённого цикла, Космической Манвантары, включающей в себя семь последовательно становящихся Солнечных Миров.
Эволюция всех существ Космоса – это раскрытие содержания их духовных зёрен и развитие сознания путём построения необходимых для этого оболочек или тел. Собственно, в случае человека развитию подлежит его триада Атма-Буддхи-Манас, духовное ядро, которое воплощается в материю низших сфер Космоса и на основе которого формируется сознание человека. Согласно теософической традиции духовные начала человека называют его высшими принципами, их связывают с высшим сознанием человека. Атма – седьмой принцип; Буддхи – шестой принцип, носитель чувствознания или интуиции; Манас – принцип пятый, носитель разума. Именно Манас делает человека человеком, наделённым самосознанием и свободной волей. Именно он изменяется, растёт и совершенствуется, при воплощении в земную материю. Только по мере развития Манаса начинает проявляться в человеке Буддхи – Мудрость.
Душа или сознание человека представляет собой триединство воли, чувства и мышления, триединство означает неразрывную связь этих начал. Отдельно друг от друга они могут рассматриваться лишь в процессе их анализа. Душа и все её проявления – желания, чувства и мысли – материальны, но не вещественны, состоят из различных по плотности энергий. В человеке помимо двух аспектов духа, существуют также два аспекта души. Ещё Платон писал о наличии «двух душ в человеке»: высшей божественной души Пневмы и низшей земной души псюхе. К тому же, античные философы, такие, к примеру, как Гераклит и Демокрит, утверждали, что божественная душа человека огненна, она состоит из огня или огненных атомов, а низшая – водная, состоит из более плотных атомов. Психология изучает проявления земной души, философия, а если конкретнее пневматология, – проявления души божественной. «Основы пневматологии» – так назвал свою работу Владимир Шмаков, в которой подробно описал высшие и низшие проявления человеческого сознания (14).
В процессе человеческой эволюции потенциальный Манас превращается в Высшее Эго человека, носителя Пневмы, а затем и в Божественную Индивидуальность, Бога на небесах, обладающего сознанием в Огненном Мире Космоса. Развитие Индивидуальности совершается путём создания низшего Я или Эго, личности, носителя псюхе, которая, в свою очередь, воплощается в земное тело человека, при этом Эго или Я означает самосознающее существо. В духовном зерне заложены те основные энергии, которые будут определять основной путь развития Индивидуальности, а также планету, где конкретно будет проходить эволюция её сознания, и, соответственно, определять её Руководителя. В духовном ядре заложены энергии, которые будут определять основной характер Индивидуальности и качества порождаемых ею личностей в цикле её воплощений на той или иной планете. По мере своего усовершенствования Индивидуальность будет воплощаться на более высоких по своему развитию планетах, которые дадут ей новые энергии и новые условия для дальнейшей эволюции. Таким образом, «незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. Нелегка эта пряжа!» (15).

2. Итак, в процессе эволюции человека развивается его сознание или душа. От «младенческой» души, результата развития сознания в дочеловеческих царствах, она восходит до венца развития человека на планете – Индивидуальности, бессмертного существа, Мыслителя, носителя высшего разума или Манаса, одухотворённого светом Буддхи. Это – обитатель Огненного Мира, одетый в сияющие одежды, недаром платоники называли его Аугоэйдосом – лучезарным. И нам сказано, что «человек есть микрокосм макрокосма: Бог на Земле создан по образу Бога в Природе. Но Вселенское Сознание истинного Эго в миллионы раз превосходит самосознание личного или ложного эго. Мозг и нервная система земного человека могут воспринимать лишь небольшую часть из обширного рода вибраций, которые производятся Мыслителем в его собственной сфере. Исключительно восприимчивый к подобным вибрациям мозг принадлежит гению, исключительно невосприимчивый – идиоту» (16).
Человеческая эволюция есть прежде всего эволюция Мыслителя или Высшего Эго, означающая развитие высшего сознания человека, связанного с ростом манасического тела. Этот рост чрезвычайно медленен, ибо обусловлен только высокоинтеллектуальными или высоконравственными накоплениями, которые отлагаются в Высшем Эго после завершения его воплощения в земное тело. Оно является хранителем Книги Жизни, в которую записываются страницы лучших земных проявлений. Поскольку манасическое тело собирает внутри себя результаты всего пережитого в прошлом опыта, которые затем действуют как причины, созидающие будущие жизни, в теософии оно названо и телом причинным.
Как уже было отмечено, развитие Индивидуальности происходит путём порождения многих личностей. Она подобна дереву, которое периодически выбрасывает из себя отпадающие со временем листья – личности. Каждая новая личность – дитя предшествующей и отец будущей личности, новой роли для бессмертного актёра. Однако и личность подлежит развитию. От примитивного полуживотного существа она развивается до Богочеловека, наделённого мудростью и достигшего бессмертия, сознательного существования в посмертном, Тонком Мире Космоса, то есть, умерев в физическом мире, человек продолжает сознательную жизнь в теле тонком. Личность или душа (псюхе) остаётся смертной, пока не завоюет себе бессмертие путём многих воплощений в физическое тело, путём развития в себе высшего сознания и необходимых для этого оболочек, путём устремления к Богу внутри себя и соединения со своей бессмертной Индивидуальностью. Для личного эго нет бессмертия, если оно не сливается с Божественным Эго. «Тайна бессмертия на Земле – дар, позволяющий одной и той же высокой личности переходить из одного изжитого тела в другое» (17).
