2.3. Меркурий и Венера
1. Меркурий (греч. Гермес) и Венера (греч. Афродита) с нашей земной перспективы никогда не отдаляются далеко от Солнца, их орбиты лежат между Землёй и Солнцем. Меркурий не отдаляется больше чем на 28°, то есть больше чем на один зодиакальный знак; Венера — больше чем на 48°, то есть больше чем на два знака. Обе планеты являются быстрыми, период обращения Меркурия вокруг Солнца составляет 88 дней, Венеры — 244 дня. В силу того, что все планеты Солнечной системы движутся по орбитам различной протяжённости и с различными скоростями, их наблюдаемые с Земли положения в Зодиаке меняются и так, что каждая планета начинает двигаться будто бы в обратном направлении. Такое движение, и соответствующий ему период времени, в астрологии называется ретроградным или попятным движением.
Ретроградный период в транзитной астрологии рассматривается как период осмысления событий, происшедших во время прямого или директного движения планет, поскольку замечено, что активная внешняя деятельность, символизируемая той или иной планетой, в период её ретроградности тормозится или вообще откладывается. Для людей умственного склада, живущих внутренней жизнью, ретроградность благоприятна, прекращается нагнетание внешних событий, и человек получает более спокойное время для продолжения своих занятий. Для деятельного человека, ориентированного на достижение немедленных результатов во внешней жизни, ретроградное движение планет не особо благоприятно, всякого рода препятствия срывают его планы. Таким образом, ретроградность в транзитах – это всегда время осмысления или торможения дел, но благоприятный аспект в это время будет указывать на то, что это торможение выявит ошибки для дальнейшего будущего, а неблагоприятный аспект – что это будет замедление дела, которое не принесет никакой пользы.
Меркурий бывает ретроградным три раза в год около трёх недель, в течение одного дня он занимает на небе стоячее положение — в это время происходит смена его ретроградности. Венера ретроградна один раз в полтора года в течение около сорока дней и два дня находится в стоячем положении. Меркурий и Венера — быстрые планеты, но из-за своей ретроградности свой видимый круг по Зодиаку они, как и Солнце, совершают в среднем за один год. Возвращением называют полный круговорот планеты по Зодиаку относительно определённой точки, которой для медленных планет может считаться начало знака Овна. В транзитной астрологии возвращением планеты называется её возврат на исходное положение в натальной карте человека, то есть положение, которое занимала планета на небосводе в момент его рождения.
Марс, рассматриваемый нами ранее, также является быстрой планетой. Он движется вокруг Солнца со скоростью около 687 дней, при этом его орбита лежит сразу же за орбитой Земли. Раз в два года в течение 60 дней он бывает ретроградным, стоит три дня. Период его обращения по эклиптике вокруг Земли составляет около двух лет. Эти данные приведены здесь для сравнения между собой быстрых планет, поскольку Юпитер и Сатурн, будучи более удалёнными от Солнца и, следовательно, более медленными, имеют периоды обращения по эклиптике в двенадцать и тридцать лет соответственно.
По положению Меркурия и Венеры относительно Солнца в натальной карте эти планеты определяют как утренние или вечерние, при этом возможны три варианта их положения: обе вечерние, обе утренние или находящиеся по обе стороны от Солнца. Утренний Меркурий называют Прометеем, вечерний — Эпитемеем; утреннюю Венеру называют Люцифером, вечернюю — Геспером. Астрологи считают, что утренние планеты в натале устремляют человека в будущее, наделяют человека способностью его предвидеть и ожидать с юношеским энтузиазмом и верой в исполнение всех своих желаний. Вечерние планеты обозначают мудрость и эмоциональную зрелость человека, дают ему обобщающий и синтезирующий ум, способный осмыслять прожитый опыт.
Меркурий и Венера в астрологии ставятся в соответствие как земным, так и воздушным стихиям. Так, Меркурий соответствует воздушным Близнецам, Венера — воздушным Весам, проявляя себя в этих знаках как активные мужские планеты. Вместе с тем Венера соответствует и земному Тельцу, а Меркурий — земной Деве, здесь они проявляют себя как женские планеты. Некоторые астрологи считают, что в будущем будут открыты планеты, более соответствующие знакам Девы и Весов. Возможно, что это так и будет, однако не скоро, когда в нашей Солнечной системе на плотном плане сформируются новые планеты, способные заменить Меркурий и Венеру, ибо трансурановые планеты, далёкие от Солнца и очень медленные, вряд ли смогут по своим энергиям выполнять функции вышеназванных. При этом следует помнить, что положение планет в знаках Зодиака видоизменяет их проявления: стихия огня придёт планетам волевое свойство, стихия воды — чувствующее, стихия воздуха — ментальное, стихия земли ориентирует сознание на практический опыт.
