3. Абсолютный Дух как Первая Причина мира

1. Древние философы, утверждая единство мира, говорили о двух Единых: Едином самом по себе, Беспричинной Причине мира, Абсолютном, и Едином по отношении ко многому, Первой причине мира, Абсолютном Духе. В начале возникновения Вселенной Дух выявляется из Абсолюта, а поскольку он есть первое проявление Абсолютного, то до некоторой степени обладает его свойствами — всеведением и всемогуществом. Абсолютное есть актуальная вечность, в нём всё, что было, есть и будет, существует как настоящее. Дух есть вечность потенциальная, он безграничен в сути своей, но для раскрытия своего содержания ограничивает себя определённым пространством и соотносится с определёнными формами мира. Дух вечен в сути, но периодичен в проявлении, раскрывает своё содержание во всё новых и новых циклах. Таким образом, Дух отличается от Абсолютного тем, что обладает периодической или циклической вечностью, далее под словом «вечность» мы будем иметь в виду именно это невообразимо долгое время.
Абсолютный Дух есть всеначальная Энергия, стремящаяся к проявлению своих потенций в форме и являющаяся движущей силой её развития. Это единая Сила, лежащая в основе всех форм и проявляющаяся во множестве других частных сил: электричестве, магнетизме, звуке, свете, тепле и т. д. Это Жизнь, которая пульсирует в каждом атоме и каждой клетке мироздания. Древние философы — Будда, Зороастр, Гераклит, стоики — называли всеначальную энергию Огнём; и в христианстве мы встречаем мысль о том, что Бог есть Огонь.
«Урусвати знает, что всеначальная энергия наполняет всё сущее. Почему же нужно так часто людям напоминать эту истину? Явление всеначальной энергии особенно не понято людьми. Они говорят о многих энергиях, но не дерзают признать, что основная энергия одна. Теперь нужно понять, что энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии» (7). «Утро человечества наступит, когда явление понимания Огня войдёт в жизнь» (8).
Итак, в начале мироздания Единый Дух проявляется из Абсолютной Тьмы, а затем начинает выявлять из себя многочисленные духовные искры или атомы. Огонь начинает делиться, но его «деление» отличается от деления вещества — он остаётся целостным и неисчерпаемым, а каждый исходящий из него атом ему единосущ. Духовные частицы такие же вечные и неделимые, а их дальнейшая поляризация и различные сочетания и порождают многообразные формы мироздания. Древние философы, да и новоевропейские (Лейбниц и Хр. Вольф), учили о духовных нетленных живых атомах; современные учёные взяли понятие «атом-неделимый» у философов, но не поняли суть их учения. Для них атомы — сложные элементы, лишённые духовного Огня. Таким образом, «вселенная состоит из вечных атомов, движущихся внутри единого Огня, которые соединяются между собой многими способами».
Совокупность первичных духовных атомов называют Огненной Субстанцией или первичной Духоматерией, которая превращается в самую плотную материю, а затем постепенно возвращается в своё первичное состояние. Путём её уплотнения формируются различные сферы Вселенной, которая разворачивается изнутри наружу из огненного состояния в тонкое и плотное. Гераклит циклическое проявление Духа описывал как путь Огня вниз, через Воздух, Воду до Земли, а затем как путь Огня вверх — возвращения плотного мира к огненному состоянию. Что было до видимой Вселенной? Сперва была и есть Вселенная огненная, мы не можем исчислить ни её размеры, ни время возникновения, но мы можем помыслить её существование. «Всё зарождается в Огне и остывает во плоти. От мира плотного нужно суметь вообразить путь к огненному зарождению. Только такое отважное представление сделает Огонь неопаляющим» (9).

