Заключение
Здесь мы кратко повторим то, что было сказано выше, уточняя используемые понятия.

Мысль

«Наука о мысли есть наука о бытии» (43). «Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии» (44). «Также и значение мысли не будет осознано без понимания тонких энергий. Конечно, слово «мысль» давно существует, но следует подумать о содержании его» (45). Психология — наука о душе, то есть о внутреннем мире человека, его мышлении, чувствах и желаниях. С помощью мышления мы познаём мир и себя, созидаем вещи и творим свою судьбу. Мышление есть процесс рождения, восприятия, выражения и упорядочивания мыслей. Мышление разворачивается во времени, мысль приходит мгновенно. Мысль есть оформленная энергия, она возникает на основе чувств, ибо с помощью мышления мы прежде всего осознаём чувства, которые представляют собой потоки тонких энергий. Мысль, таким образом, есть форма, в основе которой лежит энергия, несущая определённое содержание, ибо мысль всегда есть мысль о чём-то. Заключённая в мыслях энергия бывает разной степени плотности, есть мысли грубые, тонкие и огненные. Чёткие и устойчивые мысли отличаются от мыслей размытых и хаотических, подобных быстро исчезающим хлопьям снега. Одни мысли развёрнуты; это видимые внутренним зрением и насыщенные эмоциями образы представлений; это и мысли, уже облачённые в слова при беззвучном внутреннем мышлении. Другие мысли свёрнуты; это мысли, которые мы осознаём, но ещё не можем выразить словами и представить образно. Мысли различаются по времени существования: вечные сохраняются на весь период Космической Манвантары; временные — уничтожаются по завершении определённых Солнечных Манвантар; хаотические мысли полуживотного человека разрушаются быстро.
По своему содержанию мысли бывают высшие и низшие, добрые и злые, прекрасные и безобразные. Высшие мысли — это мысли о духовной сущности человека, эволюции его сознания и роли в Космосе; это мысли о беспредельности мироздания, о многообразии космических миров; это мысли о непрерывности жизни человека и его ответственности как за свои поступки, так и за свои мысли. Мысль предшествует действию, она — основа жизнетворчества, любой поступок человека и созданный им предмет есть воплощение мысли. Мыслью слагается карма, мыслью она преобразуется, мыслью будет совершенствоваться человечество, если осознает её сущность и силу. Мыслью карма не только улучшается, но и ухудшается, ибо низшие, злобные и разрушительные мысли привязывают нас к земле. Только мысли, наполненные высокими чувствами-энергиями и несущие высокое содержание, развивают человека и ускоряют его эволюцию. «О качестве мысли нужно подумать, как для Земли, так и для Мира Надземного. Знаете, что там сообщаются мыслью, потому уменье мыслить является особенно нужным» (46).
Мысли различаются по своему происхождению, ибо порождаются мыслителями, разными по степени своего развития. В случае человека одни мысли рождаются мозгом, другие рождаются сердцем, исходят от Высшего Эго. Магнит сердца воспламеняется высоким мышлением. Сердечная мысль служит связью человека с Высшим Миром, но мощь сердца должна развиваться на земле путём самоотверженного труда и творчества. «Люди забыли, что сердце есть сеятель, а мозг есть пахарь и жнец… Можно понять, что самая высокая мощь не проявится, если человек не вызовет её сознательно» (47).
Человек не только сам постоянно порождает мысли и посылает их вовне, но и воспринимает их извне. Миры наполнены мыслями существ разной ступени развития, и от нас зависит, какими мыслями мы наполняем наше сознание, какие мысли посылаем миру. Необходимо учиться различать мысли и наблюдать за тем, что входит в наше сознание и что из него выходит. Мысль магнитна, подобное притягивает подобное, светлое нас просветляет, тёмное омрачает. Одни мысли человек воспринимает от других людей при непосредственном общении с ними или из написанных ими книг, другие приходят к нему из Мира Идей или от Высших Существ. Мощные токи мыслей летят из Твердыни Света, обители воплощённых Богов; воспринимаемые людьми, они способствуют их эволюции. «Искры Высшего Разума, как молнии, пронизывают нас. Благо тому, кто сумеет задержать их в сердце. Именно в сердце, оно не сгорит от них, но мозг может испепелиться» (48).
Высшие посылки мыслей человек воспринимает сердцем, носителем его Бессмертной Души. Одни из них оформлены словесно, «звучат» в сознании, другие осознаются интуитивно, их ещё нужно облекать словами. Способность духовного разума человека воспринимать высшие мысли и названо чувствознанием. Для того, чтобы получать молнии высших мыслей, нужно очищать сознание от мыслей обыденных, беспокойных и тревожных, которые препятствуют проникновению в нас Света. Очищение сознания достигается с помощью сердечной молитвы и медитации. «Правильно сказали о мысли и чувствознании. Превыше всех Самадхи царствует мысль» (49). «Только упражняя мышление, Йог достигает тонких вибраций» (50).