Меркурий и Венера, располагаясь на небесной сфере недалеко друг от друга, часто образуют аспекты между собой. При этом для астрологии имеет значение секстиль, подчёркивающий их гармонию. Важно для гармонического взаимоотношения и положение планет в одном знаке при условии, если они не соединяются между собой, то есть отстоят друг от друга больше чем на 5°. Соединение любых планет в натальном гороскопе вообще неблагоприятно, человек лишается влияния сразу двух планет, получая взамен смесь их энергий, трудно постигаемую и трудно изживаемую. Солнце может делать с этими планетами благоприятные аспекты: полусекстили с Меркурием и Венерой, секстиль с Венерой. Однако следует обращать особое внимание на соединение этих планет с Солнцем, ибо такой аспект не является благоприятным; в астрологии быструю планету, стоящую в соединении с Солнцем, называют сожжённой, так как Светило своим сиянием препятствует проявлению её энергий.
Планеты в натальных картах, прежде всего, описывают внутренний мир человека, его сознание или душу, включающие в себя три взаимосвязанных начала: волю, чувства и мышление. При этом душа человека двойственна, низшую ее часть, непосредственно связанную с плотным телом, составляет кама-рупа, носитель земных желаний и страстей, спаянная с камаманасом, носителем чувственно-рассудочного мышления. И как уже было сказано ранее, кама-рупе соответствует планета Марс, камаманасу – Сатурн. Е. Блаватская назвала эти части души монстрами в нас, ибо их трансформация путем очищения животных и эгоистических желаний и расширения одностороннего мышления совершается трудно и болезненно (21). В длительном эволюционном процессе они развиваются и утончаются, в результате чего формируется высшая часть души, составляющая сознание бессмертной Личности. Венера и Меркурий и характеризуют эту высшую часть, при этом Венере соответствует утончённое тонкое тело, иными словами, развитое чувствующее тело, носитель духовных чувств, Меркурию — тело ментальное, носитель интеллекта.
Душа человека, как мы помним, связана с физическим телом посредством тела эфирного, которому соответствует Луна, при этом она также описывает мыслящие и чувствующие аспекты человеческой души. Однако, если проявление лунных энергий, как и проявление энергий Марса и Сатурна, обусловлено влиянием внешнего мира на наш мозг и нервную систему, то энергии Венеры и Меркурия исходят из внутреннего мира нашей высшей души. С одной стороны, она опосредованно связана с физическим телом, но с другой стороны, посредством манасического Луча связана с нашей божественной Душой, носителем которой является наша огненная Индивидуальность.
Таким образом, как было сказано ранее, развитый человек объединяет в себе три естества. Это внешний физический человек, душа, воплощённая в тело; человек тонкий внутренний — бессмертная Личность, живущая в Тонком Мире, обладающая развитым чувствующим телом (Венера) и ментальным телом (Меркурий). Третье естество в нас — огненный Человек, Индивидуальность или Высшее Эго, божественная Душа, обладающая высшим разумом и высшим мистическим чувством. При этом Юпитер соответствует разуму, носителем которого является Антахкарана, Высший Манас соответствует Урану; Буддхи — Нептуну.
Далее мы сперва опишем сущность энергий Венеры и Меркурия, соответствующих человеческому сознанию и проявляющихся в отношениях человека к миру, а затем и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. При этом мы повторим многие важные моменты, уже отмеченные нами в предыдущих разделах сайта, ибо нельзя рассматривать астрологию личности без ее связи с философским учением о человеке и психологией, изучающей человеческое сознание.

2. Меркурий и Венера тесно связаны между собой и дополняют друга как две стороны одной медали. Но чтобы установить сущность их связи, необходимо попеременно рассматривать то одну сторону медали, то другую, не забывая при этом о том, что они представляют собой части одного целого. Меркурий характеризует наше рациональное, то есть словесно-понятийное мышление, Венера — наши чувства и мышление образное, обе планеты описывают познавательные и творческие способности человека. Снова повторим, что мышлением мы называем процесс порождения, восприятия и организации мыслей, установление связей между ними. Мысли и чувства связаны подобно электричеству и магнетизму, чувства представляют собой непрерывный поток энергий, мысли — это оформленные энергии. Мысли и чувства не существуют друг без друга, но бывают духовные переживания, которые невозможно выразить словами, или огненные мысли, которые невозможно прочувствовать и представить. Мысли не создаются мозгом, но проявляются через него, чувства не создаются сердцем, но посредством него ощущаются.
