1. Человек есть триединство духа, души и тела. Ранее мы рассмотрели духовное начало в человеке, которое не развивается, но выявляет своё потенциальное содержание в различных формах. Дух — это не только источник божественной энергии, но и основа, которая объединяет все его проявления в целое.
Духовное начало в человеке существует в двух аспектах: как атом-атма, представляющая собой искру Огня, всеначальной энергии Вселенной, и как духовное зерно, индивидуализированный атом, огненная монада, зарождённая Отцом и Матерью нашего Космоса. И когда нам говорят, что, с одной стороны, атма является нитью, на которую нанизываются все наши лучшие накопления, а с другой стороны, что зерно духа одно, и оно хранит весь опыт своих многочисленных воплощений в различных личностях
(13), то противоречия здесь нет. Атма — начало, существующее весь огромный период жизни Вселенной, а духовное зерно существует в течение определённого цикла, Космической Манвантары, включающей в себя семь последовательно становящихся Солнечных Миров.
Эволюция всех существ Космоса — это раскрытие содержания их духовных зёрен и развитие сознания путём построения необходимых для этого оболочек или тел. Собственно, в случае человека развитию подлежит его триада Атма-Буддхи-Манас, духовное ядро, которое воплощается в материю низших сфер Космоса и на основе которого формируется сознание человека. Согласно теософической традиции духовные начала человека называют его высшими принципами, их связывают с высшим сознанием человека. Атма — седьмой принцип; Буддхи — шестой принцип, носитель чувствознания или интуиции; Манас — принцип пятый, носитель разума. Именно Манас делает человека человеком, наделённым самосознанием и свободной волей. Именно он изменяется, растёт и совершенствуется, при воплощении в земную материю. Только по мере развития Манаса начинает проявляться в человеке Буддхи — Мудрость.
Душа или сознание человека представляет собой триединство воли, чувства и мышления, триединство означает неразрывную связь этих начал. Отдельно друг от друга они могут рассматриваться лишь в процессе их анализа. Душа и все её проявления — желания, чувства и мысли — материальны, но не вещественны, состоят из различных по плотности энергий. В человеке помимо двух аспектов духа, существуют также два аспекта души. Ещё Платон писал о наличии «двух душ в человеке»: высшей божественной души Пневмы и низшей земной души псюхе. К тому же, античные философы, такие, к примеру, как Гераклит и Демокрит, утверждали, что божественная душа человека огненна, она состоит из огня или огненных атомов, а низшая — водная, состоит из более плотных атомов. Психология изучает проявления земной души, философия, а если конкретнее пневматология, — проявления души божественной. «Основы пневматологии» — так назвал свою работу Владимир Шмаков, в которой подробно описал высшие и низшие проявления человеческого сознания
(14).
В процессе человеческой эволюции потенциальный Манас превращается в Высшее Эго человека, носителя Пневмы, а затем и в Божественную Индивидуальность, Бога на небесах, обладающего сознанием в Огненном Мире Космоса. Развитие Индивидуальности совершается путём создания низшего Я или Эго, личности, носителя псюхе, которая, в свою очередь, воплощается в земное тело человека, при этом Эго или Я означает самосознающее существо. В духовном зерне заложены те основные энергии, которые будут определять основной путь развития Индивидуальности, а также планету, где конкретно будет проходить эволюция её сознания, и, соответственно, определять её Руководителя. В духовном ядре заложены энергии, которые будут определять основной характер Индивидуальности и качества порождаемых ею личностей в цикле её воплощений на той или иной планете. По мере своего усовершенствования Индивидуальность будет воплощаться на более высоких по своему развитию планетах, которые дадут ей новые энергии и новые условия для дальнейшей эволюции. Таким образом, «незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. Нелегка эта пряжа!»
(15).
2. Итак, в процессе эволюции человека развивается его сознание или душа. От «младенческой» души, результата развития сознания в дочеловеческих царствах, она восходит до венца развития человека на планете — Индивидуальности, бессмертного существа, Мыслителя, носителя высшего разума или Манаса, одухотворённого светом Буддхи. Это — обитатель Огненного Мира, одетый в сияющие одежды, недаром платоники называли его Аугоэйдосом — лучезарным. И нам сказано, что «человек есть микрокосм макрокосма: Бог на Земле создан по образу Бога в Природе. Но Вселенское Сознание истинного Эго в миллионы раз превосходит самосознание личного или ложного эго. Мозг и нервная система земного человека могут воспринимать лишь небольшую часть из обширного рода вибраций, которые производятся Мыслителем в его собственной сфере. Исключительно восприимчивый к подобным вибрациям мозг принадлежит гению, исключительно невосприимчивый — идиоту»
(16).
Человеческая эволюция есть прежде всего эволюция Мыслителя или Высшего Эго, означающая развитие высшего сознания человека, связанного с ростом манасического тела. Этот рост чрезвычайно медленный, ибо обусловлен только высокоинтеллектуальными или высоконравственными накоплениями, которые отлагаются в Высшем Эго после завершения его воплощения в земное тело. Оно является хранителем Книги Жизни, в которую записываются страницы лучших земных проявлений. Поскольку манасическое тело собирает внутри себя результаты всего пережитого в прошлом опыта, которые затем действуют как причины, созидающие будущие жизни, в теософии оно названо и телом причинным.