Итак, мысль — тончайшая из всех энергий; сочетаясь с огнём Пространства, она порождает психическую энергию, высшее проявление энергии Всеначальной. Мысль бессмертна, она живёт, создавая новые сочетания. Мысль нерушима, она очищается огнём пространства и снова являет свою сущность. Быстрее света мчится мысль, никто не определит границ её распространения. Мысль есть сущность Духовного плана. О какой мысли прежде всего идёт речь в данных утверждениях? О мысли и мыслях Логоса, Космического Творца, Божественного Мыслителя. При своём земном воплощении Мыслитель дал Земле в XX веке учение о мысли, её значении и силе. «Урусвати усвоила мыслительную Йогу, так иногда Мы называем Агни-Йогу, чтобы подтвердить её мыслительную основу. Мысль огненна. Мысль беспредельна. Никто не определит границ распространения мысли» (51).
Духовные зёрна людей — Атма-Буддхи — содержат мысли Космического Творца, выражающие общий план их проявления на Космическую Манвантару. Духовные ядра людей — Атма-Буддхи-Манас — содержат манасическую энергию Богов, Планетарных Логосов. Их мысли будут проявляться по мере погружения духа в плоть, по мере формирования сознания и его проводников, способных самостоятельно порождать мысли, познавать и созидать себя, а также мир вокруг себя. Манасическая энергия Богов — это и есть врождённые идеи, первоначально заложенные в человеке, что отличает его от животных, души которых ещё не достигли ступени существования в человеческой форме.
«Наука о мысли есть наука о бытии» (43). «Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии» (44). «Также и значение мысли не будет осознано без понимания тонких энергий. Конечно, слово «мысль» давно существует, но следует подумать о содержании его» (45). Психология — наука о душе, то есть о внутреннем мире человека, его мышлении, чувствах и желаниях. С помощью мышления мы познаём мир и себя, созидаем вещи и творим свою судьбу. Мышление есть процесс рождения, восприятия, выражения и упорядочивания мыслей. Мышление разворачивается во времени, мысль приходит мгновенно. Мысль есть оформленная энергия, она возникает на основе чувств, ибо с помощью мышления мы прежде всего осознаём чувства, которые представляют собой потоки тонких энергий. Мысль, таким образом, есть форма, в основе которой лежит энергия, несущая определённое содержание, ибо мысль всегда есть мысль о чём-то. Заключённая в мыслях энергия бывает разной степени плотности, есть мысли грубые, тонкие и огненные. Чёткие и устойчивые мысли отличаются от мыслей размытых и хаотических, подобных быстро исчезающим хлопьям снега. Одни мысли развёрнуты; это видимые внутренним зрением и насыщенные эмоциями образы представлений; это и мысли, уже облачённые в слова при беззвучном внутреннем мышлении. Другие мысли свёрнуты; это мысли, которые мы осознаём, но ещё не можем выразить словами и представить образно. Мысли различаются по времени существования: вечные сохраняются на весь период Космической Манвантары; временные — уничтожаются по завершении определённых Солнечных Манвантар; хаотические мысли полуживотного человека разрушаются быстро.
По своему содержанию мысли бывают высшие и низшие, добрые и злые, прекрасные и безобразные. Высшие мысли — это мысли о духовной сущности человека, эволюции его сознания и роли в Космосе; это мысли о беспредельности мироздания, о многообразии космических миров; это мысли о непрерывности жизни человека и его ответственности как за свои поступки, так и за свои мысли. Мысль предшествует действию, она — основа жизнетворчества, любой поступок человека и созданный им предмет есть воплощение мысли. Мыслью слагается карма, мыслью она преобразуется, мыслью будет совершенствоваться человечество, если осознает её сущность и силу. Мыслью карма не только улучшается, но и ухудшается, ибо низшие, злобные и разрушительные мысли привязывают нас к земле. Только мысли, наполненные высокими чувствами-энергиями и несущие высокое содержание, развивают человека и ускоряют его эволюцию. «О качестве мысли нужно подумать, как для Земли, так и для Мира Надземного. Знаете, что там сообщаются мыслью, потому уменье мыслить является особенно нужным» (46).
Мысли различаются по своему происхождению, ибо порождаются мыслителями, разными по степени своего развития. В случае человека одни мысли рождаются мозгом, другие рождаются сердцем, исходят от Высшего Эго. Магнит сердца воспламеняется высоким мышлением. Сердечная мысль служит связью человека с Высшим Миром, но мощь сердца должна развиваться на земле путём самоотверженного труда и творчества. «Люди забыли, что сердце есть сеятель, а мозг есть пахарь и жнец… Можно понять, что самая высокая мощь не проявится, если человек не вызовет её сознательно» (47).