Чувства, как и мысли бывают разными. Чувства телесные или ощущения возникают в результате воздействия внешнего мира на наши органы чувств. Чувства душевные или эмоции возникают в результате интуитивной оценки ощущений: приятно-неприятно, и влечения к тому, что нравится, и отвращения от того, что не нравится. Если эмоции возникают под влиянием внешнего мира, то чувства духовные и мистические исходят изнутри, от души человека и от его духа, то есть его Высшего Эго. Низшие эмоции-страсти характеризует Марс, высшие эмоции — Луна, о чём подробно уже было сказано ранее.
Духовные чувства характеризует Венера. К ним относятся эстетическое чувство красоты, нравственное чувство справедливости, чувство, отличающее истинные суждения от ложных. При этом красота определяется как гармония, соответствие и созвучие частей, составляющих форму; справедливость как истинная оценка человеческих деяний, основанная на различении добра и зла. Добро и есть красота, так как оно утверждает создание гармонии и порядка в мире. Зло — дисгармония, беспорядок, хаос. Добро красиво, а зло — безобразно. Истинное знание основано на Истине, связанной с красотой и добром, ибо включает в себя гармоническое единство всеобщих начал и законов, на фундаменте которых развивается мироздание, направленное к добру и совершенствованию.
Венера — планета красоты и любви, ибо в основе духовных чувств лежит любовь к истине, добру и красоте, составляющих неразрывное триединство. Однако очувствование в себе духовного начала, единого со всем сущим, мы относим к чувству мистическому, за которое отвечает Нептун. Оно исходит от божественной Души человека, который в редкие минуты духовного озарения может его воспринять и пережить его и как чувство космической радости, и как чувство безмерного сострадания ко всему живущему.
Чувства как непрерывные и неоформленные энергии относят к иррациональной части сознания, часто называя их интуитивными, что не совсем точно. Духовные чувства действительно интуитивны, так как исходят из внутреннего мира человека. С помощью интуиции мы судим об окружающих нас явлениях с позиций истинны они или ложны, оцениваем их — красивы они или безобразны, интуитивно делаем выбор — отвращаемся ото зла или привлекаемся к добру. Но подобные интуиции, за которые отвечает Венера, следует отличать от чувствознания Урана. Только с помощью чувствознания человек может постигать свои прошлые жизни, познавать истинную сущность вещей и людей.
Оформленные осознанные чувства представляют собой мысли, возникающие в сознании человека в виде образов и слов. Образы или представления являют собой картины, несущие в себе эмоции или духовные переживания. Слова обыденной речи, выражающее единство во многообразии чувственных данных и обобщающие земной опыт человека, конкретны, их значения наглядно представимы, оттого мы их легко понимаем, если знаем язык того или иного народа. Абстрактные, отвлечённые от эмоций и образов понятия, выражают общечеловеческие знания: научные и философские. Понятия необходимо чётко определять, строго устанавливать их значения, чтобы было легче проникать в их смысл, внутреннее содержание, ими передаваемое. Наши определения могут быть односторонними, частными, а в конечном счёте, истинными или ложными, как и любые наши суждения, в которых мы устанавливаем отношения между понятиями, а значит, и выражаемыми в них объектами и явлениями окружающего нас мира.
Так как мысли выражаются в форме образов и слов, то существует образное и словесно-понятийное мышления, последнее часто называют рациональным, причём современные психологи, да и многие философы, не различают его виды. Образное мышление — это способность воспроизводить в нашем сознании образы и связывать их между собой. Образы представляют собой картины, способные возникать непроизвольно или намеренно как в бодрствующем сознании, так и в сновидениях. При этом, какими бы яркими ни были наши сны, мы интуитивно отличаем их видения от восприятий мира в реальном времени. Наша память о прошлом и наше предвидение будущего во снах, которые мы отличаем от интуитивных предчувствий, образны, и объясняются они способностью человека проникать в пространственные рекорды, т. е. в Астральный Свет Земли. Как уже не раз упоминалось, что Астральный Свет, с одной стороны, запечатлевает картины наших прошедших и проходящих деяний, а также сопровождающие их чувства, мысли и желания; с другой же стороны, содержит картины будущего, которое уже сформировалось в невидимом мире и готово воплотиться в мире видимом.
