Заключение
В качестве заключения кратко повторим, сказанное в этом разделе.
⠀⠀1. «Нужно при новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди основ» (29). «Искание первопричин свойственно каждому мыслящему человеку» (30). Мыслящему человеку нетрудно постичь мысль о том, что мироздание включает в себя два вида реальности: единое и многое, абсолютное и относительное, вечное и временное, неизменное и изменчивое; при этом обе реальности не могут существовать друг без друга. Мира, в котором мы живём, не было бы, если бы не существовало Единого, которое объединяет множество.
Можно ли познать Единое? Познать его невозможно, ибо познать — это определить, увидеть со стороны, противопоставить познающему, но осознать можно. К тому же существуют двое Единых — Абсолют и Абсолютный Дух. Абсолют — это Единое само по себе, Бытие и Ничто, Полнота и Пустота; будучи сплошным и бесформенным, он в себя включает всё проявленное и непроявленное. Абсолют есть абсолютное Пространство, которое всё в себе содержит, само не содержится ни в чём, Оно везде и нигде, не имеет границ; Он есть и абсолютное Время — вневременность. Абсолют — это абсолютное Сознание, абсолютное Мышление, абсолютная Мысль. Абсолют не только непостижим, невозможно и прочувствовать Его. Он всё пронизывает, но в такой «глубине», которая не может быть воспринята проявленным сознанием, каким бы расширенным оно ни было. Абсолют — Беспричинная Причина Мира, корень всего сущего; Он не проявляется, но может иметь «тень», которая периодически выявляется из Него, но не Им.
Абсолют — это вечное пре-бывание, он отличен от Беспредельности, вечного ста-новления, которое включает в себя неисчислимое множество многообразных и конечных форм, сменяющих друг друга. Абсолют не переходит в Беспредельность, поскольку есть вечное настоящее, Беспредельное же есть вечное будущее, которое никогда не будет достигнуто. Единое по отношению ко многому, связанное с ним и противоположное ему, называется Абсолютным Духом, обладающим периодической вечностью. Он проявляется и по происшествии определённого времени затухает, поглощая всё проявленное. Единое в данном случае может рассматриваться двояко: с одной стороны, как Основа мира, с другой стороны, как его Начало.
Космос, в котором мы живём, является частью нашей Галактики. Он ограничен (очерчен) кольцом Млечного Пути и поясом Зодиакальных созвездий, а главное — он объединён в единую систему Основой, содержащей в потенции семена всех будущих явлений периода Космической Манвантары. Эта Основа будет объединять все возникающие формы Космоса, а в конце Манвантары впитает в себя результаты жизни космических существ.
Во время Пралайи, Космической Ночи, Основа сохраняется, представляя собой непроявленный мир, в котором нет частей, ибо всё проявленное вернулось в её Лоно. Этот непроявленный мир непостижим, как и Абсолют, но, в отличие от него, он имеет отношение к проявленному — в нём зародится новый Космос, но уже на более высокой ступени эволюции. Принцип Бытия в непроявленном мире назван Атманом, Абсолют — Пара-Атманом. Абсолют не содержится ни в чём, Атман содержится в Абсолюте, Он — сфера с потенциальным содержанием в великой Тьме, подобно пустому пузырю в безбрежном океане. Атман — это и есть Основа, или Единый Духовный Атом, имеющий границы, но не имеющий частей, ядра и периферии.
Первая стадия проявления Космоса есть выявление Огненного Луча-Духа, первого Начала и действующей Причины Космоса, из непроявленной Основы. Эта стадия обозначается кругом с точкой посередине, в то время как Атман — белым кругом на фоне Абсолюта. Здесь возникает Атма Космического Творца-Логоса, представленная точкой.
