7. Вершины человеческой эволюции и её неудачи

1. Поскольку мы знаем теперь о различии людей как в истоке, так и в их эволюционном продвижении, и понимаем, какие пропасти разделяют сознание высокоразвитого человека и сознание человека среднего в сравнении со слаборазвитым сознанием, то в будущем будем это учитывать. Понятия о принципах и телах, описывающих сложное строение человека, должны утвердиться, но с важными уточнениями: каждый принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества, существует много ступеней развития ментальных, тонких и даже физических тел. «Мыслитель говорил: «Человечество делится на два вида: один преобладает Божественным Началом, но другой погружён в земное. Не знаем, как впоследствии назовут Божественное Начало, но такое деление человечества останется всегда» (37).
Далее мы скажем о высших достижениях человека на этой Земле, а также о его падениях. Вершина духовной эволюции в буддизме называется Нирваной. Нам говорится, что «человек достигает Нирваны, когда он эволюционирует до Дхиан Когана. Состояние Дхиан Когана достигается в естественном порядке вещей после завершения Седьмого Круга настоящей планетарной цепи. Став Дхиан Коганом, человек, согласно Закону Природы, не воплощается в других планетарных цепочках этой Солнечной системы. Вся Солнечная система является домом. Он продолжает выполнять свои обязанности в управлении этой Солнечной системой до тех пор, пока не придёт время Солнечной Пралайи. Тогда, после периода покоя, его монада осенит собою в другой Солнечной системе отдельное человеческое существо в ходе его последовательных воплощений и присоединится к его высшим принципам, когда оно, в свою очередь, станет Дхиан Коганом. В бесчисленных солнечных системах бесконечного Космоса существует прогрессирующее духовное развитие. До великой космической Пралайи Монада будет продолжать действовать вышеозначенным образом, и только в течение непостижимого периода космического сна, который последует за теперешним периодом активности, наступит высшее состояние Нирваны» (38).
Отсюда, под Нирваной, во-первых, понимается завершение человеческой эволюции на определённой планетарной цепи, что вовсе не означает слияние индивидуального сознания с Абсолютом, как полагают многие философы Запада. Эволюция рассматривается не как затухание индивидуального сознания, а наоборот, как его бесконечное расширение до высочайшего состояния, возможного в данной Манвантаре. На высших ступенях развития эволюция ускоряется, сознательно устремлённый к восхождению человек за несколько тысяч лет приближается к той ступени, которой большинство человечества достигает только при завершении космического цикла. Ускоренное развитие достигается быстрыми, без длительного пребывания в надземном мире, воплощениями, к тому же, посвящёнными неуклонному самосовершенствованию и служению людям.
Во-вторых, под Нирваной, понимается космический сон-отдых во время Космической Пралайи, данное состояние сознания непостижимо для человеческого разума, поскольку оно есть пребывание монады в своей вечной сущности. В итоге, Нирвана представляет собой и развитие Индивидуальности до определённого предела, которое означает достижение высшего состояния сознания в нашей Манвантаре, и отдых во время Пралай, как солнечных, так и космических. Между этими понятиями есть различия, но оба они исключает понимание Нирваны как растворение индивидуального сознания в безличности вечного Ничто. Растворение не предполагает сохранение уникальных свойств, которые накапливаются монадами и которые проявляются при новом акте творения мировых систем. Но всё лучшее сохраняется в вечности и становится всё более совершенным, так как пределов восхождения не существует.