Медиумы и пророки способны созерцать в Астральном Свете картины прошлого и будущего, при этом пророки видят и знают, а медиумы часто смешивают образы своего искажённого восприятия с действительностью. Первые способны проникать в высшие слои Астрального Света, содержащие прототипы и сущности земных явлений. Вторые часто видят низшие слои Астрала, наполненные бредовыми фантазиями порочных людей, которые с помощью низких образов разжигают свои страсти и животные желания. Если Луна отвечает за картины, созерцаемые как в медиумическом трансе, так и в сновидениях, то Венера — за картины воображаемые, исходящие из внутреннего мира человека. Напомним, что мы отличаем бесплодные фантазии и выдумки от творческого воображения. Если фантастические мыслеобразы присущи мозговому сознанию души, соединённой с телом, то образы воображения, как и идеи разума, исходят от глубинной души человека.
С помощью рационального мышления человек познаёт мир вокруг себя и себя в мире. Познание — не только описание внешнего мира таким, каким он является человеку, но и проникновение во внутреннюю сущность вещей и явлений. Мыслью человек постигает сущность вещей, но мысли бывают разными и разным бывает процесс мышления, выражение в словесно-понятийной форме того, что человек получает или во внешнем опыте, или из своей души. «Познаётся, что нужно получить из каналов мозга и что почерпается из глубин Чаши. Несказуемые сокровища складываются в Чаше. Чаша едина для воплощений. Свойства мозга будут подвержены наследственности телесной, но качества Чаши сложены самодеятельностью» (22).
Рассудочное мышление осознаёт данные органов чувств человека и осмысляет его жизненный опыт. Органы чувств человека, соединённые с его нервной системой и мозгом, получают впечатления от окружающего мира в виде непрерывного потока телесных ощущений, эти ощущения анализирует и синтезирует душа человека, которая получает чувственную информацию от физического тела посредством эфирного.
Мышление, опирающееся только на чувственный и обыденный опыт человека, ограничено и субъективно. Оно не способно постигать разные стороны явлений, ибо обо всём судит с точки зрения своего маленького «я», запертого в скорлупе тела. Рассудок утверждает существование только видимого земного мира, отрицает всё невидимое и надземное. В своём отрицании рассудок редко бывает спокоен, он часто нетерпим и злобен, яростно преследует всякое инакомыслие. Рассудок присущ большинству людей, мышление которых хаотично и беспорядочно, а ментальное тело не развито. Философы-позитивисты, учёные-эмпирики, узкие специалисты в разных отраслях науки и техники, к тому же море всяких управленцев и чиновников также направляются в своей деятельности рассудочным мышлением.
В процессе развития души рассудок превращается в интеллект, разностороннее мышление, способное распознавать и вмещать противоположности. Затем интеллект превращается в разум, с помощью которого познаются основы мира, создаётся философия, объединяющая знание и духовные ценности: религиозные, нравственные и эстетические. Интеллект, с одной стороны, связан с рассудком, ибо он обобщает его данные, с другой стороны, с разумом, ибо он наполняет конкретным содержанием содержащиеся в разуме универсальные идеи. С помощью развитого интеллекта человек может, в конечном счете, выразить ясно законы мира, постигаемые с помощью разума, и их духовные проявления, постигаемые с помощью чувствознания. Согласно древней астрологии Меркурий, соотносимый с интеллектом, соединяет землю с небом, ибо под его покровительством находились все древние науки, в том числе алхимия, магия, медицина. И поныне он отвечает за научное познание, в том числе и будущее, оккультное. Только астрология, являющаяся синтезом всех наук, как небесных, так и земных управляется Ураном, считающимся высшей октавой Меркурия.
Таким образом, рассудку (кама-манасу) соответствует Сатурн, интеллекту (менталу) — Меркурий, разуму (Антахкаране) — Юпитер, а высшему разуму (Буддхи-Манасу) соответствует Уран. Без развития Буддхи-Манаса или чувствознания невозможно достижение мудрости, то есть постижение духовного знания и оккультных наук во всей их полноте и глубине. «Духовное Эго не отражает различные уровни сознания, оно не зависит ни от каких восприятий; оно не мыслит, потому что знает благодаря интуитивному процессу, которому лишь в незначительной степени может приобщиться обыкновенный человек» (23).