Вторая стадия проявления Космоса есть образование Огненной Субстанции, однородной Всеначальной Энергии, включающей в себя мириады духовных искр, нетленных первоначальных атомов. Духоматерия возникает в результате воздействия Духа-Луча (Отца) на Основу (Матерь). Дух пробуждает и побуждает к действию скрытые (спящие) в утробе единой Материи семена будущих форм жизни. Здесь возникает Атма-Буддхи, Монада Космического Логоса. Вторая стадия обозначается кругом с двумя точками, который может символизировать и монаду Творца.
Таким образом, Основа и Начало Космоса едины в сути и представляют собой Абсолютный Дух или Единый Духовный Атом. Затем из Основы выявляется Луч, Первоначало всего сущего, он одухотворяет Основу, побуждает к жизни спящие в ней зародыши. Иначе говоря, в Духовном Атоме возникают излучающее огненные искры-атомы ядро и воспринимающая его излучения периферия. Образуется Отец-Матерь Космоса — единая Всеначальная Энергия с неисчислимыми качественными свойствами на планах проявления. «Космогоническая теория должна начать с Первоначала, Субстанции, разлитой на протяжении всего беспредельного Пространства и обладающей разумной и божественной природой» (31).
Третья стадия проявления Космоса есть возникновение Атма-Буддхи-Манаса Творца, ядра Космического Разума, символом которого является круг с тремя точками или треугольником внутри. Здесь к новой деятельности пробуждается Единое Сознание Творца, АУМ, включающее в себя Божественное Представление о более совершенном Космосе, а также общий План будущего создания.
«Троичное созвучие произносится, как Ом! Как будто две буквы сливаются, но и основа и начало действительно слиты в одно Неделимое» (32). «Ом» есть мантра, означающая и позволяющая восчуствовать Духовное начало мира, Всеначальную Энергию. И сказано нам: «Пусть Брахма-мантра укажет вам путь к вечной Истине. «Ом» (33).
Если духовный Луч-Отец одухотворяет Основу-Мать, пробуждая к новому циклу жизни духовные искры-атомы, то Космический Разум одушевляет Духоматерию. Он вносит в духовные атомы первоначальные энергии, превращая их в духовные зёрна (Атма-Буддхи), называемые монадами. Каждой монаде при этом задаётся основной план, согласно которому она будет проявлять своё содержание, развивая сознание в процессе Космической Манвантары. Одни монады будут проявлять своё содержание в космических формах, таких как кометы, звёзды и планеты. Другие будут проявляться в дочеловеческих формах, таких как минералы, растения и животные. Третьи будут озарять человеческие существа разной степени развития от Богов до дикарей. И наконец, многие и многие монады будут служить материалом для построения многообразных космических форм, к ним будут относиться монады элементальных царств, стихий от огня и воздуха до воды и земли. При этом план задаётся с учётом потенциального содержания, накопленного монадой в предыдущей Манвантаре. Энергии Логоса — это его мысли, именно в результате его мышления Всеначальная Энергия преобразуется в сознательную разумную энергию. Важно отметить и то, что Духовный Атом, уже содержащий в себе ядро космического Творца, называют Основным Солнцем нашего Космоса, в его лоне и будут развиваться миры.
⠀⠀2. Всё, что возникает и разрушается в мире, имеет не абсолютную, но относительную реальность, является иллюзией или майей, однако все вещи достаточно реальны для относительного человека. Относительная реальность, изменчивое бытие, включает в себя множество космических форм. Форма — принцип ограничения, закон, проявленный в материи. Форма есть то, что имеет границы в пространстве, определённое положение в окружающей её среде. Форма имеет начало и конец во времени, определённую продолжительность существования и смену своих состояний от прошлого к будущему. Пространство и время взаимосвязаны, ограниченность в пространстве предполагает и ограниченность во времени, и наоборот. Пространственно-временные отношения относительны, они имеют значение и количественные характеристики только для субъектов, которые их воспринимают. Формы существуют на различных планах бытия, относительно человеческого восприятия они бывают большие и малые, плотные, видимые физическим зрением и приборами, его расширяющими, и тонкие, воспринимаемые сверхчувственным ясновидением.