После завершения земной эволюции и достижения Нирваны перед человеком открываются два пути. Он может погрузить своё личное сознание без остатка в Высшее Эго, слиться с ним навсегда, но в этом случае больше не сможет существовать в низших мирах. Он освободился от низшей материи и теперь может пребывать там, откуда начал своё странствие, наслаждаясь свободой и всем накопленным знанием до конца Манвантары. Второй путь – это отказ от Нирваны, вернее, Нирвана с остатком. Божественное Эго пребывает в Нирване, поскольку достигло высшего состояния своего развития, бессмертная Личность остаётся жить в низших сферах. Она, с одной стороны, сохраняет свою связь с Триадой, с другой стороны, не утрачивает связи с Землёй, чтобы помогать тем, кто идёт следом. Такой человек называется Нирманакайя или Бодхисаттва. Адепт, принимая новые воплощения, надевая на себя «физическое одеяние», тем самым возлагает на себя карму тела, которое будет одухотворять, и карму той человеческой культуры, в которой будет существовать и отчасти разделять её заблуждения до тех пор, пока его Божественное Я не засияет вновь в новой земной личности.
«Нирманакайя – великие Адепты прошлых веков, которые, отказавшись от своего законного права на Нирвану, остаются в наших сферах не как «духи», но как полностью духовные человеческие существа. Если не считать видимой телесной оболочки, от которой они освободились, они остались такими же, какими были, чтобы помогать страждущему человечеству, насколько это возможно без нарушения кармического закона. Эти существа тоже могли бы считаться богом или богами, если бы только позволили воздвигнуть пусть даже самый маленький алтарь в свою честь и через него бы зажгли в наших сердца искру, которая непременно разгорелась бы в плане обожания от одной только мысли об этом, самом чистом из всех, жертвоприношении. Но они этого никогда не сделают» (39).
Вершиной планетарной эволюции является достижение степени Архата. «В примитивном физическом человеке его естества, или оболочки, особенно тонкие, оформлены слабо и лишь по мере развития его нравственного и интеллектуального облика и его внутренние оболочки получают определённые очертания и могут, наконец, начать отделяться одна от другой и самостоятельно действовать каждая в своей сфере, соответствующей её естеству. Произвольное, сознательное разъединение и самостоятельное действие трёх естеств в человеке является достижением степени Архата» (40).
Будучи воплощённым в физическом мире, Архат одновременно живёт и в двух других мирах: его Божественное Эго – в Мире Огненном, его бессмертное Личное Эго живёт и действует в Мире Тонком. Обладая развитым ментальным телом, он может помогать и воплощённым на земле людям, и тем, кто пребывает в мирах надземных. К тому же, Архат сам выбирает, в каком теле ему лучше помогать человечеству, сам регулирует свои будущие существования, соизмеряя их с общечеловеческой эволюцией. Он может остаться в высших мирах или возобновить свою личность на земле путём уплотнения тонкого тела или обычным путём, воплощаясь в физическое тело.
На основании вышесказанного человеческие перевоплощения можно разделить на два вида. Во-первых, это обычные эволюционные воплощения простого человека, его личность разрушается в Тонком Мире, передавая всё лучшее Высшему Эго, которому ещё предстоит достичь нирванического состояния. После отдыха в Огненном Мире Высшее Эго создаёт новую личность, которая ничего не ведает о предыдущей, и так будет продолжаться до тех пор, пока душа не сможет достичь определённого развития и установить неразрушимую связь со своим «личным» Богом. Во-вторых, это сознательные циклические воплощения Адептов, которые принимают серию жизней на земле не только ради собственной эволюции, но и ради помощи другим. Они могут воплощаться и с сохранением памяти о предыдущем воплощении, и с потерей её, в зависимости от своей миссии. Их бессмертная Личность переносится из одного тела в другое до тех пор, пока не завершится принятый добровольно цикл, после чего Адепт может начать новые воплощения или остаться в Надземном Мире. Высшие Космические Учителя также принимают циклы земных воплощений. В зависимости от нужд человечества, они могут или проявить на земле всю полноту своей Божественности, такие воплощения называются Аватарами, или пройти как выдающиеся люди, выявляя только часть своих накоплений.