2. Утверждение новой эпохи должно происходить под знаком нового сознания, очищенного как от ограниченного материализма, так и от невежественного идеализма. Дух и Материя едины в корне, ибо представляют собой два равновеликих Начала, два аспекта выявления Абсолюта: Огонь и Огненная Субстанция, Отец и Мать Вселенной, их Сына. Дух и Материя различны, но взаимосвязаны в проявлении: Дух первичен и неизменен, материя изменяется и уплотняется, как пар становится водой, а вода — льдом. Материя — кристаллизованный Дух, она не существует без Духа, всё вокруг нас одухотворённое и живое, но материалисты, пребывая в темноте, препятствуют пониманию Света. «Дух и Материя суть две Грани Непознаваемого Единства, и их видимо противоположные аспекты зависят а) от различных степеней дифференциации Материи и б) от степеней сознания, достигнутых самим человеком» (10).
Дух и материя в проявленном мире составляют два полюса всякой жизненной формы. Дух характеризуется волей к проявлению, то есть к раскрытию своей сущности, именно для этого он облекается материей, которая служит для него проводником, покровами, зерка­лом, в котором он видит самого себя, развивает способность чувствовать и мыслить. Материя есть форма, и нет формы, которая бы не служила выражением жизни; Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Сами по себе дух и материя ничего создать не могут, лишь их соединение порождает миры; всё, что существует, создано силой притяжения духа и материи, которая называется Эросом или Любовью. В проявленном мире понятия духа и материи относительны: высшее будет являться духом или силой для низшего, а низшее будет являться материей для высшего. Чем тоньше материя, тем ближе она к духу, чем меньше её плотность, тем больше возможностей она даёт для проявления духа. Когда вибрации духа становятся менее интенсивными, он обращается в ма­терию, а когда вибрации материи становятся неуловимыми, она обращается в дух. В этом состоит смысл формулы: дух есть расплавленная материя, а материя — кристаллизованный дух. Материя так же неуничтожима и вечна, как и Дух, но только в смысле своих духовных частиц, а не в виде организованных форм.
«Дух и материя объединены в пространстве. Объединяясь, они начинают своё существование в их сфере зарождения. В этом единстве творятся формы сущего и проходят свои круги усовершенст­вования. Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путём усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа — объединение и освобождение — основы творчества... Когда мы говорим о духе и материи, мы должны иметь в виду высшее значение материи. Но, говоря об освобождении духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными, жизненными проявлениями. Нужно знать, что, говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей. Материя устремляется к творчеству и даёт формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие женского Начала как материи, настолько высоко и так далеко от житейского понимания Истины! Лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить дух от материи» (11).
Материя и энергия для людей науки являются ныне эквивалентными понятиями, но в большинстве своём они отрицают существование тончайших энергий, не говоря уже об энергиях огненных. Ничего не ведают они и о первичной Огненной Субстанции и тем более о её единстве с Духом, Всеначальной энергией, различной на протяжении беспредельного пространства и обладающей божественной природой. Религиозные философы говорят о духовном единстве мира, но многие из них воспринимают это абстрактно, забывая, что все проявления духа, а затем и души, материальны, и сам он может пониматься как только существование, облачённое в тончайшие покровы энергии. Дух без материи ничто и не удивительно, что представление о нематериальности духа привели к мировоззрению, отрицающему его существование вообще, а с этим вечность и глубину Вселенной и человека.
Философские размышления о Началах Бытия кажутся на первый взгляд абстрактными и ненужными, но отрицание духовных Начал приводит к вполне ощутимым и пагубным последствиям, к тому кризису, в котором оказалась наша цивилизация. Учение о Всеначальной энергии, Огне и Духе, возрождённое на новой ступени, пролагает путь к гармонии науки и религии, а в итоге — к возрождению человечества. «Также рассмотрим, правильно ли понимается понятие материализма и идеализма. Найдём, что оба они толкуются неправильно. Когда люди знают, что материя есть и дух, и каждое их состояние есть лишь проявление той же всеначальной энергии, то каждая попытка разъединить их будет убога. Материя является понятием условным в руках невежд. Так же точно идеализм есть лишь пустое знание в руках неразумных» (12).

3. Таким образом, Пространство не есть пустота, но огненная божественная сверхразумная Сущность беспредельного протяжения, лежащая в корне всех форм мироздания. Великий закон всеединства утверждает, что каждая форма Вселенной содержит в себе духовное начало, все формы мироздания взаимосвязаны между собой Всеначальным Огнём. Благоговением должно наполнять нас знание о том, что в сокровенной глубине каждого из нас находится духовная искра, исшедшая из Абсолютного Духа, и что подобная искра находится во всех существах нашей огромной Вселенной. Содержание всех наших прошлых и будущих существований заключено в нас самих. Дух — это источник и движущая сила нашей эволюции, для раскрытия своего содержания он сперва проявляется во всё более плотных оболочках материи, а затем от них освобождается. В каждом из нас находится неугасимый источник энергии, духовный Огонь, который никогда не угаснет, но будет ярче проявляться по мере утончения наших плотных оболочек. В каждом из нас находится духовный Магнит, который будет притягивать всё нужное для нашего совершенствования и отталкивать ненужное, хотя нередко рассудком своим мы и будем сетовать на превратность нашей судьбы.
В итоге, мы рассмотрели два Единых Начала Бытия или две Высшие Причины мироздания: Абсолютную Реальность, Беспричинную Причину Мира, и Абсолютный Дух, Первую Причину Вселенной. Снова утвердили закон полярности, говоря о том, что Вселенная существует благодаря возникновению и взаимодействию Духа и Материи, противоположностей, единых в корне, но различающихся в проявлении. Закон полярности также гласит, что Вселенная существует благодаря двум силам — притяжения и отталкивания. Сила притяжения обусловлена наличием в каждой форме Духа, устремляющегося к Единому, из которого изошёл. Сила отталкивания обусловлена материальными оболочками, в которые дух облачается. Ртутные шарики притягиваются друг к другу, но друг от друга отделённые, да ещё покрытые пылью, притяжение теряют. Учёные, отрицающие духовные силы Вселенной, не смогут понять сущность гравитации, поддерживающей мир в состоянии порядка и гармонии. Тяготение и есть притяжение и отталкивание, обусловленные как полярностью частиц в мире видимом, так и духовными причинами в мирах невидимых. Нам говорится, что «пространственные тела Вселенной подобно людям притягиваются друг к другу не столько из-за их физических тел, сколько по созвучию их душ, то есть энергий, заложенных в их сущности» (13).
4. Творческая причина мира
2. Абсолютная реальность. Пантеизм
Агни-Йога. Надземное. § 213
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 1. § 4
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 453
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Ленинград. 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 302
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 303, § 304
Агни-Йога. Надземное. § 453
Рерих. Е.И. Космологические записи. – Сб. «У порога Нового Мира». М. 2000. С. 258