1.4. Философия истории как основа для общественных наук
Основная идея философии истории была сформулирована ещё в ранней христианской философии: история изучает деяния людей во времени, но законы, их определяющие, существуют вне времени. В свете теософского Учения эта идея может быть кратко выражена следующим образом. Прежде всего существуют вечные всеобщие законы бытия, а затем и законы периодические, представляющие собой план Творца Космоса, Космического Разума, создаваемый на весь период существования его мира. План создаётся на основе законов вечных, он вписывается в духовное начало (огненную искру) всех форм жизни от элементалов и минералов, растений и животных до человека. Все единые в духе жизни будут различаться прежде всего тем, что будут развиваться на различных планах Космоса.
Судьба мира и человека пишется одной Рукой, ибо любая жизнь разворачивается по плану Творца. Отсюда и история человечества Земли не есть хаос случайных событий, её ход слагается не по произволу вождей или правящих классов, и тем более не по воле народов, а в силу объективных причин, по Воле Космического Разума. Он задаёт план развития народов, их последовательную смену и предназначение, кроме того Он определяет сущность того или иного народа, призванного для исполнения поставленных Свыше задач. Так замысел Творца о России её мыслители назвали Русской Идеей. Именно Идея, мыслеобраз Бога и его духовная энергия, лежит в основе единства народа, являясь его главным объединяющим фактором.
Далее следует отметить, что особенно важным для общественных наук являются законы иерархии, цикла и причинности, относительно человеческой жизни последние рассматриваются как законы перевоплощения и кармы. Закон цикла даст возможность использовать при изучении исторических явлений метод аналогии, соответствия между прошлыми и настоящими событиями могут помочь в понимании их смысла. А действующий в обществе закон кармы — космической целесообразности и справедливости — при его признании и познании может дать ответы на многие смущающие умы людей вопросы.
Космический разум управляет миром посредством закона кармы, который помогает осознать и роль личности в истории. Многие исторические и социальные явления предопределены, и ни один человек в мире не может изменить ход истории, ибо является исполнителем Божественного замысла. Но личность играет не только те роли, которые предназначены ей Божественным началом, но может частично и видоизменять их в соответствии с собственной кармой, сложенной в течении многих воплощений на земле. Все мы стоим перед выбором — как поступать, как оценить происходящее, но есть ли у нас свобода выбора в конце времён, во время великой смуты?
Неумолимый и строгий, но справедливый закон кармы уже определил нам, где, с кем и как жить, но главное, во что верить и как относится к происходящему. Тогда что же нам могут дать науки об обществе, знания о его законах и о нашей собственной духовной природе?! Принять осознанно свою судьбу! Вера в справедливость мира и в мудрость Божественной Воли поможет нам бесстрашно и спокойно принять сужденное, не сетуя и не гневаясь, и этим помочь миру, где духовная слепота породила ненависть и страх.
Повторим, что современная философия истории необходимо включает в себя основы теософского учения о человеке, которое помогает глубже осознать сущность народов, их отношения между собой, а также роль личности в истории. Каждый историк должен знать, что если история созидается народами, то её деятелями являются крупные личности, обладающие развитой Индивидуальностью, сложенной в результате многовековых непрерывных воплощений на земле. К ним относятся, во-первых, вожди и правители народов, во-вторых, его наставники и просветители, носители культурных ценностей. Реализация плана Логоса в земных условиях не происходит автоматически, само собой, а зависит и от свободной воли людей, прежде всего тех, кого мы и называем двигателями истории. Их действия в рамках безусловной необходимости Божественного плана слагают условия для последующего периода, то есть в данном случае формируется условная необходимость исторического процесса. Поэтому главную ответственность за судьбу народов несут именно эти исторические деятели, а их личная карма переплетается с кармой народа.
Средний человек воплощается редко и в одном народе, развитые души перевоплощаются быстро и в разных народах, часто они не связаны космическим родством с народом, в среде которого им предстоит жить. Кроме того крупные личности, оказывающие влияние на народы, включают в себя не только светлые души, но и души тёмные, задача которых не воспитание, а растление людей. Будущая история народов будет дополнятся историей Индивидуальностей, личности которых оставляют свой след в историческом процессе. Только знание цепи личностей той или иной Индивидуальности позволит историку правильно оценить сущность того или иного человека, его роль в судьбе как своего народа, так и всего человечества. Позволит также отделить служителей тьмы от служителей света, ибо первые часто облачаются в светлые одежды и беда тех, кто не распознает их истинные лица. Знание перевоплощений явится, таким образом, важным ключом для постижения истории.
Историей Земли руководит Великий Владыка Космоса и его женская половина, Матерь Мира. Это они на Небе мыслью творят исторический план, а на земле его реализуют. Пребывая в высшей духовной сфере Космоса, они воплощаются в земных условиях в труднейшие переходные эпохи человеческой эволюции. Великий Владыка воплощался либо Вождём народа, либо его Учителем. Его задачей было объединение разрозненных племён в единую общность путём сплачивания их единым духовным учением или созданием их государственности. В этой великой жертвенной деятельности ему помогали Матерь Мира, его ближайшие ученики, а также немногочисленные избранные — представители Иерархии Света.
Назад
1. Введение в метаисторию России
1.3. История и социология как науки
Далее
1. Введение в метаисторию России
1.5. Метаистория, её смысл и цель