Человек не только сам постоянно порождает мысли и посылает их вовне, но и воспринимает их извне. Миры наполнены мыслями существ разной ступени развития, и от нас зависит, какими мыслями мы наполняем наше сознание, какие мысли посылаем миру. Необходимо учиться различать мысли и наблюдать за тем, что входит в наше сознание и что из него выходит. Мысль магнитна, подобное притягивает подобное, светлое нас просветляет, тёмное омрачает. Одни мысли человек воспринимает от других людей при непосредственном общении с ними или из написанных ими книг, другие приходят к нему из Мира Идей или от Высших Существ. Мощные токи мыслей летят из Твердыни Света, обители воплощённых Богов; воспринимаемые людьми, они способствуют их эволюции. «Искры Высшего Разума, как молнии, пронизывают нас. Благо тому, кто сумеет задержать их в сердце. Именно в сердце, оно не сгорит от них, но мозг может испепелиться» (48).
Высшие посылки мыслей человек воспринимает сердцем, носителем его Бессмертной Души. Одни из них оформлены словесно, «звучат» в сознании, другие осознаются интуитивно, их ещё нужно облекать словами. Способность духовного разума человека воспринимать высшие мысли и названо чувствознанием. Для того, чтобы получать молнии высших мыслей, нужно очищать сознание от мыслей обыденных, беспокойных и тревожных, которые препятствуют проникновению в нас Света. Очищение сознания достигается с помощью сердечной молитвы и медитации. «Правильно сказали о мысли и чувствознании. Превыше всех Самадхи царствует мысль» (49). «Только упражняя мышление, Йог достигает тонких вибраций» (50).
Итак, мысль — тончайшая из всех энергий; сочетаясь с огнём Пространства, она порождает психическую энергию, высшее проявление энергии Всеначальной. Мысль бессмертна, она живёт, создавая новые сочетания. Мысль нерушима, она очищается огнём пространства и снова являет свою сущность. Быстрее света мчится мысль, никто не определит границ её распространения. Мысль есть сущность Духовного плана. О какой мысли прежде всего идёт речь в данных утверждениях? О мысли и мыслях Логоса, Космического Творца, Божественного Мыслителя. При своём земном воплощении Мыслитель дал Земле в XX веке учение о мысли, её значении и силе. «Урусвати усвоила мыслительную Йогу, так иногда Мы называем Агни-Йогу, чтобы подтвердить её мыслительную основу. Мысль огненна. Мысль беспредельна. Никто не определит границ распространения мысли» (51).
Духовные зёрна людей — Атма-Буддхи — содержат мысли Космического Творца, выражающие общий план их проявления на Космическую Манвантару. Духовные ядра людей — Атма-Буддхи-Манас — содержат манасическую энергию Богов, Планетарных Логосов. Их мысли будут проявляться по мере погружения духа в плоть, по мере формирования сознания и его проводников, способных самостоятельно порождать мысли, познавать и созидать себя, а также мир вокруг себя. Манасическая энергия Богов — это и есть врождённые идеи, первоначально заложенные в человеке, что отличает его от животных, души которых ещё не достигли ступени существования в человеческой форме.

Понятия

⠀⠀Слово — это воплощённая в звуке или в виде письменных начертаний мысль. Содержание слова — мысль; тело мысли — слово. «Помните, что слово есть мысль» (52). Слова бывают конкретные и абстрактные. Содержание или значение первых можно представить образно. Конкретные слова выражают и передают жизненный опыт людей, мы понимаем их значение, рождаясь и формируясь в языковой среде своего народа. Абстрактные слова — это понятия, содержание которых не представимо образно; для того, чтобы их понимать, мы должны их чётко определять. С помощью понятий выражается общечеловеческое знание о мире.
Общие понятия бывают эмпирическими (опытными) и априорными (доопытными). Эмпирические понятия присущи частным наукам, они являются результатом обобщения наблюдений и экспериментов, получаемых с помощью органов чувств и приборов. Априорные понятия предшествуют опыту, благодаря их наличию и возможно осмысление последнего. Эмпирические обобщения чувственного опыта связаны с деятельностью мозга, априорные понятия проистекают изнутри сознания. Философия выражает своё знание с помощью априорных понятий, которые часто называются категориями. Философы определяют свои общие понятия, разрабатывая различные системы категорий, необходимые как для выражения общих начал и законов мироздания, так и для понимания проявлений этих основ в окружающем нас мире. Таким образом, значения конкретных слов понимаются из контекста, потому мы не будем путать ключ от двери с ключом, бьющим из-под земли. Общие понятия, особенно если речь идёт о философских категориях, наоборот, требуют чёткого определения значения, иначе понимание текста будет затруднено.
Наряду с общими понятиями существуют всеобщие объединительные понятия, такие например, как добро, красота, истина, бог и т. д. Философы называют их универсалиями или врождёнными идеями, поскольку они постигаются человеком интуитивно. Их невозможно однозначно определить, так как в силу своей всеобщности они включают в себя множество значений, находящихся между собой в иерархической связи. Каждый человек по-своему и часто односторонне понимает и выражает их значение, что влечёт за собой много споров и недоразумений. Универсальная философия должна рассматривать эти всеобщие понятия всесторонне, включая в себя все их определения, чтобы разрешить вековые религиозные и философские споры. Например, монотеисты утверждают, что Бог один, но политеисты говорят о множестве Богов. Но такое универсальное понятие как Бог может включать в себя до семи значений, которые следует различать и чётко определять, ибо Богом можно назвать и Единое, Абсолют или Дух, и многое: иерархию творческих существ и Высшее Эго человека.