Каждая форма имеет состав, совокупность упорядоченных частей. Формы растут, изменяются и разрушаются как в результате внутреннего взаимодействия частей, так и под воздействием внешней среды. Способность любой формы воспринимать, анализировать и усваивать энергию среды мы назвали сознанием формы или её душой. Сознания форм различны — от простого ощущения до осознанного мышления.
Формы объединяются в целое двумя видами энергий: силами сцепления их частей и единой силой, пронизывающей эти части. Основная единая энергия должна быть непрерывной в отличие от дискретных частей, она должна возникать до образования формы и оставаться неизменной во время её жизни. Она не может быть познаваема находящимися внутри её частями, но лишь восчувствована ими. Форма перестаёт существовать, когда основа, объединяющая материал в целое, её покидает. Если видимую часть формы можно назвать телом, внутреннее содержание — душой, то основу — духом.
Формы бывают искусственные, созданные человеком, и естественные (природные), возникающие помимо него. Прежде творения у человека возникает замысел создать ту или иную вещь для определённой цели, то есть в основу любой искусственной формы полагается мысль. Замысел-мысль представляет собой сущность вещи, которая остаётся неизменной, пока данная вещь существует. К природным жизненным формам относятся элементальные существа, минералы, растения и животные. Они также имеют своих творцов, ибо любая сложноорганизованная форма предполагает наличие разумной силы, действующей на разрозненный материал. Естественные формы творят Боги природы по заданным свыше первообразам или архетипам, которые представляют собой сущности этих форм, их духовные начала-основы. Например, каждый дуб на Земле уникален по своим внутренним свойствам и по своей внешней форме, зависящим от условий его произрастания, но все дубы имеют одинаковую сущность. Духовный мир идей, откуда черпает свои замыслы Иерархия планетных творцов, един для всего Космоса, он порождён мыслетворчеством Космического Творца.
Самой огромной космической формой, нам известной, является наша Вселенная, которая по оценкам современных астрономов возникла 13–14 млрд. лет назад. Наука изучает Вселенную физического плана, наблюдаемую с помощью различного рода приборов, однако путём теоретических размышлений и математических моделей она пришла к убеждению, что помимо нашей Вселенной было, есть и будет беспредельное множество других вселенных. Значит, мы теперь сумели окинуть нашу Вселенную единой мыслью и говорить о ней как о целостной системе, имеющей не только начало, но и конец.
Но замкнута ли она, ограничена ли она в пространстве? Учёные полагают, что Вселенная расширяется, растёт, в ней возникают новые небесные тела, а ежели так, то имея начало во времени, она будто бы не имеет границ в пространстве. Но как это может быть? Это возможно только в том случае, если видимую Вселенную рассматривать как растущее тело Вселенной невидимой и полагать границы последней в её глубинах. В конечном счёте, граница должна быть определена единой Основой, которая объединяет все настоящие и будущие образования Вселенной, являясь и источником всех её движущих и творческих сил. Вселенная, таким образом, растёт и развивается в лоне этой Основы, Единого Вселенского Духовного Атома. Он содержит миллиарды галактик; они, в свою очередь, – миллиарды звёздных и космических миров, и все они имеют свои Основные Духовные Атомы, находящиеся в иерархической связи друг с другом, ибо различаются степенью огненности и последовательностью выявления из непостижимой глубины Вселенского Лона.
И сказано нам, что первичной формой всего проявленного — от атома до вселенной, от человека до звезды — является сфера. «Что такое оккультизм? Это область знания, представляющая вселенную в форме яйца. Известная науке клетка представляет собой уменьшенную копию яйца вселенского, ибо законы, управляющие целым, управляют и отдельными частями, сколь бы малыми они ни были… Оккультизм учит, что во вселенной и в человеке есть скрытые силы и законы. Силы, действующие во внешнем мире, уже частично известны современному человеку, но ещё не настолько, чтобы он смог разглядеть реальную, первоначальную природу, из которой исходит её внешняя часть, которую он в состоянии видеть и ощущать» (34).