2. Однако эволюционное восхождение человека процесс сложный, потому не все люди достигают положенной ступени эволюции в отведённый для этого срок. Очень образно говорит об этом Е.П. Блаватская: «Так же, как на конных соревнованиях в беге, когда менее резвые кони отстают уже в первой четверти круга, и мимо них проносится конь-победитель, стремительно несущийся к цели, – точно также в человеческих бегах к бессмертию некоторые души опережают других и достигают цели, в то время, как миллиарды остальных состязающихся трудятся под грузом материи недалеко от того места, где они начали своё восхождение. Некоторые несчастные совсем выпадают и бывают устранены из бегов; некоторым приходится возвращаться и начинать сначала» (41).
К неудачам эволюции мы относим два типа людей, которых можно условно назвать отставшими и упавшими. Отставшие – те, которые не разожгли в себе полученную от Богов искру разума, в своих жизнях они не создали ничего, чтобы могло включить в себя Высшее Эго. К положенному сроку они не сумели развить в себе не только ментальное тело, но и тело тонкое, животные элементы возобладали над их человеческими переживаниями и устремлениями. Те отставшие, которые были ни горячи, ни холодны, трутни природы, жившие за её счёт, ничего не принося миру, выпадают из эволюции. Луч их Высшего Эго отделяется от низших аспектов сознания, жизнь исчезает, как свеча, задуваемая ветром, а незначительные накопления души идут в переработку. Те отставшие, которые сохранили в себе духовную искру, но не сумели в отведённый эволюцией срок развить в себе ментальные способности, будут вынуждены начинать всё сначала. Поскольку сейчас совершается Великий Отбор для будущего, можно предположить, что одна часть отставших останется на Земле и будет спать до наступления условий, которые ей будут предоставлены в следующем Круге эволюции, другая часть уйдёт на низшие планеты Космоса.
К людям, упавшим в эволюции, относятся те, кто накопили энергии для утверждения личности, но обратили свои силы во зло и разрушение. Свои развращённым и эгоистическим образом жизни они погасили в себе духовный свет Божественной Души. Этих людей Учение Жизни называет бездушными людьми или ходячими мертвецами. Е.П. Блаватская сказала о факте существования людей без души своим ученикам, чтобы те распространили эту истину среди людей. Смерть души есть разрыв Высшего Эго с личностью. После физической смерти такой человек переходит в низшие слои Тонкого Мира как уцелевшее скопление грубых материальных качеств. Поскольку он не может подняться выше, он снова воплощается на земле, но только в более низком состоянии, человеческом существе только по виду. Чем материальнее по своим накоплениям человек, тем больше воплощений ему придётся претерпеть на земле во всё более жалких личностях, принимая на себя карму прошлых существований. Злодеи не могут быть просто уничтожены, но должны быть наказаны за свои деяния. Живые мертвецы воплощаются до тех пора, пока не произойдёт полного разъединения высшей Триады с низшими принципами. Однако если упавшая душа осознает своё падение, она может стать на путь искупления, но сделать это очень трудно, ибо прежние прегрешения внедряются в новую оболочку, и победить то, что складывалось тысячелетиями, почти невозможно.
Энергий, накопленных вокруг первичных атомов низших проводников, достаточно для того, чтобы строить новые тела до тех пор, пока их жизненная сила не израсходуется. Низшие принципы бездушного существа, лишённые скрепляющей их силы, разлагаются и вступают в переработку как космический отброс. Деградация человека в процессе его воплощений без осознания своего падения и раскаяния приводит в итоге к смерти его души. Ни наука, ни религия не имеют об этом ни малейшего представления, хотя сейчас, в завершении эволюционного цикла, мы на каждом шагу сталкиваемся с людьми, утерявшими свою божественную душу, с чернью или «тёмными» людьми, оттого наша эпоха и называется тёмной. «Так миллионы тёмных душ воплощаются, душ, утерявших связь с духом. Сколько столетий множества душ устремлялись к явлению быта, но не бытия, и жизнь направлялась этими вожделениями» (42).