В философии широко используется и такое всеобщее понятие как «идея», в которое также вкладывается различное содержание. Для нас же идеи — это мыслеформы Бога-Творца, Логоса, которые запечатлены на духовной материи, Акаше, и составляют Духовный Мир нашего Космоса. Идеи мы рассматриваем двояко, с одной стороны, это монады, которые проявляются в различных космических формах, с другой стороны, это идеальные модели, первообразы или архетипы, согласно которым будут создавать формы многочисленные строители Космоса.
Общее представление об идеях выражается в философии понятием сущность, которое внешне определяется одинаково, но понимается различно, что ведёт к грубейшим заблуждениям. Сущностью, эссенцией, прежде всего называют основу любой формы, неизменный носитель изменчивых свойств, её основное качество, проявляющееся в различных свойствах. Сущность, с другой стороны, выражает общее, объединяющее вещи или явления в определённые виды (дубы) и типы (деревья), то есть здесь она выражает некий первообраз, согласно которому были сотворены формы данных объектов. Сущность есть источник и причина любого объекта или явления. Существование, экзистенция, — это её следствия, поэтому утверждать, что существование может предшествовать сущности, что делают экзистенциалисты, ошибочно. Сущности предшествуют существованию, ибо существуют до жизненных форм как идеи (монады и первообразы) в Уме Бога, но для многих светских философов Космического Разума не существует.
Познать объект или явление — это значит познать их сущность, создать вещь — воплотить в форме её сущность. Учёные, обобщая результаты изучения отдельных свойств объектов, стремятся постичь их сущности, однако постижение сущности индуктивным путём от части к целому ограничено. Сущности постигаются интуитивно духовным разумом человека, причастным Разуму Космическому, затем они выражаются в понятиях, которые наполняются содержанием при изучении их проявлений в объективном мире. Таким образом, сущности объектов существуют до них как мысли или энергии Логоса, затем существуют в объектах в той мере, в которой они соответствуют своей сущности, и наконец, содержатся в человеческом разуме.
Духовный мир идей или мир ноуменальный (от слова «Ноус» — Космический Разум) существует на протяжении Манвантары, объективный мир есть его временное отражение. Всякая вещь на духовном плане есть вечное «есть», а всякая вещь на объективном плане есть вечно становящееся и вечно преходящее. «Жизнь заключается в вечном последовании идей и выявлений в жизни космических энергий. Как может дух принять понятие Беспредельности, не устремляя свою мысль в царство идей!» (53). «Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши» (54).
С понятием сущности тесно связано понятие субстанции, оба понятия нередко ошибочно отождествляют. Сущностей много, субстанция одна, сущности порождены Логосом, субстанция существует от века как Огненная Духоматерия. Сущности-идеи лежат в основе бесчисленных форм, субстанция — основа всех форм, многочисленные формы включают в себя её различные проявления. Субстанция — Беспричинная Причина мира; сущности — создания Космического Логоса и его помощников Планетарных Логосов.
Всеобщие идеи существуют реально, но понятия, которые их определяют, и имена, которые их обозначают, существуют только в сознании человека. С помощью общих понятий или категорий философы выражают свои представления о мире, они — создания человеческого ума, выражение интуиций и мыслей определённых сознаний, их нельзя рассматривать отдельно от умственных представлений человека, как это делали средневековые реалисты. «Оккультная философия никогда не останавливается на поверхностных очевидностях и для неё ноуменальные Естества более реальны, чем их объективные соответствия: в этом она сходна с системой средневековых номиналистов, для которых общности (идеи!) были реальностями, а частности существовали только номинально и в человеческом воображении» (55).

Сознание

⠀⠀Для возникновения сознания необходимо существование познающего и познаваемого, а также связи между ними. Сознание есть способность любой формы жизни воспринимать, анализировать и усваивать энергии окружающей среды. Различны виды сознания, и минералы, и растения, и животные имеют его, но только человек обладает способностью самоосознания и самопознания. Только человек обладает развитой формой сознания — мышлением, хотя различны виды его мышления — от примитивного полуживотного до развитого манасического и духовного. Все дочеловеческие формы жизни стремятся стать человеком, развить своё сознание до высшего мышления. Ограниченное и развивающееся сознание мы называем душой; абсолютное сознание или сверхсознание, которое вмещает в единство познающего, познаваемого и самопознание, мы называем духом. Таким образом, сознание есть проявленное и определённое знание духа.