⠀⠀3. Имеют ли космические формы, такие как вселенные и галактики, солнца и планеты, своих творцов или они возникают самопроизвольно в результате действия вселенских законов? Согласно закону космической эволюции все небесные тела проходят последовательно следующие фазы развития: туманности, кометы, звёзды и планеты. Прежде всего в однородной космической субстанции образуются туманности, состоящие из огненных стихий. Они формируются в духовных глубинах Космоса из первоначального космического материала, представляющего собой совокупность духовных атомов-искр. В результате вращательного движения атомы поляризуются, затем возникают положительно и отрицательно заряженные частицы, которые взаимодействуют друг с другом. Уплотняясь, туманности образуют конгломераты материи, которые с огромными скоростями перемещаются в пространстве, подобно снежному кому обрастая новыми энергиями. Собирание материала вокруг первоначального сгустка материи происходит согласно закону космического магнетизма: созвучное притягивает созвучное и отталкивает несозвучное. В итоге, рождаются кометы.
Продолжительность жизни кометы зависит от её магнетизма. Если сила притяжения у неё слаба, то она быстро распадается, а собранный ею материал поглощается более устойчивыми образованиями, огромное количество комет гибнет в утробах гигантских звезд. Если сила притяжения кометы сильна, то она увеличивается в размерах и уплотняется. Однако увеличивающаяся сила сжатия накопляемого материала вокруг центра приводит к огненному напряжению, и такие кометы заканчивают свою жизнь взрывом. После кометы остаётся наполненное магнетизмом ядро, вокруг которого будет формироваться звезда. Кометы, таким образом, продолжают свою жизнь в звёздах. И сказано, что наше сегодняшнее Солнце было кометой в начале Века Брамы, то есть в начале Космической Манвантары.
Учёные, размышляя о рождении и формировании звёзд, имеют в виду только плотный план видимой Вселенной, но звёзды рождаются в духовных недрах мироздания. Звезда, зарождённая в Духовном Мире, живёт и развивается подобно своей предшественнице комете. Она притягивает из пространства созвучные своему ядру энергии, в результате чего происходит уплотнение её тела и угасает яркость. Звёзды оформляются в Огненном мире, уплотняются в Тонком и проявляются в плотном мире Космоса. От силы магнетизма их духовных ядер и характера собираемых вокруг них энергий зависит продолжительность их жизни, далеко не все звёзды доживают до тонкого и плотного состояний, многие из них разрушаются, порождая материал для новых звёзд.
От силы магнетизма звезды зависит не только её способность поглощать космический материал и другие звёзды, но и окружаться ими. Звезды, которые становятся центрами звёздных, а затем и планетных систем, называются солнцами. Звёзды объединяются в созвездия вокруг центра, определённой звезды духовного плана, которая называется Центральным Солнцем данного звёздного мира. Солнцами называются не только звёзды, которые связывают в одну систему звёздные миры, но и Солнца, объединяющие свои миры, которые называются Основными (от слова «Основа») Солнцами, становящиеся носителями духовных триад Космических Разумов. Таким образом, мы различаем Центральные Солнца, соединяющие свои миры, от Основных Солнц, лежащих в основе миров, являющиеся носителями единого сознания их Творцов.
Много созвездий включает наш Космос, но особенное значение для астрологии имеют 12 Зодиакальных созвездий, лежащих на границе нашего мира, и тринадцатое созвездие Геркулес. Каждое из них имеет своё Основное Солнце, являющееся телом Космических Разумов, которые находятся в иерархических отношениях. Основное Солнце созвездия Геркулес явилось носителем триады Творца нашего Космоса, в созвездии Геркулес находится и Центральное Солнце нашего мира, названное Отцом, которое явилось проявлением Основного Солнца. Это сверхогненное Солнце, облекаясь космической материей, проявилось затем в более плотной сфере в виде огненного Сириуса. Он стал мощным Солнцем, которое притягивало к себе более слабые молодые звёзды и осколки разрушаемых звёзд. Затем сила притяжения сменилась силой отталкивания и Сириус взорвался, при этом раскололось на части и его духовное ядро, вокруг которого сформировались два Солнца-брата, Уран и Сатурн.