Истинно знать — не значит помнить, долго рассуждать и размышлять, а мгновенно извлекать знание из своей бессмертной Души, а затем выражать его словами. Но это возможно только при достаточном развитии Высшего Эго человека, а также установления его неразрывной связи с низшим эго посредством оформленного тонко-ментального тела, то есть при развитии интеллекта и духовных чувств.
Изучая гороскоп человека, нужно обращать особое внимание на характер аспектов Меркурия с Сатурном и Юпитером, Венеры — с Луной и Юпитером, а благоприятные аспекты этих планет с Ураном и Нептуном могут указывать на особую одарённость в области познания и творчества «Именно, Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определённо способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда интеллект становится Высшим Умом, который преображается в Высший Разум… Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному» (24).

3. Меркурий и Венера характеризуют творческие способности человека. Творчество есть упорядочивание хаотических энергий в различные формы. Боги и люди созидают видимые и невидимые формы по предшествующим замыслам (идеям) и образам (эйдосам), следовательно, мысль предшествует всякому созиданию, потому творчество есть и воплощение мысли в форму. «Творчество нужно понимать как соединение различных энергий, явленных Огнем пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений. Все огненные формулы живут, ожидая своих воплощений» (25).
Мысли предшествуют нашим поступкам, потому мыслями мы творим свою судьбу и наши отношения с людьми. Мысли проявляются в человеческих творениях в области искусства, науки и философии, в конечном счёте, мыслью мы творим свою культуру и историю. Но возникающие в нашем сознании мысли следует различать. Одни мысли человек порождает сам, осмысливая данный ему в чувственном опыте мир. Эти мысли связаны с мозговым сознанием души, воплощённой в физическом мире. Они бывают ясными, чётко оформленными или смутными, почти бесформенными и хаотическими. Другие мысли человек получает извне, от окружающих его людей или от общечеловеческой культуры, выбирая и присваивая себе то, что созвучно его душе. Третьи мысли человек получает изнутри, от тонкой души низшего эго и от огненной души Высшего Эго. Мыслями наполнено невидимое пространство вокруг человека, а от развития его души зависит, какими мыслями он насыщает своё сознание, какие мысли посылает миру. Мысли светлые созидательные направлены к познанию, творчеству, красоте и любви; мысли тёмные разрушительные связаны с низшими желаниями и страстями, это мысли уныния, зависти, ненависти и т. д.
Божественные мысли — идеи и прототипы космических форм — напитывают духовный мир Космоса. Они являются результатом мысленного творчества высочайших Создателей нашего мира и представляют собой огненные сущности, несущиеся в беспредельном пространстве и стремящиеся к воплощению. Идеи движут эволюцию, но для этого они должны быть восприняты мыслящими существами и воплощены в их делах, вещах, творениях культуры. Человек воспринимает духовные идеи посредством своего Высшего Эго. В его же мозговое сознание они приходят молниеносно и в неоформленном виде огненных чувств, требующих осознания и выражения в словесной форме, что далеко не просто. Принимать мысли из духовного мира путём чувствознания могут только люди развитого сознания, а в полной мере - мудрецы и гении человечества. И мы знаем, что гениями становятся, ибо гениальность — результат многих и многих воплощений человека, устремлённого к познанию и творчеству. Но гениями и рождаются, человек с открытой Чашей накоплений может черпать вдохновение и идеи из своего прошлого опыта, создавая прекрасные творения. Однако бывает и так, что при воплощении на земном плане развитой души, Чаша её накоплений остаётся закрытой, что происходит в силу кармических причин. Такой человек не может проявить свои дарования вовне, но даже идя незаметно, он отличается от обычных людей своей разумностью.
Поскольку энергии Венеры соответствуют духовным чувствам человека и его образному мышлению (воображению), то она характеризует творчество в области искусства. Меркурий, соответствующий словесно-понятийному мышлению, — творчеству в области науки. Однако и в данном случае их нужно рассматривать во взаимосвязи, ибо художник должен владеть словом, чему может способствовать положение Венеры в воздушных знаках Близнецов, Весов и Водолея, а людям науки необходимо развивать воображение, ибо только так астроном, например, может выйти за границы плотного мира и устремиться к познанию миров тонких. Историку необходимо воображение, чтобы преодолеть время, вжиться в прошлые эпохи и выразить познанное не только в сухой форме научных трактатов, но и в образной художественной форме. Астрологам и психологам, представителям главных наук в области человековедения, необходимо прежде чувствовать, чтобы затем познавать внутренние энергии планет и людей, то есть их души, преодолевая границы плотных телесных оболочек.