Современная психология редко употребляет слово «душа». Многие психологи до сих пор рассматривают носителем сознания мозг и нервную систему: умирает тело — исчезает сознание. Новая трансперсональная психология, разными методами изучающая глубины человеческой психики, не употребляет понятие души по другим соображениям. Она говорит о теле человека и его уме, отличном от тела; при этом носителем ума считает низшее эго, которое является проявлением Высшего Эго или Самости. Преобразование человека они связывают с очищением ума, то есть рассудочного мышления. Для этих психологов слово «душа» — анахронизм, мешающий ясно выражать более широкое знание о человеческом сознании. Однако у них часто происходит смешение понятий о духе и душе, к тому же нет чёткого различия между видами самого ума, да и слово «самость» больше подходит для определения низшего ума, чем божественного «Я», а уж тем более духа.
Мы же, следуя традиции западной духовной философии, часто используем слово «душа» как синоним слова «сознание», ибо психология — это наука о душе, «псюхе». Сознание есть душа, сложное, составное, изменяющееся образование, отличное от неизменного, но проявляющегося, духа. При этом сознание-душу земной личности мы отличаем от её носителя — физического тела, являющегося плотной оболочкой души. Понятие души и употреблялось ранее, чтобы отличить сознание от тела, утвердить мысль, что человек на земле есть душа в теле, не умирающая вместе с телом. Однако и западная мысль не всегда отличала душу смертную от души бессмертной, часто смешивала понятия души и духа, поскольку учение о человеке во всей его глубине было сокровенным как в греческой, так и в последующих философиях.
В книгах «Агни-Йоги» очень редко употребляется слово «душа», речь постоянно идёт о сознании. Часто говорится о наполненности сознания мыслями, о его изменении: расширении и утончении, очищении и преображении. Сознание имеет недра, из которых поднимается сокровенное, оно включает в себя поверхностные и глубокие слои. Значит, сознание можно представить как некую форму или сосуд, в котором совершаются различные процессы, взаимодействуют разного рода энергии. Основу этой формы составляет Всеначальная Энергия, ее содержанием является абсолютная Мысль, сверхсознание или самосознание — «я есть». Эту основу называют Духом или Атмой, содержащей в потенции семена, который дадут всходы в проявленных мирах Космоса. Все люди едины в сути своей, ибо их Атмы есть проявления Единого Абсолютного Духа, Атмана, исходящего из Абсолюта. Очувствование духа в себе наполняет нас радостью, оно даёт нам «чувство жизни»: человек вечен в своём источнике и беспределен в своих мировых странствиях. Оно есть Благодать, ибо наполняет нас верой и силой. «Мыслитель говорил: «Помолчим, погасим молнии мысли. Пусть из недр подымется самое главное, самое затаённое» (56).
Сознание как душа предстаёт перед нами как форма, уже наполненная разного рода энергиями. Непрерывные энергии, чувства и желания, осмысляются и оформляются с помощью мышления. Элементами сознания являются мысли, а преображение сознания совершается благодаря возвышенному мышлению. И когда мы говорим о расширении сознания, мы имеем в виду наполнение сознания ясными, чёткими и светлыми мыслями. А когда мы говорим об утончении сознания, мы имеем в виду увеличение его восприимчивости и способности распознавания характера мыслей, то есть о развитии чувствознания. «Лишь огненный магнит сердца, воспламенённый высоким мышлением и устремлением, привлечёт высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия» (57).
Человек — сложное образование. Он есть проявление Атмы (Аурического Яйца), в лоне которой и на основе энергии которой он живёт и развивается в течение Космической Манвантары. Человек един в своей основе, но в проявлении двойственный: с одной стороны, он есть сознание, с другой — тело, ибо нет сознания без телесного проводника различной степени тонкости. У человека есть три души или три вида сознания: сознание воплощённого человека, сознание человека в Тонком Мире, сознание в Огненном Мире. При этом, говоря о том, что душа в огненном теле есть обитатель Огненного высшего Мира, душа в теле тонком есть обитатель Тонкого Мира, а душа в физическом теле — обитатель плотного мира, мы имеем в виду, что человек есть единство трёх естеств. Но люди разные по степени развития этих трёх естеств, поэтому употребляя понятие души и её тела, мы не будем смущать сознания людей, которым легче осознать степени развития души, чем её тел, ибо многие люди не имеют ещё ни бессмертной личности, ни развитой Индивидуальности, к тому же отрицают существование Надземных миров. Агни-Йога — для развитого человека, признающего реальность невидимых миров и свою жизнь в них. «Подобно сердцу сознание работает и днём, и ночью, но сердце есть земной удел, тогда как сознание есть орган трёх миров. Накопление сознания следует за всеми оболочками» (58). Вместо понятия о душе, её видах и телах мы употребляем теперь и объединяющее понятие о принципах человека, которые выражают одновременно и сознание человека, и его носителей. Они описывают сложную природу человека, позволяют говорить о степени его развития и индивидуальном характере.