Согласно представлениям современной науки планеты нашей Солнечной Системы образовались вместе с нашим настоящим Солнцем из одной огненной туманности. Однако сказано, что Солнце только в определённом смысле может считаться Отцом наших планет, поскольку соединило их вокруг себя. Под его излучением они продолжают оформляться и уплотняться, своим магнетизмом оно питает возникающую на планетах жизнь. Солнце — мужское начало Космоса, призванное питать своей энергией планеты, которые можно рассматривать в качестве женских сущностей в силу того, что в их лоне развивается жизнь. Как сказано выше, немногие звёзды становятся солнцами, ибо немногие солнца окружаются планетами, но ничтожно мало и количество планет, которые имеют человечество, представляющее собой их высшие центры. Множества планет лишены человеческого сознания — мощи, участвующей в их развитии. Планеты, как кометы и звёзды, зарождаются в духовных глубинах Космоса, но они являются следующей стадией их эволюции и потому моложе их. «Указанный Вами астроном ошибается, предполагая, что каждая планета становится солнцем. По оккультному учению как раз наоборот. Именно планета, прежде чем стала обителью человечества — венца Мироздания, была солнцем, а ещё раньше — кометой, сгустком Космической материи и т. д.» (35).
Тела планет формируются в проявленных мирах из более сложного материала, прошедшего преобразования в горнилах звёзд и представляющего собой уже составные атомы и сложные молекулы. Ядро или центр, вокруг которого начинает собираться первичный материал, представляет собой потухшее солнце. Его накопленная энергия не разбрасывается в пространстве силами отталкивания, но силами притяжения собирается в компактном образовании, обладающим сильным магнетизмом, способным слагать вокруг себя осколки разрушаемых взрывами звёзд. В итоге, кометы продолжают жить в солнцах, а солнца — в планетах. Но следует отметить и то, что видимые кометы, посещающие нашу Солнечную Систему, представляют собой формирующиеся планеты, но не кометы в собственном смысле как первичные образования Духовного мира.
Рождённая на основе солнечного ядра планета дальнейшее формирование проходит под наблюдением и при участии Планетарных Духов, которые избирают планеты своими телами по созвучию их ядер со своими монадами. Планеты — это словно корабли, несущиеся в пространстве под управлением своих кормчих. В конечном счёте, они по соответствию энергий притягиваются к определённому солнцу, и на некоторых из них постепенно образуется разумная жизнь. Примитивные формы жизни возникают в тонких сферах планет вследствие самозарождения из органических зародышей, которые поступают из пространства. Формы минералов, растений и животных творятся Духами Природы, сознательная жизнь людей направляется и руководится Планетарными Логосами во главе с Логосом Космическим.
Фаэтон (Атлу) была первой планетой Солнечной Системы, на которой возникло разумное человечество, но произошло это в Тонком Мире Космоса. Не достигнув плотного состояния, эта планета распалась в результате взрыва. Её осколки вошли в тела других планет Системы, а её человечество расселилось на них, что способствовало развитию здесь разумных существ. Планеты, достигающие положенной кармой ступени развития, завершают свою жизнь разложением на части, передавая накопления своим преемницам. Это происходит во время наступления планетной пралайи после последнего Седьмого Круга её развития. «Когда Седьмой Круг завершится, то Время прекратится… Пралайя начнётся, и на Земле никого не останется, чтобы отметить разделение времени в течение этого периодического разложения и остановки сознательной жизни» (36).
При этом отмечается, что Атлу была дочерью самой древней планеты Космоса, названной Луной Сириуса, проявившейся вместе с ним из недр Основного Солнца созвездия Геркулес. И наша теперешняя Луна является носительницей энергий той же Луны Сириуса, она старше нашего Солнца и выполняет при нём ту же роль, как и древняя Луна при Сириусе. Планета, называемая Луной, является Женой Солнца, и только при наличии Жены огненная звезда становится собственно Солнцем, окружается многими солнечными, а затем и планетными мирами. И только при наличии сокровенной Луны возможно оформление новых планет и наделение их человечеств высокой степенью сознания.