3. Задача истинной науки не только знать о духовной смерти человека, но и предупреждать об этой опасности людей, утверждая, что эволюция – очень трудный процесс, и упасть может человек, уже достигший высокой степени своего развития. Речь может идти даже о падении Адептов. Как говорилось выше, Адепты – это те люди, которые обладают развитым Высшим Эго и Бессмертной Личностью. И с этой ступени развития можно упасть, если в какой-то момент свернуть с дороги добра, если в какой-то момент вступить на путь отречения от высших достижений во имя временного господства над материей Земли, если вместо служения людям устремиться к покорению их своим могуществом, то духовные очи постепенно закроются. Нить, связывающая Высшее Эго и личное Эго, в этом случае становится всё тоньше, и наконец, прерывается совсем. Из светлого Иерофанта человек становится сознательным служителем зла, тёмным магом или колдуном, который своими недостойными деяниями препятствует эволюции человечества. Стремясь к уничтожению всех, кто ей служит, он становится врагом носителей Света. И ярость, и безжалостность его глубоки, ибо он понимает безнадёжность этой борьбы, так как невозможно уничтожить высшие духовные Огни земными тенями. Но поскольку он является исполнителем кармического закона, сотрудником Природы на разрушение, она не может его исторгнуть до наступления определённого времени.
Иерофанты зла, в отличие от простых развратников и преступников, обладают утончёнными пороками и жестокостью. Поскольку их личность лишается духовного света, постольку они утрачивают способность к высшим переживаниям. Вместо угрызений совести, которые могут вернуть их на праведный путь, у них господствует холодный интеллект, оправдывающий все их злодейства. Эстетическая глухота и отсутствие нравственных переживаний превращают их в людей, лишённых сострадания и жалости. Их задача не физически, но духовно погубить свою жертву. Вместо любви к Богу у них страх и недоверие к Его мудрости, истину они перемешивают с ложью, выдавая знания астрального мира за высочайшие духовные откровения.
На последнем этапе определённого цикла эволюции выявляются Сыны Света и Сыны Тьмы, посвящённые Адепты и прирождённые маги и медиумы. Первые не приступили законов Бога, каждый раз на земле в величайших страданиях они вновь открывали способности, развитые в прошлых жизнях, и приносили все свои достижения на алтарь служения людям, которые в слепоте своей часто поносили, убивали и проклинали их. Даже в своих самых трудных жизнях они не погасили священного огня, горящего в их сердцах. Вторые злоупотребили своими знаниями и силой, утратили божественный Огонь, заменили духовную жертву человечеству властью над покорившимися людьми.
В завершении цикла между Адептами Правой и Левой Тропы происходят сражения, в результате личности Сынов Тьмы и все те, которые шли за ними, уничтожаются природными катаклизмами. При этом их Высшее Эго не может быть уничтожено. После долгих циклов времени оно получит новую возможность для воплощения, может быть, уже на другой планете. Но для этого оно должно будет построить новые оболочки, начиная с самых низших царств природы, пока, наконец, не будет создана человеческая форма, в которой оно может снова воплотиться.
Таким образом, сейчас человечество переживает труднейший период своей истории, ибо совершается переход к новому эволюционному циклу. Но многие души, растратившие духовные силы и опустошившие сокровищницу своей души, не готовы к этому переходу и всячески ему препятствуют. Новая история начнётся только тогда, когда препятствующие эволюции души будут удалены с Земли, а избранные для дальнейшего пути вспомнят о своей небесной родине и целях, ради которых они приходят в материальных мир.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И БУДУЩЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
6. Эволюция человечества.
Различие людей по степени развития
1. История как наука
Агни-Йога. Надземное. § 590
Блаватская Е.П. Эликсир Жизни. М. 1998. С. 45
Блаватская Е.П. Новый цикл. М. 2001. С. 72
Рерих Е.И. Письма. М. 2008. Т. 8. С. 35
Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. М. 1993. Т. 1. С. 451
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 323