Науки будущего

⠀⠀В настоящее время науки о Космосе и Природе изучают свои объекты и процессы с внешней стороны. Они исследуют мир явлений, воспринимаемый человеком его органами чувств и расширяющими их приборами. Учёные накапливают наблюдения, классифицируют и систематизируют их, затем обобщают. С одной стороны, они стремятся найти общее определение для ряда сходных явлений, называя это общее сущностью. С другой стороны, они ищут повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями, называя их законами. Учёные не всегда задают себе вопросы о том, что на самом деле представляют собой сущности явлений и мировые законы. Если бы они это осознавали, то непременно допускали бы существование невидимого мира сущностей, определяющего изменчивый и многообразный поток внешнего бытия.
Наблюдения есть не только описание внешних свойств явлений, но и их измерение, то есть выражение получаемого опытного знания не только в понятиях, но в числах и математических формулах. Обобщение наблюдений в данном случае приводит к построению математически выраженных теорий. И если обобщение опытных знаний может быть достигнуто с помощью рассудочного мышления, то создание математических теорий требует работы развитого интеллекта. С его помощью математики путём логических умозаключений, исходящих от интуитивно ясных постулатов, могут создавать теории, не обращаясь к опыту. Математика описывает окружающий нас мир со стороны его фундаментальных оснований, знание которых позволяет исследовать окружающий мир не хаотично, а в задаваемых теориями направлениях.
Собственно, любое исследование начинается с вопроса о том, что мы будем изучать и каким способом, а значит, ему предшествует определённое размышление, которое подтверждается или отвергается, дополняется или расширяется в процессе опытного изучения. Познание человека совершается с помощью мышления и опосредовано им. В конечном счёте, науки, изучающие определённую сторону окружающего нас мира, осознанно или нет, опираются на определённое философское мировоззрение. Философия даёт учёным представление об общем устройстве мира и его законах, выраженное на языке понятий. Философские теории создаются с помощью разума, синтетического мышления, но отличаются между собой глубиной и всеохватностью своих синтезов.
Будущие науки будут изучать область тонких энергий, не воспринимаемых обычными органами чувств большинства людей. Они явятся возрождением магии, древней сокровенной науки, но их результаты будут доступны всему человечеству. Начало будущим наукам о мире уже положено в XX веке изучением возможностей человека постигать то, что недоступно его внешним органам чувств. Прежде всего, это исследование сверхчувственных способностей некоторых людей, обладающих различными видами ясновидения, такими как созерцание человеческих аур, видения сквозь плотное тело, восприятие прошлых событий путём психометрии и чтения акашических хроник, непосредственное постижение мыслей людей и т. д.
Это и изучение изменённого состояния сознания человека в рамках трансперсональной психологии, использующей различные духовные практики для самоисследования сознания изнутри. Кроме того, много людей в Европе и Америке становятся на путь преобразования своего сознания, его расширения и очищения, используя различные способы, указываемые той или иной религией, тем или иным духовным учителем. Но чего при этом хотят достичь эти устремленные люди: спасения на небесах или освобождения от земных страданий, достижения просветления или озарения, совершенствования или нирваны?! Может, они хотят развить в себе скрытые способности, но для каких целей: для того, чтобы помочь миру в его восхождении, а может, наоборот, развить в себе силы для господства над другими людьми?!
И религии, и различные виды йоги утверждают в сути своей одно — задачей земной жизни человека является совершенствование путём преобразования его сознания. Но преображение земной природы может быть достигнуто только посредством установления связи низшего эго с Высшим Эго, бессмертной Душой внутри нас. Трансперсональные психологи разделяют это утверждение, но при этом по-разному называют высшее: Богом, Духом, Атманом, Абсолютом и т. д. При этом считается, что нет особой разницы в том, как именовать высшее, к которому устремляется человек. Для простого человека разницы нет, но для науки это важно, например, некоторые учёные для определения Высшего Эго используют понятие «Самость». Однако самостью можно называть только низшую часть человеческой личности, монстра в нас, но никак не Божественное Существо, к тому же очувствовать в себе высшее, установить связь с ним, тем более с ним объединиться — далеко не одно и то же. «Урусвати знает мощь победы над самостью… Не считайте себя неслыханными героями, когда начнёте наступление на чудовище самости… Человек, ты можешь начать борьбу с самостью в любой час твоего существования» (59). «Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так возвышенно мыслить?» (60).
Многообразие духовных переживаний и видений, описанное в современной религиозной и психологической литературе, настоятельно требует чёткости в определении понятий, чтобы осмысливать полученный материал, чтобы отличать истинные духовные достижения и прозрения от низшего психизма и медиумизма. Каждый человек может по-своему выражать свои устремления и переживания, поскольку индивидуальный способ самопознания и самоисследования будет учитываться в будущей науке. Но сама наука должна использовать единые и четкие понятия, необходимые для объединения учёных, для установления их согласованности друг с другом как в плане наблюдений, так и в плане обобщения получаемых результатов. А главное, для достижения взаимопонимания между ними. «Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных выражениях. Также и, наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах, подразумевая различные значения. Особенно при суждении о предметах высших нужно проявить осторожность, чтобы избежать недоразумения» (61). «Во время бесед с друзьями устанавливайте точное значение упоминаемых понятий. Различие пониманий ведёт к раздорам. Многие философские системы распадались именно вследствие неточных пониманий» (62).