Луна — планета, которая в отличие от других планет, очень сильно зависит от излучаемой Солнцем энергии, она одухотворяема ею и питаема. В то же время, впитывая солнечную энергию, она конденсирует её, одушевляет, передаёт эту отражённую и преображённую энергию другим планетам. Так после взрыва Сириуса и образования двух Солнц, Урана и Сатурна, Луна стала их общей матерью, а затем и их женой, участвующей как в формировании планет, так в населении их людьми. Под излучением Сатурна сформировались и уплотнились Меркурий, Марс и Земля, под излучением Урана — Нептун, Венера и Юпитер.
Вселенные, галактики, космические миры имеют своих творцов, но утверждая это, что мы имеем в виду? Мы не раз говорили ранее, что наш Космос имеет Двуначального Бога-Творца, который творит свой мир мыслью, потому называется Космическим Разумом или Логосом. Логос является Архитектором нашего мира, поскольку создаёт план будущего создания. План этот «записан» на первичной Духоматерии, Всеначальной Энергии, включающей в себя мириады духовных искр, вечных в своей сути и периодических в проявлении. Логос порождает несчётное множество монад, духовных зерен, качественно различающихся между собой, ибо представляют собой одушевлённые Логосом духовные атомы-искры. Творец также создаёт первообразы или идеальные модели, по которым будут творить видимые и невидимые формы многочисленные существа, развивая своё сознание. Творческая мыслительная деятельность Космического Разума преобразует Всеначальную Энергию, создавая при этом первый проявленный мир Космоса, который называется Духовным миром или миром Идей. Монады — это идеи-числа, первообразы — это идеи-геометрические фигуры, Логос также назван Великим Математиком. И только по аналогии с Творцом нашего мира мы можем мыслить о вселенских и галактических Логосах.
Итак, Космос проявляется из состояния Пралайи согласно вселенскому закону цикла, он развивается изнутри наружу, поскольку Духоматерия уплотняется от огненной до тонкой и физической. Порожденные Богом-Творцом монады комет, звёзд и планет облекаются разного рода энергиями, согласно закону космического магнетизма притягивая родственные энергии и отталкивая чужеродные. По мере оформления солнц и планет в них входят Космические Боги, которые усовершенствуют их. Собственно космическое творчество начинается в Огненном Мире, продолжается в мирах Тонких и плотных, и совершается уже на планетах. Здесь Боги Природы созидают планетные формы жизни по заданным Космическим Логосом образцам. Планетарные Логосы принимают участие в становлении сознательной жизни, они отбирают для эволюции более совершенные формы человеческих существ, развивают в них своё более совершенное сознание на новом витке жизни Космоса и порождают мыслящее человечество.
В итоге, можно сказать, что космические формы, такие как вселенные и галактики, кометы, звезды и планеты зарождаются естественным путём, направляемые всеобщими законами мироздания. Но затем солнца и планеты оформляются, усовершенствуются и населяются разными формами жизни, благодаря творчеству Разумных Сил во главе с Космическим Богом-Творцом.
Мир Огненный. Ч. 1. § 606
Агни-Йога. Надземное. § 374
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Ч. 2. С. 365
Агни-Йога. АУМ. § 189
Блаватская Е.П. Сб. «Что есть Истина?» М. 1989. С. 81
Блаватская Е. П. Беседы об оккультизме. Сб. «Что есть Истина?» М. 1999. С. 97
Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М. 2002. С. 274
Блаватская Е. П. «Тайная Доктрина». Т. 2. Кн. 2. Минск. 1994. С. 154
7. Космос, его Зародители и Старшие Руководители
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНОЙ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
1. Необходимость создания науки о человеке