Искусство призвано помочь человеку развивать воображение и духовные чувства, но это может делать только высокое истинное искусство, создаваемое людьми, обладающими развитыми душами. Прекрасные формы окружающего нас мира, запечатлённые в картинах великих живописцев, важны не только тем, что учат нас красоте, но и тем, что возбуждают в нас чувство радости и восторга перед жизнью. В современном мире фотография всё больше заменяет собой живопись, и она отчасти имеет на это право. Ведь не только картины художников несут в себе чувственные переживания, но и человек, их воспринимающий. При этом люди в миллионах образов, запечатлённых с помощью фототехники, стараются сохранить для памяти лучшее, что они видят вокруг себя.
Литературное творчество, романы и повести прошлого, сегодня также отчасти заменяет кинематограф — ещё одно искусство стремительно наступившей эпохи Водолея. Действительно, внешние факты и события, отношения людей, их суждения о себе и мире можно не только описать словами, но и изобразить с помощью фильмов, однако высшие духовные переживания и размышления невозможно изобразить образно. Это может сделать только поэзия и философия. Недаром когда-то Шелли написал, что поэзия – это летопись лучших и счастливейших мгновений, пережитых лучшими умами человечества. Она даёт бессмертие тому, что есть в мире наиболее прекрасного, не даёт погибнуть минутам, когда на человека нисходит Божество. Так же и духовная музыка пробуждает в нас забытое существование в небесном мире, устремляет к звёздам и вечной жизни. Низкое искусство, музыка с тяжёлыми ритмами, живопись и литература, изображающие безобразие и хаос в мире, напротив, пригвождают нас к земле, разжигая животные желания.
Телевидение, кино, фотография, с одной стороны, расширяют наше воображение, наполняя сознание многими картинами, с другой стороны, атрофируют самостоятельное воображение и способности его сознавать и выражать, что тормозит развитие ментального тела, а значит и преобразования рассудка в интеллект и затем в разум. Преобразованию мышления препятствует и Интернет, без труда и поисков нажатием одной кнопки человек получает знание из любой области человеческого опыта, но отобрать из этого хаоса истинное и вместить его человеку трудно, ибо для этого нужны собственные размышления. И давно сказано, что многознание уму не научает, и не раз повторено в современности — в мире много знающих, но мало мудрых, ибо думают все, а мыслят — единицы.
Итак, установлено, что Меркурий и Венера, прежде всего, характеризуют наше сознание, его мыслящую и чувствующую стороны, наш интеллект и духовные чувства. Затем отношение сознания к окружающему миру, познание в процессе понятийного и образного мышления, а также творчество в области науки и культуры. Планеты также характеризуют многие стороны нашей жизни, где проявляется наше сознание. Меркурий, например, отвечает за способность учиться и учить, за овладение языком, речью и письмом, за знание иностранных языков и развитие ораторского искусства, за мозговую кратковременную память. Он показывает способности быстрого чтения, схватывания и усвоения чужих мыслей, и выражения собственных в понятной и выразительной форме. Меркурий связан и с умениями человека в области ремесла и прикладного искусства, с творчеством в сфере технических средств связи, сохранения и передачи информации.
Неблагоприятное положение Меркурия в натальной карте, то есть нахождение в дисгармонических ему знаках и домах, а также в напряжённых аспектах с Юпитером и Сатурном, и особенно с Ураном и Нептуном, а также ретроградность, приводят человека к большим проблемам в перечисленных выше областях человеческой деятельности. Здесь и заикание, и косноязычие, и неспособность кратко, ясно, чётко выразить свои мысли, осознать свой жизненный опыт, не говоря уже об опыте духовном. Здесь и заблуждения, путаница, противоречия и другие трудности в сфере познания, человеку трудно отличать истину ото лжи, трудно признать себя неправым, даже если он и осознает свои ошибки.
Венера описывает нашу любовь к природе и искусству, чувство красоты и порядка, недаром она соответствует знакам Тельца и Весов, которые символизируют как красоту цветения весны, так и красоту увядания осени, когда в «багрец и золото одетые леса» радуют нас не меньше благоухания весны. Она отвечает за желания и способности человека нести в мир гармонию, чистоту и добро, противодействуя хаосу, беспорядку и злу. Она показывает стремление человека сохранить всё ценное, давая ему способность это ценное видеть и чувствовать.
