1.6. Первое 500-летие эпохи Рыб. Развитие греко-римского государства
Материк, на котором разворачивалась история эпохи Рыб в течение 2000 лет, называется Евразией, её западную часть составляет Европа, восточную часть — Азия. Условная граница между ними пролегает вдоль Уральского хребта и по Каспийскому морю, а также по восточным берегам Чёрного и Средиземного морей, по проливам Босфор и Дарданеллы, а также по Кавказским горам, лежащим между Чёрным и Каспийским морями. Это разделение материка морями и горами предопределяет противостояние Запад (Европа) и Восток (Азия).
Для изучения становления отдельных народов и государств, а также их развития в процессе взаимодействия друг с другом важно учитывать разделение материка и на другие части, речь в данном случае идёт об Азии, которая вдвое больше Европы. Азию разделяют также на две большие части: Северную и Южную. Северная Азия — это Сибирь, которая полностью принадлежит России. Южная, в свою очередь, делится на три части.
Юго-Западная Азия — это Ближний Восток, если она рассматривается относительно Европы. Сюда относится Аравийский полуостров и Малоазийский полуостров — Турция, Палестина, Сирия, Ирак, Кувейт и Иран (в древности страны Междуречья Тигра и Евфрата) и другие страны. Юго-Восточная Азия — это Дальний Восток, Индия, Китай, Тибет, Монголия, Индокитай, Малайский архипелаг и т. д.
Центральная серединная Азия, которая, собственно, рассматривается как Азия, это бывшие среднеазиатские республики СССР: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, а также Афганистан и Пакистан, горы Памир и Тянь-Шань. В итоге мы будем упоминать понятия: Запад, Восток (Ближний и Дальний), Азия, а позже и Россия, ибо она займёт большую часть Евразийского материка.
Эпоха Рыб окончательно вошла в свои права в начале первого века нашей эры. В первой её четверти, т. е. в течение пяти веков, на территории Европы располагалась Римская империя. По соседству с ней на Ближнем Востоке находилась Персия, возникшая на месте древних Ассирии и Вавилона. Она меняла свою границы и исторические названия, но фактически оставалась всё тем же государством персов, противостоящим сперва Греции, а затем Риму. Оно препятствовало их расширению на Восток, попытка македонского царя Александра окончательно завоевать его была безуспешной, созданная им огромная держава распалась сразу же после его смерти в 325 г. до н. э.
О происхождении римского народа и образовании его государства сказано следующее (см. статью Е.П.Б. «Страницы эзотерической истории» в сборнике «Гималайские Братья»). Древнейшим государством в центре Апеннинского полуострова был Самниум, уроженцами которого было племя самнитов. Племя италиков или латинов, пройдя Апеннинские горы, зашло на полуостров с севера. Латины поселились в Лациуме; будучи независимыми от самнитов, они всё же не избежали нашествия других племен; среди них были этруски, пеласги, кельты, галлы и т. д. В конце концов, все они были поглощены греками, Великой Грецией.
Греки с начала VIII века до н. э., а может быть и раньше, начали захватывать острова Эгейского моря и побережье Малой Азии, а также более удалённые побережья Средиземного, Адриатического и Чёрного морей. Они основали значительное количество колоний, построили города, связанные между собой торговыми путями, имевшие значения и в истории Рима, такие, например, как Навкратис в дельте Нила, Сиракузы на Сицилии, Тарент и Неаполь на юге Италии. В итоге сформировалась определённая общность городов-государств (полисов), получившая название «Великая Греция».
Согласно легенде, первыми царями Рима были Ромул и Рем. Ромул был сыном грека Энея, который покинул свой город Трою после его падения. Ромул объединил латинов и другие вышеуказанные племена и создал в Лациуме на берегах Тибра государство с центром в городе Альба-Лонга, находившемся к юго-востоку от Рима. Затем формируется город-государство древний Рим, жители которого стали называться римлянами. В итоге, греки явились кровными предками будущих римлян и управлялись они царями греческого происхождения. И сказано нам: древние римляне были эллинами в новом «этническом одеянии», т. е. греки и римляне представляют собой один народ, единый по своему кровнородственному происхождению, определённым ореолом расселения, языком и языческой религией. Кровное родство определяет и общие телесные черты, внешние одеяния внутренних душ народа.