Как уже было отмечено, развитие Индивидуальности происходит путём порождения многих личностей. Она подобна дереву, которое периодически выбрасывает из себя отпадающие со временем листья — личности. Каждая новая личность — дитя предшествующей и отец будущей личности, новой роли для бессмертного актёра. Однако и личность подлежит развитию. От примитивного полуживотного существа она развивается до Богочеловека, наделённого мудростью и достигшего бессмертия, сознательного существования в посмертном, Тонком Мире Космоса, то есть, умерев в физическом мире, человек продолжает сознательную жизнь в теле тонком. Личность или душа (псюхе) остаётся смертной, пока не завоюет себе бессмертие путём многих воплощений в физическое тело, путём развития в себе высшего сознания и необходимых для этого оболочек, путём устремления к Богу внутри себя и соединения со своей бессмертной Индивидуальностью. Для личного эго нет бессмертия, если оно не сливается с Божественным Эго. «Тайна бессмертия на Земле — дар, позволяющий одной и той же высокой личности переходить из одного изжитого тела в другое»
(17).
Мы теперь можем заключить, что бессмертие всех людей, утверждаемое церковным христианством на протяжении многих веков, явило собой факт искажения истины о подлинном бессмертии. Все люди обладают вечным духом, все обладают непрерывностью жизни, но далеко не все обладают развитым сознанием, не все обладают развитыми оболочками, необходимыми для сознательного существования в Тонком Мире. Число людей, которые сохраняют сознание хотя бы в средних слоях Тонкого Мира, невелико, многие там спят или влачат полусознательное существование. «Никогда не прекращающееся сознание и есть бессмертие духа, но такое состояние зарабатывается упорным трудом утончения наших центров и дарований. Потому бессмертники вовсе на так многочисленны, как мы это думаем. Право на такое наследство мы носим в себе, но не всегда умеем воспользоваться им и даже позволяем себе растрачивать его, и тогда нам остаётся уход в «Тишину молчания»
(18).
Таким образом, в ходе эволюции человека совершается как процесс превращения духовной Триады в божественную Индивидуальность путём её нисхождения вниз, воплощения в земную личность, так и процесс развития личности путём её восхождения вверх, соединения с Высшим Эго. Задачей эволюционного развития человека является создание божественной Индивидуальности, «Бога на Небесах», и божественной Личности, Богочеловека на земле. Доктрина духовной и психической эволюции никогда не была достоянием широких масс людей, её раскрывали только во время мистерий, потому до сих пор большинство людей ничего не знают о задачах и законах человеческой жизни, не понимают, ради чего претерпевают на земле трудности и страдания. Верующие стремятся к достижению бессмертия, но при этом некоторые из них до сих пор буквально воспринимают утверждённую в христианстве идею «воскрешения во плоти» как воскресение в вечную жизнь в том физическом теле, в котором они пребывают в данный момент на земле. Те же, кто принимает идею бессмертия человеческой души, затрудняются сказать, что, собственно, означает её бессмертие.
Религия, йога, теургия говорили в древности о путях соединения человека с Богом, понимая под этим процесс соединения личности со своим Божественным Эго, однако сущность этого процесса широко не разглашалась. Теперь необходимо утвердить, что задачей человеческой эволюции является и построение Личности, способной всё более полно вмещать сознание своей Божественной Сущности и не умирающей после снятия физического тела. Необходимо особо отметить важную роль земных воплощений в развитии человека, а потому нельзя недооценивать значение его личности. «Крайнее заблуждение — стараться нивелировать личное Я, не поняв его ответственной и важной роли для формирования истинной Индивидуальности… Ведь наше личное Я является главным, единственным рычагом для проявления наших накоплений и собирания новых богатств путём расширения сознания личного Я… Не следует опасаться развития и даже несколько утрированного осознания своего Я, лишь бы оно сохранило сознательность при всех поступках. С сознательностью придёт ответственность, а понимание ответственности есть уже обуздание самости, или тёмной стороны личного Я»
(19).
Следует снова подчеркнуть, что под личностью понимается не физическое тело человека, с помощью которого он действует и приобретает жизненный опыт в физическом мире, но прежде всего его душа, которая этот опыт осмысливает и накапливает. К тому же, говоря о воплощении Индивидуальности в земного человека мы не имеем в виду то, что она в него входит, последнее невозможно в силу разности энергий, она только осеняет его своим Божественным Лучом. Личность завоёвывает себе бессмертие, поднимаясь к высшему, совершенствуя свои оболочки так, чтобы они смогли вместить Божественный Луч со всем его накопленным знанием. Луч Высшего Эго не только связывает его с личностью, но и является той божественной энергией, которая определяет бессмертие последней, объединяя её элементы в неразрушимое целое. Если личность соединяется с Богом внутри себя, человек становится Адептом, высшей ступенью развития которого является достижения состояния Будды или Христа.
Можно заключить, что никогда не прекращающееся сознание и есть бессмертие духа. Все люди вечны в сути своей и их духовные зёрна обладают всеведением, однако достижение бессмертия, высшей ступени развития сознания и сохранения его непрерывности во всех Тонких и Огненных сферах Космоса есть труднейшая цель, ради которой монада совершает свой эволюционный цикл. Бессмертие «завоёвывается великими трудами и вовсе не принадлежит нам по праву рождения»
(20).