Поражённая Венера в натале может показывать эстетическую глухоту человека, его низкие вкусы в искусстве, вульгарность и пошлость. Она может указывать и на далекие от совершенства нравственные качества человека, может давать жадность, стремление к чувственным удовольствиям, аморальность и похотливость. В астрологической литературе подробно описаны проблемы, связанные с дисгармоничными Меркурием и Венерой, которые человеку необходимо знать, чтобы более успешно их преодолевать, ибо мы не можем возвыситься над тем, чего не замечаем или не понимаем. Всё же следует отметить, что проблемы нашего сознания показывает весь гороскоп, не только и не столько такие благотворные планеты, как Венера и Меркурий, хотя последние все же могут в какой-то степени указать на степень развития человеческой души.
4. Меркурий и Венера характеризуют отношения человека с людьми, с которыми соединяет его судьба. Большинство человеческих связей кармические, они отличаются от случайных встреч, не оставляющих следов в нашем сознании. Кармические взаимоотношения, о которых было уже сказано в разделе «Закон Кармы», складываются в прошлых воплощениях, в них мы оплачиваем людям свои долги и получаем от людей причитающуюся нам плату. Все земные отношения имеют начало и конец, но одни длятся долго, другие же кратковременны, отношения меняются и с возрастом человека. Их общий характер показывает натальная карта, изменения во времени — транзитный и прогрессивный гороскопы.
Связи между людьми возникают в процессе обмена результатами их деятельности, продуктами труда и творчества, знаниями и энергиями. Они бывают: родственные и социальные, иерархические и равные — по возрасту, социальному положению и общей культуре. Виды человеческих отношений в разных сферах жизни описывают дома, а если точнее, находящиеся в них планеты, знаки Зодиака на их куспидах и соответствующие знакам планеты. Вообще дома описывают внешние условия, оказывающие влияние на наше развитие, а наши отношения с окружающими нас людьми и определяют их основной характер. Так, родственные отношения описывают: третий дом — братьев и сестёр человека, четвертый и десятый дома — его родителей, пятый и седьмой — детей и супругов.
Седьмой дом также характеризует равноправные отношения личности в деловой сфере с его коллегами и сотрудниками; шестой и десятый дома — иерархические отношения между людьми как в быту, так и на работе, например, начальник и подчинённый, а также отношения в сфере здравоохранения, врач и пациент. Третий и девятый дома описывают связи в сфере среднего и высшего образования, отношения иерархические — учитель и ученик, или равные — между учениками и между преподавателями; одиннадцатый дом отвечает за отношения людей в сфере духовного творчества и сотрудничества. Второй и восьмой дома показывают обмен психическими и материальными энергиями между людьми; первый дом — отношение человека к самому себе, его самооценку и самопознание.
Карма определяет, как человек относится к другим людям и как те относятся к нему. Но чтобы лучше понять отношение к человеку других людей, желательно по возможности рассматривать и их гороскопы. Например, чтобы узнать, какое место та или иная личность занимала в жизни своих родителей и своих детей, следует рассмотреть пятый дом первых и четвертый дом вторых.
Человеческие отношения редко бывают нейтральными, без эмоций и чувств, чаще всего они сопровождаются симпатиями, переходящими в любовь и дружбу, или антипатиями, ведущими к разрыву. Нейтральными ментальными отношениями управляет Меркурий, характеризующий обмен знаниями, информацией и услугами в разных сферах жизни. Венера же отвечает за личностные отношения между людьми, доверительные и искренние, за дружбу и любовь.
Любовь — космическая магнитная сила, соединяющая разрозненные части в целое. Это сила, которая притягивает друг к другу созвучные элементы и отталкивает несозвучные. Любовью созидается мироздание, на земле без любви невозможны ни познание, ни творчество, упорядочивающие ментальный и материальный хаос в формы по законам разума и красоты, ибо «из земных предметов любовь и творчество больше всего сочетаются с понятием Высшего Мира» (26).