Опорой для будущей науки, светом, озаряющим её путь, может быть только истинная универсальная философия — теософия, которая представляет собой синтез первоначальных истин, выраженных в понятиях новой эпохи. Теософия вмещает в себя прежние учения, заимствуя лучшие достижения прошлого, при этом каждой философии она отводит соответствующее ей место. Универсальная трансцендентальная философия осмысляет и утверждает вечные основы, на которых разворачивается проявленный мир. Единение учёных и представителей разных направлений мысли может быть достигнуто только их согласием в основах.
Основы мироздания постигаются духовным разумом человека, причастным Разуму Космическому. Они познаются самостоятельно развитым расширенным сознанием, но для усвоения основ требуется значительное время, не менее 20 лет. «Урусвати знает, что, подобно ваятелям, Мы высекаем основы расширения сознания. Урусвати также знает, что для усвоения этих основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватать отдельные слова. Нужно держать в сознании всё нарастание указаний» (63).
Основы постигаются интуитивно, они выявляются изнутри, из «Чаши», слагаемой многими человеческими жизнями, причём направленными к познанию мира. Однако усвоение основ означает и изучение их проявлений в Космосе, Природе, человеке и человеческой истории. Оно требует накопления общих философских, религиозных и научных знаний, а также более глубокого изучения подробностей в одной или нескольких областях знания. Помимо этого, необходим синтез собранного материала, что можно сделать системой чётких и ясных понятий. Получаемые знания приводятся в систему с помощью синтетического разума и интеллекта. Интеллект познаёт мир путём сопоставления противоположностей, а разум вмещает их. Истинный синтез, в итоге, есть совмещение многих истин. «Нужно понять, какая подготовка необходима, чтобы познание уложилось в стройную систему» (64).
При усвоении основ необходимо учиться мыслить чётко и кратко, что достигается с большим трудом, но кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Сложное и долгое изложение часто означает, что мыслитель ещё путается в своих мыслях, сам для себя пытается обосновать то, что предчувствует внутри, но пока не в силах воплотить в слове. Мысль зарождается внутри, затем передаётся в мозг, её выражение в слове есть отчасти её ограничение, но невысказанное не есть мысль. Это или безмыслие — хаос, или сверхмыслие — интуиция, недоступная мозговому сознанию. «Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучаться к священной краткости. Не нужно думать, что она достижима легко; в ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила» (65). «При знакомстве с Надземным Миром краткость и чёткость мысли будет добрым проводником... Дети должны уже понять значение краткости и чёткости в словах и в мыслях» (66).

Интеллект и разум

⠀⠀Наша Земля находится пока только в Четвёртом Круге развития, совершающегося на четвёртом Глобусе. Его задачей является оформление четвёртого Принципа, кама-манаса или ментального тела, что соответствует развитию интеллекта. Именно здесь, на самом плотном Глобусе, совершается переход животного в человека, и этот переход является труднейшим в Космосе, но несущим большие достижения тому, кто его успешно преодолеет. Поскольку у большинства коренного населения Земли ментальный принцип был только ускорен в своём развитии, постольку его ментальное тело будет в полной мере развито только в Пятом Круге эволюции. «Если физическое тело уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, и самое тонкое ментальное тело оформлено лишь у избранных» (67). Но культурная часть человечества, воплотившиеся Манасапутры, пришедшие на Землю для достижения более высокой ступени развития их Высшего Эго и вынужденные вновь проходить стадию развития интеллекта на новой спирали эволюции, должны завершить его развитие в Четвёртом Круге.
Стадия становления интеллекта трудна тем, что совершается наряду с развитием самосознания и самодеятельности, осознанием себя как отдельной и уникальной части мироздания, обладающей неограниченной свободой, то есть для развития мышления необходимо пройти стадию обособления от единой жизни Космоса. Преображение интеллекта в Разум происходит только тогда, когда человек, не видя и не чувствуя, одной силой мысли и воображения, преодолевает плотную завесу Майи, прозревает необходимость высших миров и духовного основания мироздания. Но чем мощнее интеллект, тем ярче выражена обособленность, тем труднее перейти на ступень синтетического Разума, преодолевающего раздробленность, обладающего распознаванием и вмещением противоположностей. Развитый интеллект, перешедший в Высший Разум, — величайшее благо в эволюции человека и Космоса, но развитый интеллект, не пробудивший в себе духовность, есть величайшее зло, ибо это есть эгоизм, а значит, отрыв от целого и гибель. К падшим в эволюции людям принадлежат не только медиумы и маги, но и носители мощного интеллекта во главе с их предводителем Самаэлем.
«Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врождённого инстинкта. Но, конечно, такая ярая духовность растём много скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений, существующих в Мире Проявленном. Ярый интеллект появляется при сознании своей обособленности от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создаёт особую индивидуальность, которая становится высоким благом или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке» (68).