Однако для нас особенно важен другой вопрос — были ли греки и римляне народом единого духовного корня, единой космической семьей, рождённой под определённым светилом, т. е. детьми одного Планетарного Логоса, который зародил их духовные триады и управляет их эволюцией? На основании изучения их истории мы можем дать утвердительный ответ на этот вопрос и охарактеризовать их триады следующим образом. Первым преобладающим началом их духа являлось волевое начало: мужество, доблесть, честь составляли важные нравственные ценности греко-римского народа. Следующим важным аспектом их триады было начало умственное, интеллектуальное и упорядочивающее, определившее их способности к философии и наукам, к созданию системы права, законов для разумной организации общества. Чувствующее начало являлось третьем аспектом их духа. Эстетические ценности определяло языческое мировоззрение политеизм, почитавший Богов природы, управляющих её стихийными силами, элементалиями. Для них природа была живой, они чувствовали её жизнь, красоту природных форм и человеческого тела выражали в своём искусстве. Народ был терпим к верованиям и обычаям покоряемых ими племён и народностей, сознавая, что их Боги отличались от собственных только именами, но их сущность была подобной.
Мы полагаем, что отчей Звездой греко-римского народа был Юпитер, недаром главный Бог их пантеона носил имя Зевс-Юпитер. Юпитер определил их предназначение: разработать идею государства как систему власти и управления, как важного фактора объединения племён или народностей в единое общество. Для исполнения этой миссии им была дана возможность расширения территории расселения. Важно и то, что в недрах римской империи возникло христианство, кульминирующее прежние учения: мудрость Египта, наследника знания Индии, иудейскую религию, ведущую начало от Моисея, и светскую философию Греции. Христианство стало объединяющим фактором европейских народов в течение многих веков. Языком греко-римского простого народа оставался язык греческий в разных его наречиях, но наряду с ним была выработана латынь, ставшая ещё одним объединяющим фактором разноязычных молодых народов Европы, однако, главным образом, их правящих классов и деятелей культуры.
Юпитер — планета расширения, впитывания в себя различных элементов и их синтез. Он и предопределил своим народам их главное предназначение — разработать идею государства и теоретически, и практически как объединяющего начала различных племён и народностей в единую социальную общность. Уже греки осознали и использовали в своих полисах три формы правления. 1) Это демократия, когда внешний орган власти с его тремя функциями — законодательной, исполнительной и судебной — избирается всем народом прямым голосованием. Правда, избирательным правом пользовались только граждане полиса, мужчины, достигшие определённого возраста. Иноземцы, рабы и женщины не допускались к выборам. 2) Это аристократия, когда власть осуществляется определённой группой людей, знатью либо по происхождению, либо по богатству, а также военной элитой. 3) Это монархия, когда власть принадлежит одному человеку, он принимает свои решения единолично. Афины, Спарта и Сиракузы — примеры трёх полисов, в которых использовались три формы власти и правления.
Существуют четыре типа государства, различающихся как по форме правления, так и по величине занимаемой ими территории, а также по количеству и характеру их населения. Реже оно может включать только народ единородный по своей сущности, т. е. единый по космическому родству, чаще — народ смешанный, разный по космическому происхождению. Эти четыре типа государства представляют собой город-государство (полис), царство (княжество, королевство), республику и империю. Как уже было сказано ранее, понятия «государство» и «страна» различны, однако они взаимосвязаны, ибо только с возникновением государства возникают страны, когда в определённых границах происходит концентрация природных и человеческих ресурсов, непременно требуется и централизированная система управления, достигаемая путём власти. Кочевые племена и народности, в конечном счёте, оседают на определённой территории, защищают свои границы и создают государство. В итоге образуется цивилизация, в лоне которой развивается культура, происходит эволюция человечества.