Любовь между людьми бывает земной, душевной, и небесной, духовной. Первую характеризуют Венера и Луна, вторую — Уран и Нептун. Небесную любовь называют иногда платонической, ибо о ней писал Платон. Любовь небесная зарождается на небесах, но развивается на земле. Это любовь человека к своим Космическим Родителям и Космической Половине. В долгих земных странствиях человек жаждет этой любви, интуитивно ищет её, чувствуя, что только она принесёт ему высшую радость и полноту бытия. В конце пути он эту любовь находит, соединяясь неразрывной связью со своей Отчей Звездой и с Небесной Женой или Мужем. Или не находит, остаётся сиротой и холостым, пустым, неспособным к истинному творчеству, возможному только при содружестве начал и помощи Богов. Духовной любовью называют и притяжение человека к своему Высшему Эго, которое имеет мужское и женское начала, ибо если дух вечен и вне пола, то душа развивается по мужскому или женскому пути в данной Манвантаре. В эволюционном совершенствовании прежде, чем узнать своих Небесных Родителей и Супругов, земная личность должна постичь Бога внутри себя.
Земная любовь называется разными словами. Это и влюблённость между мужчиной и женщиной, связуемых половым влечением и притяжением душ; это и дружба, лишённая половой страсти, это и эмоциональная привязанность между людьми, чаще всего родственниками. Любовь между мужчиной и женщиной является основной, хотя в воплощениях возлюбленные часто рождаются и как однополые друзья, и как родители и дети. В этих многообразных отношениях и формируется духовная любовь между единственной женщиной и единственным мужчиной.
Любовь дарует людям на земле самую глубокую радость, но она же приносит и самую сильную боль, ибо все земные отношения имеют начало и конец. Карма, связывая людей, дарует им энергию притяжения, человек влюблённый или обретший друга испытывает восторг, обострённое чувство жизни. Но затем энергия уходит, с ней из жизни может навсегда уйти дорогой человек по причине смерти или внезапного разрыва отношений без видимых на то причин. Боль утрат известна всем людям Земли. Но возможно, что уйти на высшей точке отношений, не дойдя до разочарования и отторжения — лучшее, что нам дано с людьми, ибо эти страдания преобразуют нас. Много хуже, когда чувства остывают, и человек вынужден оставаться с тем, кого он больше не любит.
Любовь между мужем и женой создаёт семью, она же может ее и разрушить, если один из супругов покидает другого из-за новой любовной связи. Венера — планета любви, она же и планета кармы, отсюда ее соответствие знаку Весов. Часто говорят, что любовь слепа, она затмевает разум человека, соединяя вместе людей, совершенно разных между собой душевно и умственно; в итоге, она приносит много страданий, когда чары рассеиваются. И далеко не всегда человек может легко прервать сложившиеся трудные отношения, чаще всего он вынужден претерпевать их до тех пор, пока карма их не исчерпает, искупая таким образом связи, сложенные в прошлых жизнях. Венера, объединяя созвучное и разъединяя несозвучное, в конечном счёте, направляет человека к развитию духовных отношений, к истинной любви.
Вступая в различные отношения с людьми, мы познаём их, друзей отличаем от врагов, временных спутников от тех, с кем бы мы хотели быть вместе и в будущих жизнях. Дисгармоничные положения Меркурия и Венеры в знаках, домах и в аспектах с другими планетами, особенно с высшими, показывают не только дисгармонию в отношениях человека с окружающими его людьми, но и трудности в распознавании их природы. Мы можем долго, и даже до конца дней своих, врагов принимать за друзей, и наоборот. Только с помощью развитого чувствознания человек может безошибочно распознавать характер окружающих его людей и сущность сложившихся с ними отношений, поскольку оно раскрывает нам их прошлые воплощения и позволяет заглянуть вовнутрь телесных футляров, скрывающих их души.
Распознавание сущности окружающих особенно важно для учителей и для водителей, для тех, кто объединяет людей в коллективы, общества и народы. И сказано всем служителям Света: «Объединитесь, родные, как можно теснее, помня, что первый признак культуры – отсутствие раздоров. Поймите сердцем, что есть истинное Учительство и водительство. Водительство есть величайшее и тончайшее творчество, ибо оно должно быть основано на чувствознании. Люди говорят о разных видах творчества, но забыли о самом высоком, о творчестве людских отношений. Ведь именно это творчество гиганты духа приносили миру» (27).
2. Солнце, Луна и планеты
2.2. Солнце. Луна. Марс.
2. Солнце, Луна и планеты
2.4. Юпитер и Сатурн
Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М. 2000. С. 267
Агни-Йога. Знаки Агни-Йоги. § 627
Блаватская Е.П. Наука Жизни. М. 1999. С. 27
Рерих Е.И. Письма. Т. 9. 2009. С. 322–323
Агни-Йога. Мир Огненный. Часть 3. § 161
Агни-Йога. Аум. § 234
Рерих Е.И. Письма. М. 1999. Т. 1. С. 157