Нам говорится, что при высокой степени духовности развитие интеллекта на Юпитере и Венере значительно уступает его развитию на Земле. Для скорого и успешного совершенствования наша Земля — лучшая сейчас планета, поэтому так важно спасти её от гибели. «Прикоснувшиеся к развитию высокого интеллекта не могут удовлетвориться одним знанием духа, которое даёт прекрасную жизнь, но однообразную, ибо там нет возможности упражнять своё мозговой аппарат и утончать интереснейший процесс мышления, рождающийся только при разнообразии состояния материи и многих препятствий, которые необходимо преодолеть. Также обогащение мысли не может происходить при отсутствии воображения. Но воображение накопляется при большом разнообразии поступлений и преодолении трудностей. Блаженство в Раю может показаться очень скучным деятельному мыслителю, пришедшему с нашей Земли» (69).
Без развитого интеллекта невозможно развить высшие способности познания — Разум и Чувствознание, связанные с оформлением манасического тела и усилением его связи с Буддхи. Нирманакая, принадлежащие к «Избранной Расе», обладают уже оформленным ментальным телом и усиливают связь манасического тела с Буддхи, развивая Чувствознание и Духовную Интуицию. Среди них находятся личности, принадлежащие к Пятому Кругу эволюции. «Люди Пятого Круга приходили в наш Круг за последние несколько тысячелетий… Подобные люди «Пятого Круга» существуют даже в наши дни на Земле… Те личности, которые, подобно Конфуцию и Платону, принадлежали психически, умственно и духовно к высшим планам эволюции, были в нашем Четвёртом Круге тем, чем средний человек будет в Пятом Круге, человечество которого, следуя предначертанной эволюции, будет несравненно выше, чем настоящее человечество» (70).
Только «Бессмертная Раса», обладающая высокой степенью развития как Высшего Эго, так и Личности, будет знать свои прошлые существования за определённый цикл воплощений. На определённой стадии развития земная личность, очистившись от животных элементов и преобразив свои низшие тела, может устанавливать связь с Высшим Эго, приобретая тем самым способности памяти прошлых жизней и предвидения будущего. Эти способности и относят к области Чувствознания или Духовного Прозрения, но поскольку ими обладают только редкие представители рода человеческого, то многие остальные отрицают их возможность вообще, отвергая на этом основании и закон Перевоплощения. Для развитых культурных людей завеса прошлого и будущего раскрывается в момент рождения или смерти, только тогда они видят предстоящую или прожитую жизнь и осознают смысл своих достижений и ошибок. Нирманакая, тем, кто принял цикл жизней для помощи человечеству, их прошлые жизни раскрываются при завершении определённого цикла земного странствования. Именно знание цепочки прошлых жизней в сумме основных впечатлений, а не в отдельных подробностях, и делает из человека Посвящённого. «Не могу ещё дать внутренний смысл перевоплощений, ибо это знание делает из человека Адепта» (71).
Чувствознание есть непосредственное постижение Духовного Мира. Религиозный человек принимает его существование на веру; философ, обладающий развитым Разумом, познаёт законы его существования в общем, абстрактном виде; оккультист или мистик познаёт духовный мир в его конкретном проявлении. Он постигает смысл и законы своей собственной эволюции, а затем сущность и пути эволюции окружающих его людей. «Человек должен, короче говоря, знать, кем он был прежде, чем прийти к познанию того, что он есть. А сколько среди европейцев таких кто способен развить внутри себя абсолютную веру в свои прошлые и будущие перевоплощения, даже только как в закон, не говоря уж о мистическом узнавании своей непосредственной предшествующей жизни?» (72).
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И БУДУЩЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
7. Вершины человеческой эволюции и её неудачи
1. История как наука
Агни-Йога. Аум. § 287
Агни-Йога. Надземное. § 511
Агни-Йога. Надземное. § 654
Агни-Йога. Надземное. § 940
Агни-Йога. Надземное. § 819
Агни-Йога. Надземное. § 250
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 33
Агни-Йога. Надземное. § 954
Агни-Йога. Надземное. § 920
Агни-Йога. Надземное. § 804
Агни-Йога. Беспредельность. § 96
Агни-Йога. Надземное. § 108
Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина». Т. 1. Ч. 1. С. 334
Агни-Йога. Надземное. § 628
Агни-Йога. Надземное. § 860
Агни-Йога. Надземное. § 597
Агни-Йога. Надземное. § 831
Агни-Йога. Надземное. § 839
Агни-Йога. АУМ. § 485
Агни-Йога. Надземное. § 687
Агни-Йога. Надземное. § 652
Агни-Йога. Надземное. § 658
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 1. § 329
Агни-Йога. Надземное. § 869
Агни-Йога. Мир Огненный. Ч. 3. § 369
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 322
Рерих Е.И. Письма. М. 2009. Т. 9. С. 312
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 2. Ч. 1. С. 205
Агни-Йога. Высокий Путь. Т. 1. М. 2002. С. 349
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Новосибирск. 1993. Т. 3. С. 70