Все четыре типа государства получили своё развитие в процессе становления и существования греко-римской государственности. Полисная система организации народа была развита греками. Живя в разных государственных образованиях, они осознавали себя единым народом — эллинами, благодаря языку, религии, обычаям и развитым средствам сообщения. Римское государство в форме республики просуществовало около 500 лет (509–27 гг. до н. э.). Республика была демократическим государством, в котором власть принадлежала людям, избираемым народом путём тайного голосования (Рекс — царь, публика — народ). Народ Рима включал в себя патрициев — знатных потомков первых жителей римского царства; и плебеев — переселенцев из разных мест Апеннинского полуострова. Последние только со временем и в борьбе с патрициями завоевали себе гражданские права. Главным органом законодательной и исполнительной власти являлся сенат, куда первоначально входили только знатные аристократы, а затем избранные народом трибуны и консулы, которые избирались сроком на год, но затем пожизненно входили в сенат. Орудием власти являлось войско (воины, легионеры), которое формировалось из плебеев, но военачальники назначались сенатом.
Уже во времена республики государство римлян расширяло свои границы, захватывая чужие территории, превращая их в колонии путём переселения туда своих граждан, главным образом, легионеров. Уходя в отставку, они получали наделы земли, обрабатывали их сами или сдавали в аренду. Происходила цивилизация и урбанизация Европы, строились городские поселения, дороги, мосты, виллы богатых граждан становились всё великолепней, росла романизация правящей элиты и просвещённой части государства, объединение их с помощью латыни.
Республика делилась на провинции, которые управлялись наместниками (прокураторами), назначаемыми сенатом. Экономическая и социальная жизнь провинций мало отличалась от метрополии, между ними осуществлялась торговля, обмен продуктами и товарами. Хотя метрополия, т. е. граждане самого Рима, обогащались за счёт колоний, но нельзя сказать, что она их грабила, ведь жителями их были выходцы из Рима. Конечно, в метрополию из захваченных территорий вывозились природные ресурсы и ископаемые, ибо рудники и земли, принадлежащие государству, разрабатывались иноземцами и рабами.
Уже на уровне республики была разработана система власти, которая в преобразованном виде перешла в империю, огромное сверхнациональное и разноязычное государство с единоличным управлением. Император формировал органы управления, сенату отводилась вспомогательная совещательная роль. Единоличная власть в Риме не была сперва строго наследуемой, т. е. не переходила от отца к сыну, как это было впоследствии в европейских государствах и империях. В начальный период империи власть переходила от правителя к правителю при содействии влиятельных родственников или сенаторов. Необходима была и поддержка легионеров. В поздний период империи власть всё больше захватывалась при поддержке военной верхушки. Так, в середине III века н. э. империя переживала кризис власти, её правители сменялись очень быстро и по воле преторианцев, элитной части армии. После чего она распалась на две части — Западную и Восточную, т. е. первый цикл Плутона в 250 лет ознаменовал разделение империи на две части. Западная империя прекратила своё существование в V веке н. э., она рухнула и под натиском варваров, и в силу внутренних причин — неспособности правителей решить социальные противоречия. Но самое важное то, что срок существования западной империи истёк согласно космическим часам.
Восточная империя просуществовала ещё тысячу лет, её последний час пробил только в XV веке н. э. Жители империи считали себя римлянами (ромеями), но говорили на греческом языке. Да, это был тот же греко-римский народ, в котором наряду с государственной властью большую роль играла религия, теперь уже православное христианство. Много веков Византия была хранительницей греческого и римского наследия, развивала его и защищала от арабского государства с его исламской религией, но всё же была покорена турками, новыми носителями ислама.
Россия наследовала у греко-римского народа идею синтеза: создание сильного государства, создание порядка из разрозненных племён и народностей, христианскую православную религию для духовного объединения языческих верований, для утверждения общегосударственных нравственных ценностей. Она утверждалась в борьбе с германским началом и католицизмом запада; в борьбе с арабо-турецким исламом, особые отношения у неё были с татаро-монгольскими завоевателями. Монголы способствовали объединению враждующих княжеств в единое государство — Московскую Русь. С другой стороны, и сами монголы в этой борьбе сформировали своё первое государство — Золотую Орду.
Назад
1. Введение в метаисторию России
1.5. Метаистория, её смысл и цель
Далее
1. Введение в метаисторию России
1.7. Второе 500-летие эпохи Рыб. Образование новых народов и их государств в Европе и на Ближнем Востоке