Мы теперь можем заключить, что бессмертие всех людей, утверждаемое церковным христианством на протяжении многих веков, явило собой факт искажения истины о подлинном бессмертии. Все люди обладают вечным духом, все обладают непрерывностью жизни, но далеко не все обладают развитым сознанием, не все обладают развитыми оболочками, необходимыми для сознательного существования в Тонком Мире. Число людей, которые сохраняют сознание хотя бы в средних слоях Тонкого Мира, невелико, многие там спят или влачат полусознательное существование. «Никогда не прекращающееся сознание и есть бессмертие духа, но такое состояние зарабатывается упорным трудом утончения наших центров и дарований. Потому бессмертники вовсе на так многочисленны, как мы это думаем. Право на такое наследство мы носим в себе, но не всегда умеем воспользоваться им и даже позволяем себе растрачивать его, и тогда нам остаётся уход в «Тишину молчания» (18).
Таким образом, в ходе эволюции человека совершается как процесс превращения духовной Триады в божественную Индивидуальность путём её нисхождения вниз, воплощения в земную личность, так и процесс развития личности путём её восхождения вверх, соединения с Высшим Эго. Задачей эволюционного развития человека является создание божественной Индивидуальности, «Бога на Небесах», и божественной Личности, Богочеловека на земле. Доктрина духовной и психической эволюции никогда не была достоянием широких масс людей, её раскрывали только во время мистерий, потому до сих пор большинство людей ничего не знают о задачах и законах человеческой жизни, не понимают, ради чего претерпевают на земле трудности и страдания. Верующие стремятся к достижению бессмертия, но при этом некоторые из них до сих пор буквально воспринимают утверждённую в христианстве идею «воскрешения во плоти» как воскресение в вечную жизнь в том физическом теле, в котором они пребывают в данный момент на земле. Те же, кто принимает идею бессмертия человеческой души, затрудняются сказать, что, собственно, означает её бессмертие.
Религия, йога, теургия говорили в древности о путях соединения человека с Богом, понимая под этим процесс соединения личности со своим Божественным Эго, однако сущность этого процесса широко не разглашалась. Теперь необходимо утвердить, что задачей человеческой эволюции является и построение Личности, способной всё более полно вмещать сознание своей Божественной Сущности и не умирающей после снятия физического тела. Необходимо особо отметить важную роль земных воплощений в развитии человека, а потому нельзя недооценивать значение его личности. «Крайнее заблуждение – стараться нивелировать личное Я, не поняв его ответственной и важной роли для формирования истинной Индивидуальности… Ведь наше личное Я является главным, единственным рычагом для проявления наших накоплений и собирания новых богатств путём расширения сознания личного Я… Не следует опасаться развития и даже несколько утрированного осознания своего Я, лишь бы оно сохранило сознательность при всех поступках. С сознательностью придёт ответственность, а понимание ответственности есть уже обуздание самости, или тёмной стороны личного Я» (19).
Следует снова подчеркнуть, что под личностью понимается не физическое тело человека, с помощью которого он действует и приобретает жизненный опыт в физическом мире, но прежде всего его душа, которая этот опыт осмысливает и накапливает. К тому же, говоря о воплощении Индивидуальности в земного человека мы не имеем в виду то, что она в него входит, последнее невозможно в силу разности энергий, она только осеняет его своим Божественным Лучом. Личность завоёвывает себе бессмертие, поднимаясь к высшему, совершенствуя свои оболочки так, чтобы они смогли вместить Божественный Луч со всем его накопленным знанием. Луч Высшего Эго не только связывает его с личностью, но и является той божественной энергией, которая определяет бессмертие последней, объединяя её элементы в неразрушимое целое. Если личность соединяется с Богом внутри себя, человек становится Адептом, высшей ступенью развития которого является достижения состояния Будды или Христа.
Можно заключить, что никогда не прекращающееся сознание и есть бессмертие духа. Все люди вечны в сути своей и их духовные зёрна обладают всеведением, однако достижение бессмертия, высшей ступени развития сознания и сохранения его непрерывности во всех Тонких и Огненных сферах Космоса есть труднейшая цель, ради которой монада совершает свой эволюционный цикл. Бессмертие «завоёвывается великими трудами и вовсе не принадлежит нам по праву рождения» (20).
4. Философия и психология о сознании человека
2. Высшие начала человека
Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М. 2008. С. 346
Шмаков Вл. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления Духа. Киев. 1994
Агни-Йога. Надземное. § 553
Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М. 1998. С. 160
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. Ч. 1. С. 403
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 79
Рерих Е.И. Письма. М. 2007. Т. 7. С. 380
Рерих Е.И. Письма. М. 2008. Т. 8. С. 385